Учителем года Петрозаводска признана Надежда Волкова, учитель начальных классов гимназии № 37. На снимке она справа, вместе с финалистами конкурса Александром Невским и Татьяной Гурчиной.
Ее открытый урок в четвертом классе был посвящен стихотворению Юнны Мориц. Уже больше 20 лет Надежда Николаевна — первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. «Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. Сейчас осознаю, что это образ жизни,» — написала она в своем педагогическом эссе.
В номинации «Дебют» победила Татьяна Торкель, учитель начальных классов Петровской школы.
О том, как для 66 участников из школ, гимназий, лицеев и детсадов прошел конкурс, рассказала Ирина Шарлаева, заведующая отделом сопровождения профессионального развития педагогов Центра развития образования, уже больше десяти лет она участвует в его организации.
— Конкурс начинался для нас непросто. Мы долго собирали участников. В номинации «Учитель» 15 педагогов, в том числе, если считать учителей ОБЖ, шестеро мужчин. Многие молоды, некоторые раньше прошли номинацию «Дебют» и конкурс «Мой лучший урок», так что для них это ступенька в профессиональном росте. Конкурс можно назвать одной из форм повышения квалификации педагогов. Многие участники прошлых лет — финалисты или те, кто был близок к высокому результату, — приходят к нам в ЦРО на конкурс в качестве членов предметного жюри. В этом году в жюри номинации «Дебют» работал Максим Викторович Иванов, победитель прошлого года. Порой думается, что у участников конкурса должно проходить больше времени между номинацией «Дебют» и уже более профессиональной «Учитель», но у тех проходит все ступени конкурса, замечаю, нет боязни выступления, они более активны и уверены в себе.
— Ирина Вениаминовна, я воспринимаю конкурс как возможность обмена новыми знаниями, методиками. Приходилось ли вам видеть, как чья-либо идея затем реализовывалась?
— Это было и есть. Иногда подобное случается не в этом же году, но чуть позе. Например, в конкурсе прошлого года Елена Васильевна Филимонова, учитель начальных классов школы № 46, предложила идею коллажа с лишней фотографией. В этом году увидели ее на одном из уроков.
— Меня часто поправляют, когда я говорю о том, что в «Учителе года» участвуют лучшие педагоги…
— Наверное, молодежи легче пойти на конкурс, особенно тем, кто прошел номинацию «Дебют». Бывают глубокие, серьезные учителя, которые, может быть, сами считают себя неконкурсными, не готовыми к публичности. В этом году у нас было мало участников, мы пытались найти причину происходящего. Многие говорили, что учителя боятся творческих конкурсов.
— Чувствуете ли вы, когда конкурсантов поддерживают коллеги и школа?
— Конечно. Во время самопрезентации Ксении Николаевны Бобровой, учителя английского языка школы №27, это ощущалось особенно. Выступление было построено так, что она обращалась к своим коллегам из зала, а там целая группа поддержки была! К сожалению, во время конкурса почти все учителя успевали дать только свой урок и не могли посмотреть уроки коллег не потому, что не хотели, а потому, что их не освободили от уроков в своих школах… Хотелось, чтобы отношение к конкурсантам у администрации школы было иным. Учителям важно быть в пространстве конкурса и важно хоть немного отдыхать, общаться, не торопиться.
— Знаю, что мастер-класс Надежды Николаевны Волковой был посвящен ФГОСам — федеральным государственным образовательным стандартам, на которые должны перейти учителя основной и средней школы уже с сентября 2015 года. Что вы заметили в ее общении с коллегами?
— Для учителей начальной школы переход на ФГОСы — этап уже отработанный. Многие из них в этом году выпустят детей по этим стандартам во всех школах города. Уже привычным стало даже в основной и средней школе, что дети сами выводят тему и цель урока, учитель старается опираться на мнения учеников. Порой педагогам не хватает ориентации на конечный результат: иногда дети выдают такой ответ, которого учитель просто не ожидает. Педагогу может казаться, что получилось все, а дети или затрудняются с ответом, или говорят, что не узнали ничего нового. Важно умение увидеть конечный результат глазами ребенка, а не руководствоваться своими представлениями о том, как все прошло. Тогда в самоанализе урока учитель будет говорить не о себе, а о детях: «Мы с детьми спланировали, у них получилось, ученики получили такой результат». С сентября 2015 года учителя, которые возьмут пятиклассников, столкнутся с необходимостью обучать по ФГОСам. На мастер-классе Надежда Николаевна как раз и задавала преподавателям средней школы вопросы по стандартам. Они-то и вызывали сложности. Это говорит о том, что учитель начальной школы в данной ситуации находится на более высоком уровне понимания, а коллегам пока еще сложно перестроиться, они вникают.
— Центр развития образования помогает учителям, которые в 2015 году перейдут на ФГОСы?
— Есть группа школ, которые апробируют новые стандарты. Весь учебный год в городе проходят методические недели. Например, сейчас параллельно с конкурсом была организована методическая неделя по стандартам, когда опорные школы предлагают такие открытые уроки и мастер-классы, на которые можно прийти, поучиться, проанализировать. В этом году мы подключили городские методические объединения. На них обсуждают уроки внутри предметного сообщества. Если осенью педагог все-таки поймет, что ему необходима поддержка и консультация, то он может обратиться в опорную школу и проконсультироваться там. Мы открыты для сотрудничества и всегда готовы помочь методически.
— Какой урок вам запомнился особенно на конкурсе этого года?
— Урок Надежды Николаевны, посвященный стихотворению Юнны Мориц о летающих лошадях. Он прошел на одном дыхании, зарядил нас всех хорошими эмоциями, а после звонка дети подходили к учительнице с просьбой подписать стихотворение, хоть она и не автор. Они спрашивали, где можно еще прочесть стихи Мориц. Получается, Надежде Николаевне Волковой удалось пробудить в четвероклассниках настоящий интерес!
Мнения о конкурсе высказали его участники прошлых лет.
Екатерина Либерцева, учитель информатики лицея №1:
— Конкурс очень важен и для учителей, и для общества! Это единственный раз, кроме дня учителя, когда общественность обращена лицом к учительству! Это время, когда не важно, из какой ты школы, все друг друга поддерживают, дают советы! Это время единения учителей, осознания общих целей, результатов…
Максим Иванов, учитель истории и обществознания Державинского лицея:
— Номинация «Дебют» существует уже шестой год. Я принимал участие в первом подобном конкурсе в 2009 году. Он сразу привлек внимание многих начинающих учителей. Эта номинация, кстати, по количеству участников опережает все остальные и даже основную — «Учитель». Многие, кто прошел через «Дебют» штурмуют новые высоты. В этом году Ксения Боброва, Александр Невский пришли на конкурс в номинацию «Учитель». Сергей Анатольевич был победителем среди молодых специалистов в 2010 году. По моим наблюдениям, номинация становится все более профессиональной, а в этом году все задания фактически дублировали основной конкурс. Поймал себя на мысли, что сложно представляю собственный мастер-класс на втором году работы, а для участников конкурса — это обязательное испытание!
Елена Филимонова, учитель начальных классов школы №46:
— В этом году мне показалось, что в номинации «Учитель» должны участвовать более опытные учителя. Наверное, должно проходить больше времени между дебютом на конкурсе и моментом, когда человек делится профессиональным мастерством.
Фото автора