Интернет-журнал «Лицей»

Требуются мужские руки, четыре шурупа и желание помочь

Арсений Васильевич остался в холодной квартире, с рукомойником, ведрами воды, дровяной печкой…

Вчера побывала у Арсения Васильевича Анисимова, живущего в Ведлозеро одинокого учителя. (О его судьбе «Лицей» не раз писал). А сегодня учитель звонит мне совершенно расстроенный: что-то случилось с электричеством, автомат выключался несколько раз вечером и ночью. Дважды за вечер и утро Арсения Васильевича выручала школа. По его звонку приходил сначала ученик, а потом и учитель физкультуры, чтобы включить автомат. Свет снова загорался, в квартире становилось теплее.

Когда выключается свет, это значит, что человек, который едва передвигается по своей квартире, остается в кромешной тьме, без обогревателя — единственного, по сути, источника тепла в его комнатке-кухне. Еще два обогревателя работают в коридоре и дальней комнате, в которой температура ближе к минусовой. Есть еще плита, которая топится дровами, но ее тепла недостаточно, чтобы в комнате-кухоньке учителя стало просто тепло. Выход один — топить постоянно, и днем и ночью. Но когда спать? Сейчас Арсений Васильевич не знает, как быть, к кому обратиться за помощью и не отключится ли электричество вновь. Если это произойдет  ночью, что делать?

Этой осенью его квартиру оставили без центрального отопления — интернат, в котором она находится, отключили от котельной, потому как рабочие там больше не живут. В квартире Арсения Васильевича  можно топить только плиту, за прошедшее лето две круглых печки так и не были отремонтированы. А тепла от плиты явно недостаточно.

Старое здание бывшего интерната, в котором находится квартира Арсения Васильевича Анисимова

…Почти год я искала возможность поехать в Ведлозеро. Но поездка откладывалась по разным причинам. Я уже смирилась с тем, что буду поздравлять Арсения Васильевича Анисимова с Новым годом по телефону. И снова расспрашивать его о том, как он живет, задавая много вопросов, вникая в его интонации, пытаясь понять, что же на самом деле его тревожит.

Случилась оказия: вчера к Арсению Васильевичу отправилась Ольга Мурзина, заместитель руководителя Карельского регионального исполкома Партии «Единая Россия». Она-то и позвала меня навестить учителя. Летом А.А. Селянин, руководитель политсовета «ЕР», выделил 20 тысяч рублей на ремонт пола в комнатке учителя, а также обещал помочь с инвалидным креслом.

 

Напомню, в Ведлозеро живет Арсений Васильевич Анисимов, пенсионер, в прошлом учитель русского языка и литературы. 44 года своей жизни работал учителем.

Арсений Васильевич — инвалид первой группы, с рождения очень маленького роста. Сейчас основная его сложность связана с передвижением. Ходить на костылях, которые служат ему верой и правдой много десятилетий, все сложнее. Ноги слабеют, одышка, возраст. Арсений Васильевич уверен, что ходунки ему не освоить — их, кстати, привезла О. Мурзина, чтобы опробовать. Инвалидной коляски всё нет, да и в маленькой комнатке с высокими порогами и печками сложно на ней передвигаться. Создать безбарьерную среду, о которой мечталось поначалу, пока не удается. Все еще не решено, как утеплить пол, несмотря на то что деньги на это есть.

Арсений Васильевич — инвалид первой группы

Ходунки, которые привезли Арсению Васильевичу, он вряд ли освоит…

Чтобы не замерзнуть, все двери в комнатку Арсения Васильевича, в которой он ест, спит и даже принимает ванну, закрыты. И без крайней необходимости зимой учитель никуда не выходит — разве что в коридорчик, который соединяет две комнаты: там у него стоит холодильник и радио, которое он слушает днем.

… Когда заходишь к Арсению Васильевичу, поначалу кажется, что у него тепло. Но минут 10-20 побудешь и начинаешь понимать, что от дверей тянет холодом и в спину поддувает. Наверное, это не беда для человека здорового, но не для того,  кто  находится в комнате постоянно. Приходится очень тепло одеваться.

— Завтра попрошу соцработника достать мою теплую меховую жилетку. Сегодня утром я очень замерз. Но затопил плиту, вскипятил чайник, так потихоньку и согрелся.

Слушаю его и понимаю, что Арсений Васильевич не унывает. Понимаю также, что для него, как и для многих жителей сегодняшней Карелии, борьба с холодом — привычное дело. И даже местных жителей, которые живут в таких же условиях,  ничто не удивляет. На любые мои вопросы, которые я задавала и продолжаю задавать разным людям, я чаще, чем мне хотелось бы, слышу:

— А что ты хочешь, так живут все. Надо самим утеплять квартиру, вкладывать в нее деньги. У всех в деревне туалеты на улице. Это норма.

Но я думаю иначе. И не устану повторять, что учитель живет в неприватизированной квартире, что в его комнатке обязано быть тепло. И это не роскошь, государство обязано ему предоставить нормальные условия.

 

Что мы имеем на сегодняшний день? Не отремонтированы полы, хотя средства имеются — те самые 20 тысяч рублей, которые выделил А.А Селянин. Плохая проводка, которую необходимо привести в норму. Выяснилось это при нас. Этой осенью Арсений Васильевич вызывал к себе электрика, проводка была заменена на собственные деньги учителя, несмотря на то что вопрос этот я обсуждала с главой поселения, и тот обещал все решить. Так вот, оказалось, что проводка не выдерживает подключенного советского чайника (помните, такого алюминиевого, самого простого?), не слишком мощного обогревателя и суперсовременной  обогревающей батареи, которая вешается на стену.

 

С этой батареей история особая. Ее Арсений Васильевич попросил купить учителей школы. Дал им денег, и ему батарею любезно привезли, о чем он мне с радостью сообщил. До вчерашнего дня я была уверена, что благодаря ей учитель и не мерзнет. Оказалось, обогреватель, упакованный в коробку, до нашего приезда стоял в другой комнате! Арсений Васильевич попросил и до сих пор ждет, что ему привезут к современному агрегату … ножки, на которые и будет установлена батарея. При нашем внимательном рассмотрении выяснилось, что нужны не ножки, а четыре шурупа, на которые устройство можно прикрепить к стене.

 

Эту историю можно трактовать двояко. Вот, дескать, скажет кто-то, человек ждет, что о нем позаботятся, с таким подходом никогда у него тепла не будет. А я снова думаю иначе. Арсений Васильевич два месяца терпеливо ждет, что ему купят и он, естественно, отдаст деньги за приспособление для обогревателя. Но нет до сих пор ни ножек, ни тех, кто мог бы их купить.

 

Кстати, две круглые печки тоже не отремонтированы. Об этом я тоже говорила главе поселения. Не пришел даже печник, чтобы посмотреть, как с ними быть. И то же самое было бы с плитой, если бы не помог счастливый случай: когда делали ремонт в комнатке Арсения Васильевича, шофер, привозивший студентов, поехал и купил нужные кирпичи. Спустя какое-то время пришел печник и за деньги починил плиту. Но печника, которого обещал прислать глава поселения, учитель так и не дождался.

 

Спросила Арсения Васильевича:

— Вы чувствуете, что стало получше?

— Да, —  ответил он и улыбнулся.

Да, потому что благодаря добрым людям удалось поставить пластиковые окошки. Да, потому что фирма, которая приняла этот сложный заказ к исполнению, сделала это за один день, не потревожив учителя долгой работой. Да, потому что эта же фирма сделал скидку в 10 тысяч рублей, хотя об этом не просили — сами узнали, что это окна для учителя и надо постараться. Так же постарались студенты Технологического колледжа, которые обновили комнату — покрасили стены, полы и дверь, поклеили обои, привезли новый сервант и стол. На деньги неравнодушных людей из разных уголков России и Карелии был куплен биотуалет с необходимыми средствами для ухода. Не нужно теперь выходить из комнаты в  холодную пристройку.

 

Прощаясь с Арсением Васильевичем, передала ему приветы, пожелания, держа его за руку. Уходить не хотелось. После короткого совещания О. Мурзиной с директором школы, представителем администрации поселения предстоял обратный путь в Петрозаводск. Нас ждал уют своих квартир, с горячей водой и привычными удобствами.

Арсений Васильевич остался в холодной квартире, с рукомойником, ведрами воды, дровяной печкой. В эти дни он ждет гостей и готовится к Новому году. Мне бы хотелось, чтобы в 2013 году мы завершили начатое так давно дело. Решили проблему с полами, утеплили двери, отладили проводку и повесили обогреватель на стену. Нужно-то всего четыре шурупа. Одни мужские руки, молоток и желание помочь человеку.

P.S. Только что позвонила О. Мурзина. Сегодня к учителю придет электрик. Если все получится, то проводку починят в ближайшие часы.

 Ведлозеркая школа, которой Арсений Васильевич отдал 44 года жизни

Фото автора

 

 

Exit mobile version