Интернет-журнал «Лицей»

Нужны новые идеи

Старт движения РДШ в Карелии. Фото с сайта life-avard.ru
Старт движения РДШ в Карелии. Фото с сайта life-avard.ru

Концептуализация РДШ и идеи социально-ориентированного образования

Российское движение школьников в России исчисляется уже сотнями первичных организаций и тысячами детей и подростков. В Республике Карелия более 20 школ стали официальными членами РДШ.

 

Ключевые слова: идея, социально-ориентированное образование и его модификации, общественно-активная школа, коммунарская педагогика, пионерская организация.

Преамбула: Среди инноваций образования последнего времени всё большую популярность приобретает Российское движение школьников (РДШ). В России оно исчисляется уже сотнями первичных организаций и тысячами детей и подростков – участников [11]. В Республике Карелия более 20 школ стали официальными членами РДШ, из них четыре – пилотными [12], а институт педагогики и психологии ПетрГУ вошёл в число пяти российских вузов, взявшихся разработку теории и практику подготовки вожатых – педагогов-лидеров РДШ.

РДШ – «общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников» [11], проходит период своего становления. Сегодня, когда она оформляется в масштабное социально-значимое движение, каким априори позиционирует себя, нужно определиться в тех основных/базовых идеях, которые начертаны и/или ещё будут начертаны на её флагах. Самое важное сейчас – это концептуальное обоснование или концептуализация движения. С точки зрения автора данной статьи, таковыми обоснованиями должны стать базовые идеи демократической педагогики, социально-ориентированного образования. Только тогда РДШ можно рассматривать как один из потенциальных путей демократизации российского образования и общества в настоящем и в будущем.

Порождение нового эффективно, если основывается на амбивалентном анализе прежнего – успешного и неудавшегося, актуального в настоящем-будущем и уходящего или ушедшего в историю.

Идея – мысль, суждение, сущностное положение, принципиальная составляющая мировоззрения – это «путеводитель движения к цели» (В.М. Гюго), это смысл, который «бывает большой, малый и здравый» (Л.С. Сухоруков). Среди сонм витавших и витающих идей есть особые – гуманитарные, а «без великодушных идей человечество жить не может» (Ф.М. Достоевский).

Создавая и самоопределяясь в смыслах РДШ, прежде всего, следует обратиться к концепциям демократической педагогики, к теории и опыту социально-ориентированного образования. В настоящее время наряду с социально-ориентированным или общественно-ориентированным образованием в мировой и отечественной науке и практике сосуществуют теории государственно-общественного образования, гражданского образования, общественно-активного образования, социального образования и другие. В литературе и в жизни часто встречается употребление этих понятий как аналогов. Как научные дефиниции и как педагогические явления, имея различия в нюансах, они более едины, чем отличны, так как имеют ряд объединяющих сущностных признаков-характеристик, обусловленных общим происхождением (демократия, гуманизм) и общей целью – воспитание «социального человека» – свободного гражданина демократического общества. Философскими основаниями множества перечисленных и неназванных здесь модификаций являются идеи демократии, свободы и ответственности, методологическими – положения демократической педагогики, педагогики свободы.

Идеи социально-ориентированного образования в большей или в меньшей мере, теми или иными словами, созвучными своему времени, культуре и общественному устройству, и наконец, авторскому акценту, были высказаны и высказываются в научных трудах и/или в описании педагогического опыта многих педагогов-учёных и педагогов-практиков. Ниже названы лишь некоторые из значимых имён и идей, которые, по мнению автора статьи, должны найти отражение в концептуальных обоснованиях РДШ.

Одну из наиболее ярких и целостных концепций демократической педагогики в конце XIX – первой трети XX века разработал американский философ, социолог, психолог и педагог – отважный реформатор образования Джон Дьюи.

Г.Б. Корнетов, исследователь педагогического наследия и теоретик общественно-активной школы в России выделяет три аспекта – основных направления анализа идей и принципиальных позиций демократической педагогики Дж. Дьюи: 1) образование и демократия, 2) демократическое образование, 3) демократическая школа. [6] Все три содержательные линии актуальны для РДШ:

как сообщества детей и взрослых, строящегося на демократических основаниях;

как явления образующего – воспитывающего, социализирующего, обучающего, формирующего и развивающего детские коллективы и личности, т.е. являющегося педагогическим;

как реалии, которая не просто «заселяется» в основном звене системы образования – в школе, а воздействует на неё (как и школа на движение), и вторая, взаимодействуя, демократизируется (или нет).

Определяя демократизацию принципом обеспечения развития и саморазвития ребенка, Н.Б. Крылова считает, что «школа выполняет свою гражданскую миссию тогда, когда задает условия становления демократического поведению детей и взрослых в школьном сообществе» [6]. РДШ в пространстве школы может стать дополнительным образовательным ресурсом и одним из средств-механизмов демократизации образования. Знакомство с концептуальными основами общественно-активного образования, с опытом международного движения общественно-активных школ в России видится полезным и обязательным [2, 4].

Также следует знать и признать, что советская педагогическая наука, и особо, педагогическая практика, имеет немало примеров, в которых обнаруживаются и развиваются идеи социально-ориентированного, общественно-активного образования, осуществлявшиеся в условиях тоталитарного государства и авторитарной педагогики, «не благодаря, а вопреки». Таковыми являются научная и педагогическая деятельность А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, В.Н. Терского, С.Т. Шацкого (первая половина XX века).

Их идеи получили развитие в альтернативных научно-практических школах советской педагогики – в «педагогике сотрудничества» («педагогика поддержки»), «коммунарской педагогике» («коммунарская методика») второй половины XX века. Они были существенно дополнены, разработаны, апробированы и внедрены в социальную реальность такими учеными и педагогами-новаторами, как О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский, А.Н. Тубельский, С.А. Шмаков, Ф.Я. Шапиро. Принципы коммунарской педагогики – важнейшие идеологические ориентиры РДШ как организации действующей в стране, созидающей демократическое общество.

Основные принципы коммунарской методики (по И.П. Иванову) отвечают «вызовам» нашего времени, откликаются на запросы социума и созвучны целям РДШ:

— создание коллектива на основе достижения высоких, привлекательных для детей целей, формируемых не лозунгами, а повседневной позицией взрослого лидера (педагога) и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;

— построение коллектива на принципах периодической сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и обязательного анализа общих дел, отношений, поступков, формирование лидерских качеств у всех членов коллектива;

— организация деятельности, отвечающей потребностям детства, то есть деятельности общественно полезной, личностно-значимой, оформленной ритуалами, законами, традициями, гуманной, искренней;

— особая позиция взрослого лидера (педагога) как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позиция эта обеспечивает полное взаимопонимание, взаимодействие педагогического и детского коллективов [5].

Коммунарская методика, осуществлялась через деятельность добровольных общественных детских организаций. Напомним, тезисы РДШ – добровольчество, самоуправление, сотрудничество – суть общности ценностных оснований.

Коммунарское движение выступало в качестве альтернативы массовости, обязательности и обезличиванию пионерской организации, встроенной в формальную структуру системы образования. Сейчас первичные организации РДШ создаются на базе организаций сферы образования – в школах, домах творчества. Здесь потенциально возникновение проблем, которые в своё время были свойственны и повлияли на исход пионерской организации – крупнейшего объединения детей и подростков в советский период.

Однако несправедливо будет игнорировать демократические положения пионерского движения, особенно проявлявшиеся на уровне её первичных организаций – октябрятских звёздочек, пионерских звеньев, отрядов и дружин. Миллионы современных общественных деятелей и руководителей российского общества получили уроки лидерства, построения социальных коммуникаций, сотрудничества и управления через самоуправление, товарищества и дружбы именно в этих детских объединениях.

Настало время объективного и многоаспектного анализа теории и практики пионерского движения, выявления причин зарождения, успешности и разрушения, исторической беспристрастной оценки достижений и утрат… – анализа, отделяющего зёрна от плевел. Пора перелистать страницы работ А.К. Бруднова, В.В. Лебединского, К.Д. Радиной и др. исследователей, десятилетия определявших стратегию и тактику детской организации в масштабе огромной страны.

Современные педагогические исследования, в фокусе которых находятся детские движения, обычно имеют аналитическую составляющую, где в большей или в меньшей мере анализируется опыт различных детско-юношеских организаций, в том числе пионерской. Определённые выводы и обобщения представлены в работах Л.В. Алиевой, А.Г. Кирпичника, Д.Н. Лебедева, Э.А. Мальцевой, И.В. Руденко, Е.Н. Сорочинской, Е.В. Титовой и др. [1].

Так, исследователь В.К. Григорова, презентуя и соглашаясь с шестью уроками истории пионерской организации, сформулированными К.Д. Радиной [9], описывает опыт пионерских организаций Хабаровского края, действующих в постсоветских, т.е. иных экономических, политических и социокультурных обстоятельствах. Жизнеспособность организации выводится контекстно из иллюстраций автора статьи: хабаровская пионерия живёт потому, что «удовлетворяет потребности подростков и взрослых в общении и в совместной деятельности, в воспроизведении и развитии опыта старших поколений, решая одну из ведущих задач – гражданско-патриотического воспитания дальневосточников» [3, с. 19].

Отдельной строкой следуют работы Н.Б. Крыловой о демократизации образования, о глубинном понимании детского самоуправления, о культурных и социальных практиках как средствах формирования социально-значимых качеств личности [7,8].

Но согласимся, что зарождающееся движение РДШ в настоящее время испытывает острую потребность, как в идейном обосновании и концептуальном самоопределении, так и в методическом обеспечении и сопровождении движения. В этом отношении предстоит большая и оперативная работа учёных, методистов и практиков – организаторов и лидеров детского движения.

Далее представлены идеи о социально-ориентированном образовании в целом, о социально-ориентированной школе (образовательной организации) и обозначены риски на этапе формирования детского движения, обусловленные несформированностью необходимой и достаточной базы идей. Отобраны те положения социально-ориентированного образования, которые, по мнению автора, являются особо важными, даже крайне необходимыми для понимания замысла и смысла РДШ, играющими в сюжете движения первые роли.

О социально-ориентированном образовании в целом

Социально-ориентированное образование характеризуют:

— двуединство цели социально-ориентированного образования, в которой равно первичны и равнозначны обе составляющие: 1) построение, процветание и развитие цивилизованного гуманитарного общества и 2) самостроительство, самореализация и благополучие личности как субъекта этого общества;

— понимание образования как единого целостного процесса, в котором обучение, воспитание, социализация и развитие не могут и не должны разделяться и осуществляются в симбиотическом единстве;

— понимание образования, как в узком лимитированном плане – относительно личности как элемента и представителя социума, так и в самом широком цивилизационном – в отношении общества в целом. Общество также образовывается (воспитывается, обучается, социализируется, развивается) и, как показывает его история, может быть или не быть социально-ориентированным;

— направленность образования на формирование таких социально-значимых качеств личности, как долг и ответственность за большую и малую Родину, гражданская позиция, социальная активность и инициативность;

— включённость/встроенность образования в социальную жизнь на разных уровнях – ближайшего и дальнего социального окружения;

— рассмотрение образования как открытого социального института, а образовательных учреждений/организаций как открытых сегментов сферы образования.

О социально-ориентированной школе (образовательной организации)

В социально-ориентированной школе:

— одной из ведущих образовательных идей-целей является воспитание активного созидательного члена общества, гражданина страны, патриота России, малой родины и своей школы;

— понимается и признаётся право личности и детских коллективов на саморазвитие, на проявление самобытности и уникальности; ведущим принципом является добровольность участия в социальной жизни и самоорганизации в ней;

— функционирование организации как открытой образовательной системы, проектируемой, строящейся и действующей в совместной работе тех, кто «внутри» и кто «снаружи» школы; признана равноценность вклада каждого «строителя» системы – администрации, педагогов, школьников, родителей, социальных институтов ближайшего окружения;

— созданы условия для проявления детского самоуправления, для реального участия и влияния детей, подростков, юношества на решение конкретных вопросов и проблем жизнедеятельности детской организации, школы, ближайшего сообщества и страны;

— есть возможности для деятельности разных детских, подростковых, юношеских и разновозрастных сообществ (неполитических, нерелигиозных), разнообразная работа которых на базе образовательной организации обогащает её образовательный потенциал. Школа всемерно поддерживает становление и развитие этих объединений, а объединения – школы.

РДШ в этой структуре может, как взять на себя лидирующую роль (и ответственность), так и быть одной из многих равноценных и равноправных. В такую школу РДШ может прийти и закрепиться, но движение может стать и главным строителем такой школы (!).

Российское движение школьников уже на старте получило поддержку Президента страны, государственных ведомств образования, культуры, спорта и др., отдельных некоммерческих общественных организаций и СМИ. Это, несомненно, мощнейший ресурс для раскрутки и развития. Однако здесь же таятся риски, к сожалению, традиционные для российской действительности.

Невнятность и/или отсутствие социально-значимых идей – глубоких и одновременно понятных, доступных и привлекательных для детей, подростков, юношества и взрослых участников движения может спровоцировать его организаторов:

— на гонку за массовостью и обширной географией – на скорый и неправомерный рост количества первичных организаций и участников движения, создаваемых на основе администрирования;

— на сопутствующие массовости и обязательности формализм, забюрократизированность, безликость, унификацию…;

— на включение в движение «случайных людей» в качестве детских лидеров – без понимания, без соответствующей подготовки, без способности к товариществу;

— на увлечение эффектными формами, средствами, кампаниями в ущерб идеям, реализация которых может быть результатом лишь тонкой, кропотливой, трудоёмкой и совместной работы взрослых и детей.

Сегодня есть потребность в ревизии идей, требуется их модернизация (не мимикрия!) в отношении их согласованности со временем, с изменениями, произошедшими в перманентно меняющемся мире, в стране, в современных детстве, подростничестве и юности, и конечно, в нас – педагогах. Идеям необходимо адекватное привлекательное оформление… Нужны новые идеи… «Новая идея появляется в результате сравнения двух вещей, которые еще не сравнивали» (Клод Адриан Гельвеций).

 

Литература:

  1. Алиева, Л.В. Детское движение субъект воспитания. Теория, история; практика: Монография [Текст] /Л.В. Алиева; Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. – М.: Макс-Пресс, 2002. –227 с.
  2. Всероссийский портал общественно-активных школ / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://oash.info/ Дата обращения 19.03.2017.
  3. Григорова, В.К. Пионерская организация: уроки для теории, истории и методики современного детско-юношеского движения (к 90-летию пионерской организации) [Текст] / В.К. Григорова // Среднее профессиональное образование. – №7. – 2012. С. 15-19.
  4. Ефлова, З.Б. Движение общественно активных школ России: время самоопределения… [Текст] / З.Б. Ефлова // Общественно-активная школа в контексте современных тенденций в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. ред. Н.Г. Емузовой. – Нальчик: Издательство И.П. «Полиграфия», 2011. С.18-22.
  5. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания / И.П. Иванов. Москва: Педагогика, 1990. – 208 с.
  6. Корнетов, Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: Перспективы общественно-активных школ: Учебное пособие [Текст] / Г.Б. Корнетов. – Москва-Тверь, 2009. – 108 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 3)
  7. Крылова, Н.Б. Демократизация школы /Н.Б. Крылова [Текст] // Демократическая школа. – №2. – 2003.
  8. Крылова, Н.Б. Задачи демократизации управления образования / Н.Б. Крылова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.values-edu.ru/?p=446 Дата обращения 19.03.2017.
  9. Радина К.Д. Роль уроков пионерской организации для теории, истории и методики детского движения [Текст] / К.Д. Радина // Пионерское движение: теория, история и методика. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. С. 5-9.
  10. Российское движение школьников / портал РДШ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://рдш.рф/
  11. Российское движение школьников в Контакте [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/rdsh_karelia

 

Об авторе: Ефлова Зинаида Борисовна —  кандидат педагогических наук, зав. лабораторией теории и практики развития сельской школе института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», zeflova@onego.ru

Exit mobile version