Наш лозунг – «Школа – территория успеха». Успех как результат самореализации, ступенька вверх, достижение поставленной цели гарантирован здесь каждому ребенку. И каждому учителю.
Система успешности «Путь к успеху или всё в твоих руках», представляющая собой технологию оценивания образовательных достижений (личностных успехов) ученика, направлена на развитие стремления и потребности в достижении личностного успеха, контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Потребность в достижении успеха формируется за счет предоставления детям вариативного пространства, создающего ситуацию выбора, раскрытие творческих возможностей и способностей детей, позволяющего им апробировать социальные роли и позиции в соревнованиях, конкурсах. Погружение учащихся в оценочное пространство способствует развитию их индивидуального потенциала, приобщению к общечеловеческим ценностям, реализации собственных планов, интересов в различных сферах деятельности. Уровень личностных достижений ребёнка зависит от степени участия его в жизни прогимназии: «Хочешь быть успешным, будь им!».
Личные достижения детей определяются по уровням:
№ | 1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Содержание | Деятельность ученика по добросовестному выполнению поручения | Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления | Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения |
Результат | Формирует добросовестность к порученному делу | Формирует навык самоконтроля и требовательности к себе | Характеризуется творческое отношение ребенка к конкретному делу |
Главная цель педагога – помочь ребенку зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста.
Выпускник прогимназии «Сообщество»:
– социально успешный (уверенный в собственных силах и возможностях),
– избирательно инициативный (желает знать, понять, заботиться),
– социально контактный (умеет сотрудничать),
– самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца).
В прогимназии складывается новый тип учителя с направленностью на реализацию «САМО…» – самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самореализации.
Основой профессионализма учителя прогимназии на сегодня является:
1. Мобильность (активная позиция к действию с учетом конкретной образовательной ситуации).
2. Способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.
3. Осознание необходимости метапредметной компетентности (должно быть не только глубокое знание своего предмета, но и умение очень гибко соединять свой предмет со всеми изменениями современного мира).
4. Умение выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.
5. Готовность к постоянному самообразованию (уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность, изучать и использовать в своей практике новые технические возможности, новые образовательные технологии, умение и желание постоянно развиваться самому).
Результатом «укладной» жизни прогимназии выступает успешность всех участников образовательного процесса. Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей, социальных и профессиональных партнеров) в положительных, личностно значимых результатах. При этом значимым критерием оценки результативности образовательного процесса рассматривается динамика личностных достижений учащихся.
Вид диагностики | Участники | Что диагностируется | Методика |
Диагностика детско-взрослой общности | 2-4 кл. |
| Диагностика разработана в научно-исследовательском институте инновационных стратегий развития общего образования, Москва |
Диагностика развития соуправления в детском коллективе. | 2-4 кл. |
| Методика выявления уровня развития самоуправления (Рожков М. И., Байбородова Л. В.).Накопительная система успешности «Путь к успеху» |
Диагностика удовлетворенности учащихся школьной жизнью, отношений ребенка к основным видам деятельности. | 1-4 кл. | Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, отношений ребенка к основным видам деятельности. | Методика «Выбери ответ» (А.А.Андреева, Д.В.Соловьев) |
Заключение
К числу несомненных достижений учреждения стоит также отнести то, что «Прогимназия «Сообщество» является:
– федеральной экспериментальной площадкой по теме «Построение образовательного пространства школы первой ступени в условиях прогимназии»;
– региональной площадкой по теме «Построение образовательного пространства школы первой ступени в условиях прогимназии»;
– региональной пилотной и стажировочной площадкой по теме «Опережающее введение ФГОС НОО»;
– муниципальной площадкой по теме «Развитие мыследеятельностных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
– экспериментальной площадкой кафедры развития образования АПК и ППРО (Москва) по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся на базе ОТСМ-ТРИЗ».
У прогимназии множество социальных партнеров, позволяющих нам устойчиво развиваться и распространять свой опыт. Присоединяйтесь!
№ | Социальные партнёры | Содержание сотрудничества |
1. | Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования», Москва | Построение образовательного пространства школы 1 ступени в условиях прогимназии. |
2. | Российский фонд развития образования (РФРО) «Сообщество»,Санкт-Петербург | Реализация программы «Сообщество» – варианта международной образовательной программы «Step by step». |
3. | НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Москва | Развитие мыследеятельностных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. |
4. | Открытый институт «Развивающее образование», Москва, А.Б. Воронцов | Реализация развивающего обучения. |
5. | С.И.Гин, Беларусь (АНО «ТРИЗ-ПРОФИ»)А.А. Нестеренко, Москва (АПК и ППРО), Т.А.Сидорчук, Ульяновск (УИПК, ОО «Волга-ТРИЗ») | Освоение ТРИЗ-технологии в урочной и внеурочной деятельности, дошкольном образовании. |
6. | ГДОУ «Марина» № 69ГДОУ №45Санкт-Петербург | Реализация программы «Сообщество», взаимодействие на уровне детей «Мостик дружбы Нефтеюганск – Санкт-Петербург» |
7. | АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» | Повышение квалификации педагогов, деятельность стажировочной площадки |
8. | СОШ №5, г. Пыть-Ях | Реализация развивающего обучения. |
9. | Прогимназия «СЕЗАМ» , г. Сургут | Реализация программы «Сообщество» |
10. | СОШ №2, г. Нефтеюганск | Реализация преемственных связей между начальным и основным общим образованием. |
11. | СОШ №7, 4 | Реализация социальных практик «Легоконструирование», «Школа успеха», «Школа лидера» |
12. | Ассоциация «Мастерство +» г. Нефтеюганск | Развитие начального общего образования, повышения его качества в условиях реализации проекта «Школа будущего в Нефтеюганске» |
13. | Учреждения культуры, спорта, дополнительного образования | Создание вариативной развивающей среды: предоставление воспитанникам, обучающимся многообразия возможностей для свободного выбора вида деятельности в сфере досуга |
14. | Департамент образования г. Нефтеюганск | Развитие системы образования города, повышение качества, доступности и развивающего потенциала, социальной активности образования. |
15. | Родительская общественность | Формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей путем объединения участников в совместную деятельность. Социальная практика «У нас гость!» |
В заключение приведем несколько высказываний учеников, родителей и гостей прогимназии.
«Школа у нас маленькая и компактная. Программа обучения в школе сложная, но из-за доступного и расширенного объяснения учителей, учиться мне в ней легко. Педагоги здесь добрые и отзывчивые, всегда приходят на помощь в трудных ситуациях».
Максим Р. Ученик 4 «б» класса 2014 год
«Наша прогимназия «Сообщество» – это целый спектр возможностей, позволяющий детям подниматься на новые ступени развития, расти в своих собственных глазах и познавать много интересного. Развиваясь в такой атмосфере, ребёнок сам учится себя направлять, развивать свои умения и таланты, самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. И как же здорово, когда такая атмосфера для развития есть уже с первого класса!»
Родитель – Н.В. Сенюткина, 2013 год
«Второй раз приезжаю в прогимназию и не перестаю удивляться, все здесь работает на детей. Дети сами проводят экскурсии, «Детки – мастер-класс», о которых мы наслышаны… Как многому нас научили дети. Видно, что дети другие – самостоятельные, инициативные, ответственные».
Елена Петровна, г. Ханты-Мансийск
«Прогимназия «Сообщество» уже с порога поразила своим духом и атмосферой. Такое умное, грамотное, профессиональное отношение к детству встретила впервые! Мы много говорим о необходимости личностно ориентированного подхода в обучении, о психолого-педагогическом сопровождении учащихся, о предоставлении возможности каждому ребенку расти и развиваться по индивидуальной траектории. Мы говорим, а педагоги «Сообщества» это делают! И причем очень успешно!
Новых вершин и красивого полета!»
Гин Светлана Ивановна, ведущий сотрудник Международной лаборатории «Образование для Новой эры», кандидат педагогических наук, учитель начальных классов (Беларусь)
«Прогимназия «Сообщество» – первая в моем опыте школа, где есть простой и действенный механизм получения успеха, как собственного шага к себе – завтрашнему, как понятного и осязаемого способа «вырасти над собой», помогая и себе, и тем, кто идет рядом.
Успех как гарантированный результат роста, развития, обеспечивают здесь каждому участнику педагогического процесса: ребенку, работнику школы, родителю. Очень хочется, чтобы уникальный опыт прогимназии был воспринят педагогическим сообществом без искажений».
Нестеренко Алла Александровна , кандидат педагогических наук, ТРИЗ-специалист, доцент кафедры развития образования АПКиППРО (Москва)