В Петрозаводске собрались около 80 представителей малокомплектных школ, общественных организаций, министерств, Карельского института развития образования, преподаватели ПетрГУ и студенты. В течение двух дней проходили мастер-классы, выставки, презентации, а также подвели итоги республиканского педагогического конкурса «Современная сельская школа со всех сторон» – результаты см. в конце публикации.
Из 48 тысяч школ России более половины, 28 тысяч, сельские. Из них 12 тысяч малокомплектных. Карелия один из немногих регионов, где через республиканский закон об образовании урегулированы организационно-правовые основы малочисленных школ. Что не означает легкой жизни, отнюдь.
За круглым столом «За городской чертой» дискуссия получилась живая, острая. Учителя, руководители сельских школ откровенно говорили о своих проблемах. Директор школы в поселке Пушное Беломорского района Татьяна Танцева поделилась озабоченностью: проверяющие высказали претензию, что учителя, преподающие несколько предметов, не проходят курсы повышения квалификации в объеме 180 часов по каждому предмету.
– Надо законодательно решать проблему, иначе учителя будут учиться больше учеников, – считает она.
Еще одна проблема – студенты, будущие педагоги, не имеют возможности поехать на практику в сельскую школу. «Приглашайте, если есть у вас койко-место!» – попросила директоров школ Светлана Смирнова, Зав. кафедрой теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ.
Директора возразили: студентов не заманить в сельскую школу. Зинаида Ефлова, зав. лабораторией теории и практики развития сельской школы ПетрГУ, подтвердила слова коллеги:
– Ко мне студенты подходят с просьбой: «Пошлите меня хоть куда-нибудь!»
Татьяна Васильева, заместитель министра образования Карелии, призвала сделать сельские школы социокультурными центрами. После занятий школьная библиотека вполне может открываться для жителей села. Причем оплачивать совмещение функций должны через муниципальное задание местные власти, и не из субвенций на общее образование, как они, сообщили директора, привыкли делать. Руководитель учительского профсоюза Карелии Тамара Мешкова просила Минобразования РК обратить внимание на открытость в распределении субвенций.
Еще один вопрос, тревожащий руководителей, – детские сады при сельских школах, которые они, цитирую, «тянут на себе». Татьяна Сеппянен, заместитель главы Пряжинского муниципального района, возмутилась:
– Они вас спасают! Если у вас есть дошкольники, ваши школы менее уязвимы!
Затронули и такую тему, как закрытие и реорганизация школ на селе. Общественность выступает против, но всегда ли это делается неоправданно? Зинаида Ефлова убеждена: неумно было закрывать Верхнеолонецкую школу, поторопились с Куйтежской. Но вот что рассказала о недавней истории Татьяна Сеппянен:
– Приехала я на собрание жителей села по поводу реорганизации школы из основной в начальную школу-сад. Родители доводы воспринимают, а учителя категорически против. Они не видят перспективы, держатся за вчерашний день. Я спросила: «Что для вас важнее – собственные зарплаты или будущее детей?». Когда в конце одна учительница встала и сказала: «Я вас пОняла», я подумала: «А стоит ли такую школу сохранять?». Вспомнила учительницу в фильме «Доживем до понедельника», которая говорит «ложат»… В эту минуту мне стало ясно: я не готова больше слушать аргументы этих учителей со столь низким культурным уровнем. Мы что отстаиваем? Дети в какой среде растут?!
По мнению Зинаиды Ефловой, при реорганизации школ нужна независимая профессиональная экспертиза. Это сняло бы многие вопросы.
Министерство призывает сельские школы думать о качестве образования, об индивидуальном подходе к ученикам.
– Это в Петрозаводске родители ищут частные школы, где к ребенку индивидуальный подход, – заметила одна участница круглого стола. – А у нас к каждому индивидуальный подход бесплатно!
Обычно на такие встречи приезжают самые активные учителя и директора. Они не скрывают проблемы, не боятся ставить вопросы перед руководством минобразования, что было и на сей раз. Технологиями XXI века многие сельские педагоги владеют уверенно, а вот их быт на уровне позапрошлого века. Как выразилась одна из участниц, каждый день – классическое троеборье: вода, дрова, помои…
День сельской малочисленной школы провели Министерство образования РК, Институт педагогики и психологии ПетрГУ, Совет Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ РК.
«Лицей» продолжит тему в ближайшее время публикацией Зинаиды Ефловой и Светланы Смирновой.
Фото автора
Итоги республиканского конкурса
«Современная сельская школа со всех сторон. О себе расскажем сами: трудовое воспитание и профильное обучение»
Ноябрь 2014 г. – февраль 2015 г.
Номинация «Презентация»
Победители
- Серебренникова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образования; Бахарева Наталья Геннадьевна, методист, МКОУ дополнительного образования детей Муезерский районный Дом детского творчества, Муезерский МР. Трудиться с удовольствием!
Лауреаты
- Назарова Галина Иосифовна, директор МКОУ ООШ д. Усть-Река, Пудожский МР. Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.
- Рассохина Татьяна Геннадьевна, старший методист, Рассохина Татьяна Васильевна, воспитатель, Кривых Елена Анатольевна, воспитатель, МБОУ Гляденская ООШ № 11, Красноярский край, Шарыповский район, д. Гляден. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация дошкольников.
Все конкурсные презентации размещены (до 09.03.2015) по адресу: http://fast.karelia.pro/4HShtQ3/
Номинация «Статья»
Победители
- Филиппова Светлана Михайловна, учитель, Викулина Людмила Валентиновна, учитель, МОУ «Машозерская СОШ», Беломорский МР, п. Новое Машезеро. Трудовое воспитание в сельской школе.
Лауреаты
- Агафонова Ольга Николаевна, зам. директора по УВП МКОУ «Рыпушкальская ООШ», Олонецкий МР. Приобщение дошкольников к сельскохозяйственному труду.
- Григорьева Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ «Нововилговская СОШ № 3», Прионежский МР. Нетрадиционные формы трудового воспитания в сельской школе.
Награждены публикацией в журнале «Директор сельской школы»:
- Волгина Анна Аркадьевна, учитель географии, биологии, технологии, педагог-организатор МОУ «Пайская ООШ № 8», Прионежский МР. Ученье и труд за руку идут.
- Голубкова Марина Хазиповна, учитель технологии МБОУ «Большекетская СОШ», Красноярский край, Пировский МР. Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию МБОУ «Большекетская СОШ.
- Коренькова Нина Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Шокшинская СОШ», Прионежский МР. Предпрофильное обучение на основе краеведения.
- Романович Ирина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Родниковская СОШ № 6», Красноярский край, Шарыповский район. Связь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности в трудовом воспитании сельских детей.
- Филиппова Светлана Михайловна, учитель, Викулина Людмила Валентиновна, учитель МОУ «Машозерская СОШ» Беломорского района, п. Новое Машезеро. Трудовое воспитание в сельской школе.
Все конкурсные статьи размещены (до 09.03.2015) по адресу:
http://fast.karelia.pro/pai4MgS/
Презентация о результатах конкурса размещена (до 09.03.2015) по адресу: http://fast.karelia.pro/fFODpzH/