Десять лет назад в России на семейном обучении были около 4 тысяч детей, сегодня около 100 тысяч.
В некоторых субъектах России родителям, выбравшим семейную форму получения образования ребенка, из бюджета школы выплачиваются около 6-7 тысяч в месяц на каждого ребенка.
Мир меняется, а значит, люди становятся другими, и дети не исключение. Психологи и педагоги утверждают, что главным видом деятельности детей младшего школьного возраста является учение. В любой точке мира найдётся немалое количество ребят, которые хотят приобрести знания, умения и навыки, необходимые для жизни, но по разным причинам, удовлетворить их потребности в условиях обычной школы у них не получается.
Родителям приходится искать выходы. Альтернативой школьному образованию может стать модель семейного образования (обучения), которая становится трендом образования в современной России.
Что такое семейное образование?
В нашей стране с 1992 года официально разрешено семейное образование (обучение). Семейное образование – форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы (ст. 17 Закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Выбрав семейную форму образования, родители могут самостоятельно или с помощью репетиторов обучать своих детей, выбирая учебные материалы и график обучения. Ответственность за полученные знания, умения и навыки ребенка ложится на плечи родителей. Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года.
У учащегося есть право на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации.
Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.
При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Ребёнок может быть прикреплён для прохождения аттестаций к любой школе.
В чем главная особенность семейного образования?
Педагогическая идея семейного обучения состоит в том, что родители имеют возможность организовать обучение в соответствии с индивидуальными особенностями своего ребенка, темпом его работы, степенью заинтересованности различными предметами и пр. Это дает, помимо прочего, возможность изучать более высокими темпами те предметы, которые не вызывают у ребенка трудностей, и больше времени посвятить тем, в процессе изучения которых возникают проблемы.
Нередко дети, обучающиеся по семейной форме, действительно обнаруживают более глубокие знания по сравнению с детьми, обучающимися в государственных школах. Указанный факт большинство исследователей объясняют высокой степенью индивидуализации и гуманизации семейного обучения по сравнению со школьным. Важную роль играет тот факт, что у детей в семейном образовании преобладает внутренняя мотивация, которая растет непосредственно из интереса к обучению. «Хоумскулеры», как их принято называть, не находятся под давлением школы, учителей и родителей одновременно, а наоборот, ощущают расслабленное состояние. Как правило, такой ученик испытывает намного меньше стресса, не боится получить плохую оценку. Получается, что все вокруг, наоборот, стимулирует учиться. В таких условиях ребенок чувствует себя как нельзя лучше.
Как в школе многое зависит от учителя, так в семейном образовании все зависит от родителей.
Происходит ли социализация детей в условиях семейного обучения?
Практически все противники семейного образования утверждают, что проблема социализации является главным негативным аспектом семейной формы обучения. Они считают, что каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение, по их мнению, десоциализировано.
Сторонники семейного образования категорически не согласны с подобным мнением. Так, Манфред Зиск (Manfred Zysk, США), автор статьи «Семейное образование и миф о социализации», утверждает, что проблема социализации представляет собой миф, созданный социологами, школьной администрацией и учителями.
Как считает Манфред Зиск, «их (учителей) мнение обусловлено как нежеланием расставаться с частью государственного бюджета, выделяемой на обучение каждого ребенка». В некоторых субъектах РФ родителям, выбравшим семейную форму получения образования несовершеннолетнего ребенка, из бюджета школы выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка — около 6-7 тысяч в месяц.
По мнению автора, так как «семейные» дети, как правило, привыкли мыслить самостоятельно, вследствие чего они труднее поддаются влиянию СМИ и воздействию общественной пропаганды, ими труднее управлять, поэтому государство не заинтересовано в развитии семейного обучения.
Школьная социализация, о которой говорят сразу же при упоминании семейного образования, имеет специфический характер. Ребенок на 11 лет изолируется от реального общества и помещается в отдельно стоящее здание без права покидать территорию, где он отвечает по команде, встает и садится по звонку. При этом он все эти годы взаимодействует с ограниченным количеством одних и тех же детей одного с ним возраста, находясь в одной и той же социальной позиции по отношению к школьным работникам. Возникают сомнения, что в данных условиях социализация является полноценной.
Однако нужно понимать, что на семейном обучении ребенок будет социализироваться только, если не будет заперт в четырех стенах дома. Без школы у него появляется много времени на кружки, секции, прогулки, друзей, хобби и все остальное. Включение «семейного» ребёнка в детские сообщества, считают родители и специалисты, вполне решит проблемы социализации.
Семейное образование в России и Карелии
Семейное образование становится всё более популярным в России. Десять лет назад в России на семейном обучении были около 4 тысяч детей, сегодня около 100 тысяч. После принятия федерального закона число «семейников», например, в Омской области с 10 человек выросло до 450. В стране создано немало «семейных» школ – объединивших родителей и детей, отказавшихся от государственной формы организации образования. Появляются книги, выходит специальный журнал «Семейное образование», проводятся фестивали, семинары, конференции.
В Республике Карелия данная модель также становится всё более популярной. В ходе исследования было обнаружено, что в соцсети существует группа «Семейное образование, самообразование Петрозаводск». Родители «семейных» обучающихся, а они являются основными участниками группы, обсуждают, как проблемы организации и содержания семейного обучения, так и решают вопросы социализации своих детей. Например, раз в неделю они стараются все вместе куда-нибудь сходить — в театры, музеи, на занятия по ТРИЗу, чтобы дети общались между собой. Есть дети, которые не первый год на семейном образовании.
В карельской группе состоит 280 человек. Полных статистических данных обнаружить не удалось. Предполагаем, что в модели семейного образования в Республике Карелия сейчас обучаются более сотни детей (целая школа!). И с каждым годом это число растет. Многие родители выбирают такую форму, когда их дети активно занимаются спортом или другой деятельностью.
Знакомство с обсуждением вопроса родителями в соцсетях показало, что многие из них хотят перевести детей на семейное образование, но многие и опасаются.
Проблемы семейного образования
Анализ мнений родителей и специалистов показал, что реализация модели семейного образования сопровождается немалыми проблемами. Представляем основные из них:
- у родителей не всегда есть время и компетенции, чтобы дать ребенку необходимые знания;
- родитель должен быть очень организованным, и всегда думать, чем занять ребенка; иногда родители вынуждены уходить с работы, чтобы обеспечить семейное образование;
- нужны немалые деньги на обеспечение: платные ресурсы интернета, на книги и учебники и мн. др.
Сторонники семейного образования признают: оно подходит далеко не для всех, а только для тех семей, которые готовы уделять достаточно времени и внимания воспитанию и образованию своих детей.
Растущая популярность модели семейного образования говорит о том, что школьное образование все меньше удовлетворяет родителей — при том, что оно становится все менее доступным.
Автор: Яна Хоренко, Петрозаводский государственный университет, Институт педагогики и психологии, кафедра теории и методики начального образования