Интернет-журнал «Лицей»

Школа — это маленькая жизнь-2

Прогимназия "Сообщество", Нефтеюганск
Прогимназия «Сообщество», Нефтеюганск

В культурно-образовательной среде ребенок не просто адаптируется к жизни. Он  становится конструктором своей жизни, преобразует и реализует себя.

Обучение, воспитание и развитие в нашей прогимназии сливаются в единую систему благодаря особой культурно-образовательной среде. Среда обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, определяет нравственный, творческий и интеллектуальный климат прогимназии.

Модель культурно-образовательной  среды спроектирована в трех плоскостях: формы организации жизнедеятельности ребенка, формы организации сознания, набора способностей (см. таблицу 1).

Таблица 1. Модель культурно-образовательной среды прогимназии

Плоскости проектирования

Задача

1.

Формы  организации жизнедеятельности, в которую включен ребенок. Оснастить  ребёнка средствами, позволяющими осваивать различные виды деятельности.

2.

Формы  организации сознания, которые присваивает ребенок. Выращивание  ценностей, принципов, традиций на основе неформального разновозрастного общения и взаимодействия разных поколений.Освоение  норм, правил жизнедеятельности.

3.

Набор  способностей, понимаемых как присвоенные человеком культурные способы осуществления мышления коммуникации и деятельности. «Выращивание» (развитие) способностей и их востребованность в данной среде.

     Среда прогимназии «живая», складывается участниками образовательного процесса:

•  в виде образцов способов действия (организация действия, коммуникации, рефлексия и др.);

•  в виде предъявляемых детьми своих достижений;

•  в форме производства событий  («размеренная» событиями жизнь сообщества, которую ребенок постепенно понимает, в которую включается сначала как ведомый взрослыми участник, потом как действующее лицо и, наконец, как  «носитель» традиции и организатор события);

• в форме корпоративности (ритуалы и обычаи, различные социальные роли, единство стиля, нормы и правила организации).

В культурно-образовательной среде ребёнок осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В ней он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является конструктором своей жизни, преобразует себя, самореализуется.

Организация вариативно-развивающегося образовательного пространства способствует становлению у детей умения осуществлять обоснованный выбор.

Вариативность образовательного пространства

Образовательное пространство прогимназии —  разноуровневое, полисубъектное, многомерно-деятельностное, способное предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей для появления у ребёнка способности к осознанному выбору различных видов деятельности и личной ответственности за свои действия.

Вариативность предметно-развивающегося образовательного пространства ставит ребенка перед необходимостью осуществлять осознанный выбор, способствует организации детского самостоятельного и инициативного действия.

  Языковое образовательное пространство прогимназии выступает основой формирования у детей умений эффективно использовать язык в многообразных реальных ситуациях. Комплекс специально организованных

педагогических условий способствует формированию языковых способностей  детей:

Практики  языкового  образования

 

Насыщенность материально-технической базы обеспечивает организацию и проведение различных видов деятельности детей.

Учебное пространство оборудовано шкафами с раздаточным учебным материалом, находящимся в свободном доступе детей; учебными книгами и лабораторным оборудованием на стеллажах, включенным компьютером с выходом в Интернет для самостоятельного поиска информации, наличием мобильного класса для индивидуальной работы на компьютерах, местом для выставок ученических работ, а также дополнительными досками для учащихся.

Кабинет Лего — конструирования совместно с художественной мастерской оснащён оборудованием для конструирования и моделирования из Лего-конструкторов, материалами для лепки из глины, а также интерактивной доской и интерактивным столом для индивидуальной и групповой творческой работы.

Библиотека с читальным залом обеспечивает возможность работы на стационарных компьютерах библиотеки, медиатекой, средствами сканирования и распознавания текстов и выходом в сеть Интернет, контролируемой распечаткой и копированием бумажных материалов.

Естественно-научная лаборатория приобщает детей к основам научно-исследовательской деятельности с помощью цифрового лабораторного оборудования. Кабинет оснащен интерактивной доской и выходом в сеть Интернет.

Музыкальный класс обеспечен оборудованием для проведения уроков музыки, включающим простые музыкальные инструменты, кинестетические синтезаторы, средства аудио — и видео – фиксации.

Каждое из рабочих мест лингафонного кабинета оборудовано современной звукотехнической аппаратурой для прослушивания фонограмм и тренировки в громкой речи.

Кабинет информатики и шахмат оснащён современным оборудованием с выходом в сеть Интернет.

Спортзал оборудован в соответствии с требованиями ФГОС и способствует спортивным успехам.

В дошкольных группах созданы условия для развития воспитанников по всем направлениям.
Предметно-развивающая среда представлена центрами активности: искусство, строительство, кулинария, драматизация, литература, музыка математика/манипулятивные игры, песок и вода, наука и природа.

Благоустройство школьной территории используется во время учебных занятий и во внеклассной работе

Информационно-образовательная среда прогимназии ориентирована на воспитание и обучение человека, способного жить и творить в информационном обществе. Использование  новых информационных технологий и Интернет-ресурсов  создает возможности для формирования информационной компетентности у воспитанников и обучающихся.

Наш  выпускник — это современный пользователь, который обладает навыками решения нестандартных задач, которых становится все больше:

Информационно-образовательная среда является условием формирования ИКТ-компетентности и позволяет расширить формы информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Таблица 2. Практики в информационной среде

Виды  практик

Цели и задачи

Решение учебных задач с использованием общедоступных ИКТ -источников Формировать умения планирования, прогнозирования по решению собственных задач.
Практика создания продуктов деятельности через использование средств ИКТ  Формировать навыки публичного выступления с ИКТ- поддержкой.
Постановка умных «вопросов»  Формировать навыки постановки вопросов в письменной форме.
Конструирование и моделирование Формировать способность к конструированию и моделированию средствами Лего-конструкторов  и Лого — Лего программ
Решение нестандартных  задач Формировать у учащихся  потребность и способность решать нестандартные задачи
Информационно-коммуникативные практики    Формировать умения:— создавать гипермедиа-сообщения;— фиксировать ход коллективной/ личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);— общаться в цифровой среде (электронная почта, видео-конференция, форум, блог);— создавать презентаций, программируемые модели;— вести электронное портфолио
Выпуск новостных газет, видеосюжетов, роликов Формировать умения отбирать, анализировать информацию для решения поставленной задачи; создавать презентации
Практика исследовательских лабораторий (экспериментирование и наблюдение) Формировать умения планирования и организации исследования объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ.

Насыщение образовательной среды — не самоцель. Оно обеспечивает ребенку возможность выбора социальных и образовательных практик. В итоге каждый ученик находит в гимназии свою «территорию успеха».

Exit mobile version