В общем, много говорили о том, о чем можно говорить бесконечно. Но то и дело становилось ясно: учителям хотелось сказать о другом. Порой высказывались наперебой:
— У нас в районах сокращают психологов, закрывают кружки. А ведь в лучших школах мира с детьми работает огромное количество психологов и социальных педагогов!
— У детей-мигрантов намного меньше шансов сдать ЕГЭ по русскому языку, нужна дополнительная программа, нужно искать деньги на поддержку таких детей. Нужно ввести и альтернативные ЕГЭ формы аттестации.
Проявляли активность и члены профсоюза из районов:
— Будем говорить везде: сохраните льготы сельским учителям!
Только вот их высказывания оказывались не в формате заявленных на секциях тем…
Начальник отдела образования администрации Пряжинского района Татьяна Сеппянен ставила вопросы остро:
— Мы все заложники коррупционной системы и должны пользоваться навязанными нам учебниками, которые написал какой-нибудь профессор, используя рабский труд аспирантов. По многим учебникам, представленным в федеральном перечне, невозможно учить. А мы не имеем права выбора.
Сформулировали предложение: в обсуждаемый закон "Об образовании" предусмотреть возможность регионального переченя учебников.
Директор Беломорской открытой (сменной) общеобразовательной школы Сергей Щуковский говорил о равноправии всех видов и типов образовательных учреждений, ведь учитель вечерней смены или заочной группы выкладывается на уроке не меньше, а зарплату получает маленькую. Сергей Валентинович предложил обновить и нормативную базу для вечерних смен, на его взгляд, давно устаревшую.
Обсуждая тезисы Программы развития образования Республики Карелия на 2011-2015 годы, заговорили о нехватке денег даже на то, чтобы победителей районных олимпиад привезти на олимпиады региональные.
Татьяна Сеппянен подняла еще одну проблему регионального законодательства: дополнительные денежные средства выделяются на обучение детей в специальных коррекционных классах, но в сельских школах отдельного класса может не быть. Тогда нет и денег. В частности Пряжинский район, обучая таких детей, теряет около 4 с половиной миллионов рублей ежегодно.
— Если можно ухудшить положение школ, законодатели его ухудшают, — делали печальный вывод учителя.