Программа более чем насыщенная: участникам предлагается свыше ста мастер-классов! Часть из них состоялась накануне.
«Миссия учителя физкультуры – здоровая школа»
Открывая конгресс, министр по делам молодежи, спорта и физической культуре Карелии Александр Воронов определил три основные задачи. Во-первых, особенность форума этого года – обсуждение комплекса ГТО, начало апробации которого намечено уже на ближайшую осень. В 2014 году конгресс проводится при тесном взаимодействии с министерством образования и науки. Кроме того, съезд учителей должен помочь участникам в поиске новых интересных методик и технологий преподавания в школе, которые помогут привить детям любовь к физкультуре. Наконец, ещё одна задача конгресса – объединение и общение учителей.
– Я уверен, что физическая культура, закладывающая основы физического и духовного здоровья личности, среди других предметов школьной программы должна занимать лидирующую позицию, – выразил свое мнение Александр Воронов. – Это единственный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств. Миссия учителя физкультуры – здоровая школа. Это здоровые учителя, здоровые родители, здоровые дети. Учитель физкультуры по своему статусу – заместитель директора школы по здоровому образу жизни.
По понятным причинам, тема вводимого комплекса ГТО так или иначе звучала в выступлениях практически всех участников. Министр образования Карелии Александр Морозов заметил:
– Наша самая главная задача – вписать нормы, которые появятся, в образование, сделать его интересным для детей, найти формы, которые с учетом и комплекса и новых стандартов помогли бы детям с интересом заниматься физкультурой и пронести её через всю свою жизнь.
Главное обсуждение комплекса пройдет завтра на большой научно-практической конференции, однако уже на открытии было отмечено: проблемы будут, в том числе непросто придется и учителям.
– Мы ещё не знаем, что делать с третьим уроком физкультуры, а нам уже говорят, что надо внедрять комплекс ГТО, – подчеркнул доктор педагогических наук, профессор Анатолий Матвеев. – То есть мы работаем на опережение и, не до конца осознав то, что мы должны были бы сделать, но ещё не успели.
Профессор Матвеев обозначил три ипостаси, в которых выступает физкультура сегодня. Из них наиболее активно развивается первая – физкультура как образовательный предмет.
– Мы сейчас будем решать проблему, как нам двигаться дальше. Потому что комплекс ГТО делает новое заявление о том, становится программой, нормативной основой всех образовательных предметов физической культуры, которые преподаются на всех уровнях образования. Мы должны четко себе представлять, что столкнемся с противоречием между двумя большими ведомствами – министерством спорта, которое должно заниматься физкультурой как средством организации отдыха и досуга, и министерством образования, потому что стандарт по образованию развивается на своих принципах, закономерностях.
Анатолий Матвеев сделал акцент: «Мы, в первую очередь, должны решить образовательные задачи. Физкультура как предмет должна учить детей, как быть здоровыми, и уже во вторую очередь – укреплять здоровье».
Подробнее о проблемах, которые волнуют учителей при введении комплекса ГТО, мы расскажем по итогам конференции в Петрозаводском государственном университете.
Йога в баскетболе? Почему бы и нет!
Пока учителя обмениваются опытом. Вчера прошел ряд мастер-классов. Ану Хямяляйнен из Йоэнсуу представила наработки по адаптивной физической культуре. Владимир Волков из Костомукши рассказал о методе круговой тренировки на уроках гимнастики. Выступление Марьи Меурман (Куопио) было посвящено йоге для начинающих и продвинутых, а Матти Пьёри (Оулу) – финскому бейсболу. Темой гостей из Томска, Татьяны Пушкаревой и Ирины Быстрицкой, стала «Русская лапта – развитие физических качеств с использованием подвижных игр». Канадец Джеф Зоунир (Торонто) поделился методиками баскетбола.
Представитель Индии Нама Ашиш Прем Сингх (Нью Дели) дал мастер-класс «Влияние дыхательных практик и йогасаны на моторное усвоение навыков броска в баскетболе», который вызвал большой интерес у слушателей. Однако, возможно, вопреки чьим-то ожиданиям, педагог обучал не непосредственно броску, а технике дыхания, состоящей из нескольких фаз: глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох – задержка.
Нама Ашиш Прем Сингх объяснил разницу между физическими упражнениями и йогой:
– Когда мы занимаемся физическими упражнениями, происходит учащение сердечного пульса, кровь передается на переферийные участки тела. В йоге же всё наоборот: кровь с периферии идет к сердцу, и мы успокаиваемся.
По его словам, именно волнение или физическое утомление, усталость не дают детям сделать точный бросок в баскетболе, поэтому крайне важно помочь им успокоиться, чему и способствует дыхательная практика. Педагог советует использовать её в течение нескольких минут не только на занятиях по физкультуре, но и на других предметах.
Ольга Немова, специалист из Москвы, рассказала о проектировании индивидуальных траекторий физического развития на уроках физкультуры. Одна из ее идей заключается в том, что основное внимание на уроках необходимо уделять детям, у которых есть проблемы:
– «Звездочки» у нас итак мелькают, мы их видим и стараемся занять по полной. Но особое внимание мы должны уделить детям, которые по тем или иным причинам пытаются отсидеться, скрыться.
Вчера, 26 июня, также было подписано Соглашение о сотрудничестве в области физкультуры, спорта и молодежной политики между Министерством по делам молодежи, физической культуре и спорту РК и Департаментом образования и культуры Регионального государственного административного агентства Восточной Финляндии до 2016 года. Оно гласит, что приоритетными направлениями сотрудничества в области станут проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний, обмен спортивными делегациями и развитие адаптивной физической культуры. Кроме того, в области молодежной политики планируется развитие волонтерской деятельности, молодежных движений и субкультур, научных исследований, активная пропаганда здорового образа жизни среди молодежи двух стран.
Фото автора