За неполных три года проект стал для самодеятельных артистов и народных мастеров единственной возможностью представить твое творчество в столице Карелии.
Валаам – его родина, духовная, а Кронид Гоголев – Учитель, Мастер и Друг. Вот такая заявка на творчество у Владимира Шкарубо.
Но сначала немного о другом. Как-то прошла весьма оптимистичная информация: несмотря на то что закрываются дома культуры, число зрителей в театрах и посетителей в музеях растет. В принципе по аналогии можно написать: несмотря на то что вырубаются пригородные леса, число посетителей городских парков увеличивается. Но оптимизмом здесь и не пахнет: закрытие домов и дворцов культуры или сокращение до минимума штата работающих там приводит практически к тому, что без приюта в первую очередь в глубинке остаются, участники художественной самодеятельности, народные мастера. А число желающих заниматься творчеством не сокращается. Только один пример — фольклорный коллектив из села Авдеево Пудожского района. Когда-то в селе такая группа существовала, был собран большой этнографический материал. Записи группы в прошлом веке были сделаны на аудио- и видеоносителях. Именно они помогли спустя десятилетия возродить коллектив. Не было руководителя, аккомпаниатора, надо было заново формировать репертуар, но женщины обратились к своим матерям и бабушкам, когда-то певшим в народном ансамбле, нашли старую пластинку с записями группы. Сами сшили костюмы. Преодолели все препятствия и… вышли на сцену. Ансамбль «Родные напевы» стал одним из участников проекта Центра национальных культур и народного творчества «Таланты из глубинки», который родился в 2014 году. За неполных три года проект стал для самодеятельных артистов и народных мастеров единственной возможностью представить твое творчество в столице Карелии. И в этом отношение значение его трудно переоценить.
Новый сезон проекта открыла в конце минувшей недели выставка художника из Приладожья Владимира Шкарубо. Человека не только со своим художественным почерком, но и с нестандартной биографией. Уроженец Брянской области, он перед тем как приехать в Карелию побывал во многих уголках страны: служил на Дальнем Востоке, окончил Ленинградское реставрационно-художественное училище по специальности «мастер альфрейно-живописных работ». Но побывал всего один раз — во время каникул — в Приладожье (в Сортавале) и понял: этот город — его судьба. Так и случилось. Альфрейные работы, кстати, – это, если очень коротко, роспись стен и потолков по сухой штукатурке.
Владимира Шкарубо называют учеником Кронида Гоголева, пожалуй, самого известного сортавальца. И он гордится этим. Они были не только знакомы, но и дружили, несмотря на разницу в возрасте. Сам художник говорит о Крониде Александровиче как о великом мастера, своем духовном наставнике, и о том, как он счастлив, что ему довелось встретить на своем пути такого человека.
Если остров Валаам Владимир Шкарубо называет своей духовной родиной и своим Домом, то Кронида Александровича Гоголева – своим Учителем, Мастером, Другом, Отцом. Впрочем, Владимир Васильевич стал не только учеником, но и преемником Кронида Гоголева. С 1989 по 1993 год он руководил Сортавальской изостудией. С 1997 года — член Союза дизайнеров Республики Карелия, участник многих творческих выставок в своем теперь родном городе. Сейчас Владимир Шкарубо считает себя свободным художником. Ему одинаково интересны как живопись – он работает в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта, так и прикладное творчество – создает изделия из дерева, камня, металла. Среди его интересов – кино и литература. Глубинка не мешает вести насыщенную творческую жизнь.
Среди гостей вернисажа были профессиональные художники, надо сказать, они часто приходят на такие выставки, и просто любители живописи, многие из которых стали постоянными посетителями выставок в Центре национальных культур.
Покорили же первых посетителей выставки В. Шкарубо прежде всего искренность художника, любовь, которую он не скрывает, – к природе Приладожья, его людям, к Сортавале. В его палитре преобладают цвета, часто встречающиеся в древнерусской живописи. Кстати, В. Шкарубо – член Рериховского общества, существующего в Сортавале. И если не влияние, то восхищение этим великим художником в работах Владимира Васильевича явно присутствует.
Выставка в Петрозаводске – своеобразный экзамен, подведение итогов определенного этапа в жизни, творчестве. И вполне возможно – начало нового. Для этого участники проекта и приезжают в столицу Карелии. У меня вызывают уважение люди, которых я называю группой поддержки: коллеги, друзья, ученики, родственники, которые приезжают вместе с участником проекта на его вернисаж или концерт. В случае с Владимиром Шкарубо такой группой поддержки стало Сортавальское землячество, инициатор его выставки в Петрозаводске. Председатель этой общественной организации очень тепло представил своего земляка.
А они действительно земляки, и неважно, где художник родился, служил, учился. Замечательный русский поэт Николай Рубцов родился далеко от маленького городка Тотьма, затерянного где-то в вологодской глуши. Но именно в Тотьме ему поставили памятник, потому именно, что ее он на протяжении всей своей короткой жизни называл своей поэтической родиной. Своей художественной родиной Владимир Васильевич Шкарубо с полным правом считает Сортавалу.
И можно только пожалеть, что в Центре национальных культур и народного творчества, который располагается в историческом здании на площади Ленина, нет специализированного выставочного зала (выставки проходят в скромном конференц-зале), да и зрительного тоже – со сценой и гримерками. Когда выступают народные коллективы, их участникам приходится переодеваться и готовиться к выступлению в кабинетах сотрудников центра. А здания, построенные в Петрозаводске в советские времена как учреждения культуры, продаются под торговые точки, офисы, компании под пламенные речи о необходимости беречь народную культуру.
Каждый участник проекта, как и Владимир Васильевич Шкарубо из Сортавалы, – подтверждение того, что народная культура еще жива. Вопреки всему. Хотелось, чтобы каждая такая выставка и концерт в Центре имели и более широкую рекламу, на что тоже, увы, нужны деньги.
Тем не менее, если проект «Таланты из глубинки» в Центре национальных культур и народного творчества вдруг почему-то внезапно завершится, то отнюдь не по причине того, что иссякли в глубинке таланты.
Фото Валентины Чаженгиной