Нынешний конкурс опроверг утвердившееся в высоких кабинетах представление, что воспитание само по себе, а уроки сами по себе.
Впервые с 1994 года победителем конкурса «Учитель года Карелии» стала педагог малокомплектной сельской школы, в которой всего 42 ученика. Елена Митрофанова преподает историю, курсы основ религиозных культур и светской этики и «Моя Карелия» в основной школе деревни Рауталахти Питкярантского района. А еще Елена Николаевна библиотекарь. В маленьких школах такое совмещение, рассказывает она, обычное дело.
Во время церемонии награждения Елена Митрофанова удивила признанием, что сама болела за другого участника — Сергея Невского, молодого учителя русского языка и литературы петрозаводской средней школы №9 имени И.С. Фрадкова. Трудно поверить, глядя на моложавую победительницу, что Сергея она помнит по детскому саду, где много лет назад работала воспитателем. Видела его последний раз пятилетним малышом, и вот неожиданная встреча на конкурсе.
Член жюри Максим Иванов очень хвалил урок Сергея Невского, посвященный поэту Владимиру Морозову. Пока, говорит Максим Викторович, Сергею не хватает опыта — «не нарастил еще учительского мяса». Всё впереди, если, конечно, не уведут из школы перспективного учителя.
В этом году на конкурс приехали 15 педагогов. К удивлению организаторов, не направили участников два района — Медвежьегорский и Кондопожский. Конкурсанты дали мастер-класс и открытый урок, провели тематический разговор с учениками, семеро финалистов подискутировали о стратегии воспитания до 2025 года, проект которой вынесен на обсуждение.
Как член жюри берусь утверждать, что дискуссия стала самым спорным и уж точно самым скучным конкурсным испытанием, несмотря на профессионализм и такт ведущих. Учителя-финалисты изначально были поставлены в заведомо проигрышную ситуацию: обсуждать не волнующие их проблемы, а родившийся в далеких от реальной жизни кабинетах документ, да еще обязаны были оппонировать друг другу. Сравните с последним конкурсом «Учитель года России», где для заключительной дискуссии была выбрана вечно актуальная тема свободы учителя, ведущий подготовил для каждого финалиста отдельный вопрос. Если он не мог ответить, подхватывал другой конкурсант. Включался в разговор и министр Ливанов. Дискуссия получилась живой, проявилась личность каждого ее участника.
А у нас финалисты мучались, пытаясь решить за час чуть ли не все проблемы общества и страны. Неудивительно, что конкурсантка из Пудожа Светлана Захарова, видимо, не в силах наблюдать мучения коллег, вскочила с места и эмоционально обратилась к организаторам конкурса и членам жюри:
— Спуститесь с небес на землю! Эти учителя уже сейчас делают то, о чем мы мечтаем, они воспитывают детей каждый день!
Зал зааплодировал.
В правоте слов Светланы Борисовны Захаровой можно было убедиться, побывав на мастер-классах и уроках конкурсантов, став свидетелями их беседы со школьниками об успешности в жизни, героизме, стране, в которой они хотели бы жить. Вот здесь мы и увидели не теоретический, а практический урок воспитания — ненавязчивый тон, внимательное отношение к мнению детей, без навязывания своих представлений.
Кстати, поразили ученики Специализированной школы искусств, в которой проходил конкурс, — они свободно высказывают свое мнение, опровергают представление, будто дети сейчас ничего не знают, думают о будущем. Пятиклассники слышали о Чернобыле, узнавали на фотографиях Марию Мелентьеву и Анну Лисицыну, Юрия Гагарина. Девятиклассники считают, что сила страны проявляется среди прочего в отношении к образованию, предметно рассуждают о демократии.
В беседе учителя из Питкяранты Натальи Троицкой с десятиклассниками один из них на вопрос «Воспитывает ли школа?» ответил: «Воспитывает в основном начальная школа».
Будто иллюстрацией к этим словам стали три блистательных конкурсных урока учителей начальной школы, на которых посчастливилось побывать, — Натальи Ивановой из Костомукши по рассказу Виктора Драгунского «Друг детства», Ирины Марчук из Сегежи про Михаила Ломоносова и петрозаводчанки Надежды Волковой по стихотворению Юнны Мориц про летающих лошадей. Дети узнавали новые слова, понимали, что нельзя предавать друзей, убеждались после опытов, как интересно быть ученым, и понимали: «всё, что существует на свете, когда-то было мечтою».
Когда прозвенел звонок с урока Ирины Эдуардовны Марчук, дети расстроились, что уже конец: «Ну вот…». После урока еще одной учительницы начальных классов — Ольги Коршунской из Мийнальской школы Лахденпохского района, дети обступили ее и стали обнимать, не желая расставаться. Что это, если не воспитание?
Победитель конкурса Елена Митрофанова призналась, что боялась ехать и даже не мечтала о победе. Страхов станет меньше, если учителя будут знать: главное, чего от них ждут на конкурсе, — профессионализма на уроке и в общении с детьми, а не демагогических рассуждений в ходе схоластических дискуссий.
Итоги XIX регионального конкурса «Учитель года Карелии -2015»
Победитель — Елена Митрофанова, учитель истории основной школы, деревня Рауталахти Питкярантского района
Лауреаты
Надежда Волкова, учитель начальных классов гимназии №37, Петрозаводск
Ирина Марчук, учитель начальных классов средней школы №7, Сегежа
Сергей Невский, учитель русского языка и литературы средней школы №9, Петрозаводск
Надежда Богданова, учитель биологии и химии средней школы №44, Прионежский район
Римма Коренная, учитель информатики, Чалнинская школа, Пряжинский район
Наталья Иванова, учитель начальных классов средней школы №1 с углубленным изучением иностранного языка, Костомукша
Специализированная школа искусств порадовала участников и гостей финала прекрасными выступлениями
Фото Марии Голубевой и автора