Обучение студентов педвузов технологии решения информационно-поисковых задач
Аннотация
Учителям информатики, предметникам, сотрудникам школьных и вузовских библиотек эта статья открывает новые возможности в сфере поиска информации и дает инструмент для обучения информационному поиску. Заместитель директора по УВР может использовать предложенный материал при планировании работы по формированию универсальных учебных действий, так как поиск необходимой информации, в соответствии с ФГОС, – одно из познавательных УУД.
Понятие информационной культуры
Основным информационным направлением деятельности учителя мы считаем подготовку детей к жизни в информационном обществе. В последние годы в литературе появился термин информационная культура, который означает совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективную работу с информацией [5, с. 7]. Подчеркнем, что здесь речь идет не столько о владении новыми информационными технологиями (хотя и это является компонентом информационной культуры человека), а об основополагающих (базисных) знаниях и умениях в области поиска и семантической обработки информации, которые определяли и будут прежде всего определять уровень информационной культуры человека [5, с. 15].
Формирование информационной культуры детей – забота в первую очередь учителей информатики, так как одной из целей школьной информатики и является, по мнению специалистов, формирование информационной культуры учащихся. Но если согласиться с приведенным выше определением, и рассматривать понятие информационной культуры с информационных, а не чисто «компьютерных» позиций
Выводы
Как показывают результаты контрольных и домашних работ, студенты в процессе обучения приобретают умения ориентироваться в традиционных и электронных информационных ресурсах, но пока рано делать вывод о том, что в будущем педагоги всегда будут искать оптимальные пути поиска информации. Информационная культура специалистов формируется не только на занятиях по информатике, – этому должны способствовать все учебные предметы, на которых всегда есть место для постановки информационно-поисковых задач. Потребность же самостоятельно добывать недостающие знания вырабатывается у человека не сразу, и на практике не всегда, к сожалению, связывается им с необходимостью освоения технологии поиска информации.
Литература
1. Бороненко Т.А. Концепция школьного курса информатики: Учебное пособие .- СПб, 1995. – 67 с.
2. Бочкин А.И.Методика преподавания информатики: Учебное пособие .- Минск: Вышэйшая школа, 1998. – 432 с.
3. Витухновская А.А., Ключенко Т.И. Формализация информационного поиска в библиотеке // Науч.и техн. б-ки СССР. 1991. № 10. С. 27 — 35.
4. Информационная культура выпускника школы: итоги одного исследования // Науч. и техн. б-ки. 1996.- №7. -С. 33 — 43.
5. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб.статей / Науч.ред..Н.И.Гендина.-Кемерово: КемГАКИ, 1999.- 181 с.
6. Соколов А.В. Информационно-поисковые системы: Учеб. пособие для вузов. М.:Радио и связь, 1981. 238 с.
7. Черный А.И. Введение в теорию информационного поиска. М.: Наука, 1975. 151 с.
1алгоритм поиска На наш взгляд, необоснованно сужают понимание этого термина специалисты в области педагогической информатики, рассматривающие информационную культуру как «культуру работы с информацией при помощи компьютера» [1, с. 18] или как «этику использования компьютера в контексте общечеловеческих ценностей» [2, с.28].
2 Подробное описание всех этапов решения информационно-поисковых задач представлено в статье [3].