Школа и вуз

Побольше бы таких хлопот!

Татьяна Павловна СЕППЯНЕН работает, и успешно, руководителем управления образования семь лет. Работает почти в экстремальных условиях: в сугубо сельском  Пряжинском районе  водопровод-то – редкость, зато все школы подключены к Интернету. 

02-2008.jpgПроживают в районе лишь 18 тысяч человек. В лесных поселках работы нет годами, их жителям по большей части не до воспитания детей, все заботы они заливают привычным способом. Многие уезжают в более перспективные края, и их трудно осуждать.

Имя Татьяны Сеппянен хорошо известно в республике: в 1995 году она стала победителем первого республиканского конкурса «Учитель года» и лауреатом российского. Под ее началом десять школ, 1429 учеников, 327 педагогов – и все сельские проблемы.

– Солидный управленческий опыт помогает в работе?

– Не сказала бы. Становится все труднее, ведь постоянно происходит обновление содержания работы. Конечно, можно жить легко – если просто функционировать. Но мы пытались развиваться даже тогда, когда денег не хватало.

Каждый год что-нибудь новое. То ЕГЭ, то переход лицензирования и аттестации на уровень республики, то реструктуризация сети учреждений. Потом началась реализация национальных проектов. Кстати, процесс оптимизации вообще непрерывен. Но каждый понимает ее по-своему. Кто-то как минимизацию расходов, а я – как создание оптимальных условий, сохранение образовательных учреждений. Но только тех, где обеспечено качественное образование.

Искусственно поддерживать школу в угоду общественному мнению – значит, обделять детей. Если она не соответствует нормам санитарной и пожарной безопасности, не может дать качественное образование – с чем ребенок выйдет в жизнь? Разве может такое образование придать ему силы в будущем?

При мне было закрыто четыре школы – две начальные и две основные. В них было мало учеников, в Койвусельге всего двое.

– И все-таки общественное мнение в основном против закрытия школ…

– Мы, конечно, его учитывали, поэтому не спешили. Начинали со встречи с коллективом. Когда педагоги сами осознают, что им не справиться с подготовкой выпускников на современном уровне, они становятся нашими союзниками. После идем к родителям. В ту же Койвусельгу я приезжала трижды, выслушивала аргументы каждого родителя. А потом мы посадили детей и родителей в школьный автобус и привезли в Ведлозерскую школу, куда им предстояло перебраться. И вот когда они увидели современное здание с компьютерным классом, спортивным залом, хорошей библиотекой, узнали, что здесь  много  секций и кружков, согласились: «Да, это необходимо!».

– Но вот вы убедили сомневающихся в необходимости учиться в другой школе. И что – все довольны?

– Мы проводили опрос детей и родителей в двух школах. Что, на их взгляд, изменилось с переходом из малочисленной в крупную школу. Оценки, признаться, дают противоречивые. Как положительное отмечают появление у ребенка новых друзей, возможность заниматься в спортивных секциях  и различных кружках. Но поначалу жалуются, что дети стали хуже учиться. Родители судят по оценкам, а ведь у ребенка идет процесс адаптации, да и требования к качеству знаний в большой школе выше. Со временем начинают это понимать.

Был курьезный случай. Дети пожаловались директору своей новой школы на уроки английского: «Учитель все время говорит по-английски, а в нашей школе только отдельные слова произносили. Мы так не привыкли!»

Еще родителям не нравится, что собирают деньги на учебники. В маленькой школе годами учились по тем, которые есть, а в новой строго следят за соответствием  обязательному перечню. Но, должна сказать, в последние два года благодаря увеличению субвенции меньше собираем денег на учебники.

А скажи людям в поселке, что опять возобновит работу их маленькая школа, вряд ли они этого захотят. Уже оценили значение качественного образования. Это и есть главный критерий при реструктуризации.

– Национальные проекты добавили вам хлопот?

– Пусть больше будет таких хлопот! Благодаря им меняются люди, подходы к управлению, обновляются программы. Главное – происходят системные изменения в образовании. Взять подключение школ к Интернету. Техническую и содержательную стороны берут на себя федеральные и региональные власти. Мы же должны позаботиться о том, чтобы были исправны электропроводка, заземление, закуплено соответствующее оборудование, да и многое надо подготовить. Раньше до этого руки не доходили, средств не было.

А гранты лучшим учителям? Вначале людей приходилось уговаривать участвовать в конкурсе. Стеснялись – как это заявить, что я лучший? Сейчас у многих азарт появился:  я тоже могу! Растет  активность учителей, их желание постоянно повышать уровень профессиональной компетентности. Педагог задумывается: успех ученика – ведь  и его достижение! Изменяется одна сторона, но это заставляет крутиться все механизмы системы.

Словом, мы готовы к дополнительной  нагрузке, лишь бы национальные проекты распространились на дополнительное и дошкольное образование. Школы сегодня хорошо обеспечены, а там – нищета.

– Национальные проекты инициированы Москвой. А какие идеи родились у вас?

– Наша местная инициатива направлена на самое уязвимое – поддержку молодых специалистов, зарплата которых сегодня просто недостойна. Каждый год в школы района приходят 5 – 6 молодых специалистов. В первый год работы выплачиваем им надбавку в 30 %, второй год – 20 и третий – 10.  Снижение оправданно: по мере работы молодой специалист получает возможность повысить разряд и тем самым свою зарплату.

В маленьких населенных пунктах молодых нечего и ждать, пока не начнут решать проблему комплексно – должны быть полная нагрузка, жилье, работа для второй половины.

– Знаю, что результаты ваших подопечных по ЕГЭ не были блестящими…

– Не ниже республиканского уровня, а в Эссойльской школе и выше. А вообще школу мы сравниваем с ней же самой. Лучше сдали ЕГЭ по русскому языку, хуже – по математике. Но выпускники наши поступают неплохо – в вузы Петрозаводска,  Москвы, Питера.

Главная опасность единого государственного экзамена в том, что мы не учим теперь, а готовим к ЕГЭ. Трудно совместить контрольно-измерительные материалы и содержание программ, по которым мы работаем. Знаю это на собственном примере, поскольку до сих пор преподаю обществознание в школе и два года готовила детей к ЕГЭ. Некорректные вопросы, непонятные ответы…

Отправляем педагогов на курсы повышения квалификации, у нас открыт межшкольный методический центр. Приходят учиться неожиданные люди – в возрасте,  консервативных, казалось бы, взглядов. Понимают: ребятам интересны учителя, которые говорят с ними на одном языке. Теперь каждый педагог пользуется компьютером, многие сами создают цифровые образовательные ресурсы.

– Что вы можете считать своим достижением?

– При всех сложностях удается ежегодно решать проблемы с совершенно необходимым ремонтом – основные фонды ветхие. В этом году получили в Минфине кредит на два миллиона – для приведения в порядок канализации, электропроводки, приобретения средств противопожарной безопасности. Препятствие – конкурсы, которые мы обязаны устраивать по 94-му закону. Много появилось недобросовестных подрядчиков, которые сбивают цену, выигрывают конкурс, получают аванс в 30 процентов – а потом их ищи-свищи.

Каждый год 1 сентября я отправляюсь в самую маленькую отдаленную школу. Последний раз была в Улялегской основной школе, где всего 34 ученика. Там начало учебного года – всегда общий праздник. И в этот раз пришли родители с маленькими детьми, ветераны-педагоги. Трудно сказать, чему я больше радовалась: новому туалету, пусть деревянному и на  улице, или компьютерному классу с Интернетом. Или тому, что появились в школе два молодых специалиста, в том числе учитель информатики, который будет заниматься как с детьми, так и с учителями. Такие вот у нас достижения…

Фото автора

Лицей № 2 2008