В культурно-образовательной среде ребенок не просто адаптируется к жизни. Он становится конструктором своей жизни, преобразует и реализует себя.
Обучение, воспитание и развитие в нашей прогимназии сливаются в единую систему благодаря особой культурно-образовательной среде. Среда обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, определяет нравственный, творческий и интеллектуальный климат прогимназии.
Модель культурно-образовательной среды спроектирована в трех плоскостях: формы организации жизнедеятельности ребенка, формы организации сознания, набора способностей (см. таблицу 1).
Таблица 1. Модель культурно-образовательной среды прогимназии
№ |
Плоскости проектирования |
Задача |
1. |
Формы организации жизнедеятельности, в которую включен ребенок. | Оснастить ребёнка средствами, позволяющими осваивать различные виды деятельности. |
2. |
Формы организации сознания, которые присваивает ребенок. | Выращивание ценностей, принципов, традиций на основе неформального разновозрастного общения и взаимодействия разных поколений.Освоение норм, правил жизнедеятельности. |
3. |
Набор способностей, понимаемых как присвоенные человеком культурные способы осуществления мышления коммуникации и деятельности. | «Выращивание» (развитие) способностей и их востребованность в данной среде. |
Среда прогимназии «живая», складывается участниками образовательного процесса:
• в виде образцов способов действия (организация действия, коммуникации, рефлексия и др.);
• в виде предъявляемых детьми своих достижений;
• в форме производства событий («размеренная» событиями жизнь сообщества, которую ребенок постепенно понимает, в которую включается сначала как ведомый взрослыми участник, потом как действующее лицо и, наконец, как «носитель» традиции и организатор события);
• в форме корпоративности (ритуалы и обычаи, различные социальные роли, единство стиля, нормы и правила организации).
В культурно-образовательной среде ребёнок осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В ней он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является конструктором своей жизни, преобразует себя, самореализуется.
Организация вариативно-развивающегося образовательного пространства способствует становлению у детей умения осуществлять обоснованный выбор.
Образовательное пространство прогимназии — разноуровневое, полисубъектное, многомерно-деятельностное, способное предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей для появления у ребёнка способности к осознанному выбору различных видов деятельности и личной ответственности за свои действия.
Вариативность предметно-развивающегося образовательного пространства ставит ребенка перед необходимостью осуществлять осознанный выбор, способствует организации детского самостоятельного и инициативного действия.
Языковое образовательное пространство прогимназии выступает основой формирования у детей умений эффективно использовать язык в многообразных реальных ситуациях. Комплекс специально организованных
педагогических условий способствует формированию языковых способностей детей:
Практики языкового образования
- Проба пера
- Описание выставочных продуктов
- Устная и письменная рефлексия
- Публикации
- Книгоиздательство
- Работа над ошибками в предметной среде
- Высказывание своей точки зрения (коммуникативный бой)
- Говорим правильно!
- Публичное выступление «У всех на виду!»
- Ведущий праздника, радио, школьного телевидения
- Письменная дискуссия
Насыщенность материально-технической базы обеспечивает организацию и проведение различных видов деятельности детей.
|
|
Информационно-образовательная среда прогимназии ориентирована на воспитание и обучение человека, способного жить и творить в информационном обществе. Использование новых информационных технологий и Интернет-ресурсов создает возможности для формирования информационной компетентности у воспитанников и обучающихся.
Наш выпускник — это современный пользователь, который обладает навыками решения нестандартных задач, которых становится все больше:
- умеет искать и анализировать новую информацию на предмет пригодности ее для решения поставленной задачи, отказываясь от негативной информации ориентируясь на позитив;
- умеет использовать информацию в образовательных целях;
- умеет хранить и передавать информацию, используя современные возможности средств цифрового оборудования и компьютера.
Информационно-образовательная среда является условием формирования ИКТ-компетентности и позволяет расширить формы информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Таблица 2. Практики в информационной среде
Виды практик |
Цели и задачи |
Решение учебных задач с использованием общедоступных ИКТ -источников | Формировать умения планирования, прогнозирования по решению собственных задач. |
Практика создания продуктов деятельности через использование средств ИКТ | Формировать навыки публичного выступления с ИКТ- поддержкой. |
Постановка умных «вопросов» | Формировать навыки постановки вопросов в письменной форме. |
Конструирование и моделирование | Формировать способность к конструированию и моделированию средствами Лего-конструкторов и Лого — Лего программ |
Решение нестандартных задач | Формировать у учащихся потребность и способность решать нестандартные задачи |
Информационно-коммуникативные практики | Формировать умения:— создавать гипермедиа-сообщения;— фиксировать ход коллективной/ личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);— общаться в цифровой среде (электронная почта, видео-конференция, форум, блог);— создавать презентаций, программируемые модели;— вести электронное портфолио |
Выпуск новостных газет, видеосюжетов, роликов | Формировать умения отбирать, анализировать информацию для решения поставленной задачи; создавать презентации |
Практика исследовательских лабораторий (экспериментирование и наблюдение) | Формировать умения планирования и организации исследования объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. |
Насыщение образовательной среды — не самоцель. Оно обеспечивает ребенку возможность выбора социальных и образовательных практик. В итоге каждый ученик находит в гимназии свою «территорию успеха».