дополнительное образование, образовательная среда, Школа - это маленькая жизнь

Школа – это маленькая жизнь-3

Прогимназия "Сообщество"

То, что делает учащийся, чтобы обучаться, значительно важнее того, что делает педагог, чтобы учить. 

Дэвид Милтон

В этом выпуске мы расскажем о том, как устроен учебный процесс в прогимназии «Сообщество». В прогимназии сложилась модель организации образовательного процесса, объединяющая обучение, воспитание и развитие школьников. Перечислим главные его особенности:

1)    образовательных технологии, используемые в прогимназии, направлены на воспитание активного отношения к учению;

2)    в прогимназии созданы условия для выбора ребенком способов самореализации в рамках дополнительного образования, что способствует развитию детских инициатив;

3)    достигнутые детьми результаты оказываются востребованные в образовательном пространстве школы;

4)    имеет место преемственность учебно-воспитательного процесса в дошкольном и начальном школьном образовании;

5)    создана детско-родительская общность, обеспечивающая активное участие родителей в жизни школы.

В таблице показана модель организации школьного дня.

 

1 половина дня

Форма

Педагогические  работники

Утренний сбор Кл. рук.
Учебная деятельность Урочная  (неурочная) деятельность Учитель Кл. рук., ГПД
Проектные  задачи
Ученическое соуправление «Деловые хлопоты»(образовательные практики) Кл. рук.
Динамическая пауза(1 класс) Воспитатель ГПД

 

2 половина дня

Образовательные практики Воспитатель ГПД,кл. рук.
Пребывание на свежем воздухе: игры, прогулки и др. Воспитатель ГПД
Проектная деятельность Педагог  ОДОД
Дополнительное образование(кружки, секции, мастерские, клубы и др.) Педагог  ОДОДВоспитатель ГПД
Развивающая суббота Воспитатель ГПД
Школа успеха, Школа лидера Педагог – организатор
События, праздники,социально-значимые дела и др. Педагог-организатор, кл. рук., воспитатель ГПД

Данная модель – это не набор разрозненных воспитательных мероприятий, уроков, кружков, секций, праздников и событий, а целенаправленная интеграция различных видов урочной и внеурочной   деятельности, ориентированных на достижение единой цели – формирование личности ребенка.

Урок прогимназии отличается практико-ориентированной и социальной направленностью, способствует формированию следующих способностей (универсальные учебные действия):

  • рефлексивность (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагание (ставить и удерживать цели);
  • планирование (составлять план своей деятельности);
  • проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступление в коммуникации (взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Сценирование урока  осуществляется на основе различных моделей, соответствующих технологиям обучения:

Технология  обучения

Особенности урока

1.

Технология  развивающего обучения

Ориентация на развитие  теоретического мышления (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.)
Организация  учебного процесса в виде специально построенной учебной деятельности, включающей планирование, моделирование, контроль.
Результат учебного процесса: получение  общего способа действий в результате решения учебной задачи.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском истинной точки зрения.
Особое внимание уделяется формированию действий контроля и самоконтроля (система проверочных, диагностических работ) Учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта (безотметочное обучение)
2. Задачная форма организации учебного процесса. Содержание предмета представлено в форме задач. Через решение задач происходит освоение конкретных методов и способов учебно-познавательной деятельности.
Самостоятельный  выход и постановка детьми учебной задачи с возможной корректировкой учителя.
Конструируются задачи – ловушки, внешне похожие на предыдущие задания, но требующие другого способа решения.
Особое внимание уделяется формированию умения рефлексивно описать свой путь движения через ситуацию и соответствие поставленных целей полученному результату.

3.

Технология развития базовых способностей Ориентация на развитие у школьников базовых способностей, таких как мышление, воображение, способность к целеполаганию, планированию, речевая способность и т.д.
Единица содержания — это образовательная ситуация, мыслекоммуникативное событие, которое воспринимается учащимися как «сбой»: привычные способы действия не срабатывают. Ученики должны «открыть», выйти на новый способ, новую форму действия.
Урок строится в виде триады: замысел, реализация, рефлексия

4.

Технология ТРИЗ-педагогики Ориентация на формирование творческого мышления (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми)
Приоритетная  роль отдаётся работе с проблемой. Содержание учебного курса строится как цепочка проблемных задач. Вход в тему осуществляется посредством решения ключевых проблем, позволяющего ученикам самостоятельно получить новое знание. Основная  задача: научить детей искать и находить свое решение с помощью метапредметных инструментов ТРИЗ-педагогики.
Включение в содержание учебных курсов проблемных (изобретательских, исследовательских) задач в различных областях знаний (межпредметность).
Основная  задача: научить детей искать и находить свое решение с помощью метапредметных инструментов ТРИЗ-педагогики.

5.

Технология критического мышления Ориентация на формирование у учащихся навыков работы с информацией в процессе чтения и письма (пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения). Структура  урока, состоит из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Приоритетная  роль отдаётся работе с текстом: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, сочиняют.
Формы урока отличаются специфичными методами и приёмами технологии критического мышления.


Трижды в год проводятся в гимназии межпредметные разновозрастные проектные задачи, выполняющие в образовательном процессе две важные функции:

–  форма диагностики сформированности  метапредметных результатов;

– форма организации  развития детско-взрослой общности на основе совместной деятельности взрослых и детей по реализации вместе выработанных задач,  общественных договоров, норм общения и отношений, ориентированных  на результат.

В таблице показано, как включены проектные задачи в разные стадии учебного процесса и как они работают на метапредметные результаты.

Срок

Фаза учебного года

Тип  задачи

Цель задачи

Продукт

Сентябрь Фаза  совместного  проектирования и планирования  учебного года Предметная, одновозрастная Формирование сознательного  и целенаправленного выбора   учебного и внеучебного материала, необходимого  для решения учебно-практических задач. Карта достижений (старт)
Декабрь Фаза совместной постановки и решения  системы учебных задач Межпредметная, разновозрастная Освоение способов и приемов  группового  взаимодействия, а также способов проектирования при решении  проектных задач. Презентация коллективного продукта
Апрель Рефлексивная фаза учебного года Рефлексивная, разновозрастная Карта достижений(итог)

Метапредметные    результаты

Учебная

Грамотность

Информационная

грамотность

Коммуникативная  

грамотность

Способность в решении межпредметных задач  (проблем) Способность работать с информационным текстом Способность  действовать в кооперации: ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый
Способность к контрольно-оценочной самостоятельности Способность понимать позиции разных участников коммуникации: ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый
Способность к проектировочной деятельности Способность регулировать и разрешить конфликты

 

Дополнительное образование в прогимназии является составной частью единого образовательного пространства и создает условия для развития личности во внеучебной деятельности. Содержание дополнительных образовательных программ отражает общую стратегию развития прогимназии, обогащает основное содержание образования,  создает вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательный путь детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления.

Ведущие технологии, методы и приемы  организации образовательного процесса.

  • Технология непрерывного образования «Сообщество», включающая:

– метод проекта, способствующий формированию познавательной и учебной самостоятельности;

– техника утреннего сбора, направленная на формирование социальных и коммуникативных навыков;

– способы кооперативной деятельности (сотрудничества), обучающие взаимодействию в парах, группах, разновозрастных объединениях для достижения результата;

– техника коллективно-творческой деятельности, способствующая  совместной деятельности взрослых и детей.

  •  Мыследеятельностные  технологии, формирующие базовые способности (воображение, понимание, организация действия).
  • ТРИЗ-технология, позволяющая  формировать  у детей «сильное мышление», воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.
  • Технология развития критического мышления (ТРКМ), ценностью которой является осмысленность обучения.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

Непрерывность образования  понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Фокус содержания образования

Дошкольный уровень образования

Начальный уровень образования

1.

Основные общеобразовательные  программы дошкольного и начального общего образования. Программа «Сообщество» УМК системы  развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова УМК «Начальная школа XXI века»
Технология программы «Сообщество» во внеурочной деятельности

2.

Основные формы и методы программы  «Сообщество»

Проектная технология

Тематические проекты Творческие и исследовательские проекты

Утренний сбор (целеполагание)

Итоговый

(рефлексивный) сбор

3.

Гуманитарное содержание как приоритетное направление  прогимназии

Языковое образование

Развитие речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей дошкольного возраста Языковое образование младших школьников  в условиях гуманитарного образовательного пространства прогимназии
Знакомство с английским языком Углублённое изучение иностранного языка с 1класса

4.

Естественно-научное  образование

Экологическое образование

Экологическая  грамота взаимодействия человека с природой Экокультурные ценности, традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России  и других стран.

5.

Вариативно-развивающее пространство, обеспечивающее расширение  опыта  самостоятельного  выбора – темы проектов; – центры активности (математики, драматизации, науки и природы, практических навыков, воды и песка и др.) – виды деятельности, – формы и способы  деятельности, материалы,– партнеры для сотрудничества; В учебной деятельности:-места проб, сомнений, на оценку;- блочная домашняя самостоятельная работа.Во внеурочной деятельности:– исследовательский и творческий проект;– поручения в ученическом соуправлении «Деловые хлопоты»;– кружки, лаборатории и мастерские;– публичные выступления«У всех на виду»;

– социальные практики

6 Межпредметная интеграция тематические проекты – межпредметные проектные задачи
  интегрированные  уроки, занятия,-интеграция тем при изучении содержания
7 Уклад жизнедеятельности прогимназии как развивающаяся детско-взрослая образовательная общность   1.Становление сообщества на основе совместной деятельности детей (одно и разновозрастные формы образовательной практики) и взрослых по реализации вместе выработанных задач,  общественных договоров, норм общения и отношений, ориентированных  на результат.2.Ориентация на развитие компетентностей в ходе  реализации социально-значимых, практико-ориентированных форм воспитания с приоритетом на общечеловеческие ценности, традиции    отечественной культуры.3.Совместное с воспитанником, обучающимся  обсуждение успехов и неудач, осмысление ребенком и педагогом нового жизненного опыта (рефлексия).4. Предметно-развивающая  среда «живая», она создается участниками образовательного процесса и изменяется в зависимости от реальной жизни, событий прогимназии.
8 Приоритетные системообразующие формы деятельности воспитательной системы   (формы совместности)

Школьно-семейный проект

«Взрослые и дети»

1.Традиционные события: – День гимназиста; – Фестиваль проектов «Я – гражданин своей страны» (ценности и традиции моего народа, моей страны)– Бал выпускника как историческое культурное наследие– Церемония награждения «Самоцветы»
2.События:«Встреча друзей»;«Мы — дети Югры»;«Семья – всему начало»;«Сказания о земле русской» 2.Ученическое соуправление«Деловые хлопоты»

3. Межпредметные  проектные задачи

4.В будущее с мамой и папой (взаимодействие семьи и школы):

– семейные гостиные;

– семейное книгоиздательство;

– интерактивные площадки

5. Социальные  практики

– практики, формирующие  умение учиться; – практики языкового и естественно-научного образования; – практики взаимодействия;– практики проживания

6.Контрольно-оценочная деятельность

«Путь к успеху»

9.

Дополнительное образование как способ интеграции учебной и внеучебной деятельности Художественно-эстетическая направленность Физкультурно-спортивная направленность Культурологическая направленностьНаучно-техническая направленность

10

Образовательные технологии

Деятельностные технологии

(проектная деятельность, мыследеятельностные, ТРИЗ, ТРКМ,  исследовательские и творческие проекты, Портфолио)

Способности воображения, моделирования, организации действия. Способность понимания

11

Психолого-педагогическое сопровождение – формирование положительной Я-концепции; – формирование мотивации достижения успеха; – формирование компетентности в общении;– формирование эмоциональной сферы поведения.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования  способствует как сохранению и повышению успешности обучения детей, так и  разностороннему развитию личности ребенка в системе непрерывного образования.