«Несмотря на достижения Стандарта второго поколения, цельный курс информатики для начальной школы не сложился, отсутствует систематичность представления учебного материала». Это утверждение автор доказывает с помощью научного анализа текста стандарта.
Аннотация
В этой статье автор привлекает внимание администрации школ к начальному курсу информатики, доказывая, что этот предмет может и должен играть значительно большую, чем указано в ФГОС, роль в формировании информационной культуры и ИКТ-компетентности младших школьников, а также в развитии метапредметных результатов обучения в начальной школе.
Информационное общество характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни людей, высоким уровнем их информационной культуры, возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, обеспечением информационного взаимодействия людей и их доступа к информации. Необходимо, чтобы современная школа как можно раньше начинала формирование у учащихся готовности «активно жить и действовать в информационном обществе» (1). При этом целенаправленное осуществление этого процесса во всех школах страны возможно, на наш взгляд, при условии, что основной регламентирующий документ – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – будет ориентирован на информатизацию школьного образования.
Целью нашего исследования является анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения с точки зрения отражения в нем аспектов, касающихся информатизации образования (2). По нашему мнению, об информационной ориентированности Стандарта начального образования можно судить, как по степени нацеленности на информатизацию образования Требований, обязательных при реализации основной образовательной программы, так и по тому, какое место в предметном и метапредметном содержании начального образования занимает курс информатики[1]. Соответственно в рамках исследования нами были проанализированы:
- · Структура и содержание ФГОС
- · Текст Стандарта
- · Программы курсов «Математика. Информатика» и «Технология».
В состав «Требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы», составляющих один из трех главных компонентов ФГОС, — включаются «Требования к информационно-образовательной среде образовательного учреждения» и «Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования». Эти требования, на наш взгляд, однозначно ориентируют школу на переход к систематическому, целенаправленному внедрению средств ИКТ в образовательный и управленческий процесс, на комплектование фонда УММ высококачественными, разнообразными (с точки зрения содержания и видовой структуры) цифровыми образовательными ресурсами по всем учебным предметам, на необходимость повышения ИКТ-компетентности сотрудников образовательного учреждения.
Другим явным проявлением информационной ориентированности стандарта является насыщенность его понятиями, относящимися к научной области информатики. Мы провели исследование текста Стандарта методом контент-анализа. Предварительно был составлен список базовых понятий, относящихся к содержательным линиям информатики: информация и информационные процессы, алгоритмы и исполнители, формализация и моделирование, компьютер, информационные технологии, компьютерные коммуникации. В соответствии с сущностью метода определялась частота встречаемости терминов в тексте Стандарта.
Ниже представлены некоторые результаты количественного анализа текста. Слова информация и информационный (информационно-) встретились соответственно 12 и 28 раз. При этом слово информация употребляется в разных словосочетаниях, обозначающих различные информационные процессы (создание, сбор, обработка, представление, получение и др.). Прилагательное информационный сочетается со словами: общество, деятельность, этикет, пространство, среда, взаимодействие и др. Частым является словосочетание информационно-образовательная среда и, что можно было ожидать заранее, – термин информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Слово алгоритм встретилось 5 раз, Интернет – 4 раза, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – 6 раз.
Таким образом, по результатам анализа структуры и содержания Стандарта, а также контент-анализа текста документа, можно судить о том, что ФГОС начального общего образования в целом является информационно-ориентированным документом.
Как известно, школьный курс информатики направлен на формирование информационной культуры учащихся, и имеет свое предметное содержание (см. перечень содержательных линий в табл. 2). В Стандарте по начальному общему образованию первого поколения информатика была представлена в предметной области «Технология» в качестве учебного модуля «Практика работы на компьютере», что существенно ограничивало значимость и содержание предмета, сводя его к технологическому аспекту. В Стандарте второго поколения информатика приобрела новый статус – теперь она включена в предметную область «Математика и информатика». В этой предметной области получили отражение (правда, достаточно поверхностное, на уровне использования, а не формирования представления) две очень важные содержательные линии информатики: «Алгоритмы и исполнители» (Составление, запись и выполнение простого алгоритма) и «Формализация и моделирование» (Создание простейшей информационной модели…). Другие линии информатики остались в предметной области «Технология». К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на достижения Стандарта второго поколения, цельный курс информатики для начальной школы не сложился (правда, многие школы успешно преподают этот курс в рамках школьного и регионального компонентов), отсутствует систематичность представления учебного материала, относящегося к информатике, а имеющееся предметное содержание не имеет достаточной теоретической основы.
Вместе с тем, начальный курс информатики должен играть существенную роль (очевидно, наряду с другими учебными дисциплинами) в формировании универсальных учебных умений, предусмотренных Требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В табл. 2 представлены умения, которые могли бы формироваться при изучении различных содержательных линий информатики.
Таблица 2. Роль информатики в формировании метапредметных умений
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы |
Содержательные линии информатики |
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации |
Информация и информационные процессы |
Использование … представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов |
Формализация и моделирование |
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Алгоритмы и исполнители |
Умение вводить текст с помощью клавиатуры… |
Информационные технологии |
Использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) |
Компьютерные коммуникации |
Предпринятый нами анализ ФГОС начального общего образования позволил обнаружить противоречие между очевидной общей информационной ориентированностью Стандарта и недооценкой роли начального курса информатики, который мог бы сыграть существенную роль в формировании информационной культуры и развитии универсальных учебных умений младших школьников.
Библиографические ссылки
- Первин Ю.А. Концепция курса раннего обучения информатике// Информатика и образование. 2003. №3.С. 75 – 82.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения: [Электронный документ].- (http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959).
[1] Мы имеем в виду базовый курс «Информатика и ИКТ» и начальный курс информатики, который обеспечен учебно-методическими комплектами и преподается во многих школах России.