Проект разработан Центром народного творчества и культурных инициатив. Новый сезон открыли сямозерцы — представители села Эссойла,точнее, созданного там этнокультурного центра «Киелен кирью».
Открывал проект в 2014 году 90-летний в то время ветеран Великой Отечественной войны Степан Афанасьевич Кручинкин, автор автобиографической повести «Воспоминания бывшего пограничника» и сборников стихов. Его писательский дебют состоялся, когда ему было 70 лет.
Каждый участник проекта, будь то поэт, хоровой коллектив, самодеятельный художник, мастер декоративно-прикладного искусства, всегда чем-то интересен. Причем, это не конкурс авторов, исполнителей или домов культуры, здесь нет наград. Это творческие встречи, которые, как правило, собирают десятки гостей. К сожалению, помещения центра, о чем уже не раз писали, невелики, как зрительный зал, так и выставочный. А публики собирается много, и она разная: здесь и коренные петрозавочане, интересующиеся самодеятельным творчеством, и те, кто переехал в столицу Карелии из сел и поселков – для них это встречи с малой родиной.
В состав творческого Самозерского десанта вошли народный хор из Эссойлы, мастера декоративно-прикладного искусства с выставкой и мультипликационная студия «Домик света». Руководитель Олег Обносов, он же и руководитель художественной студии.
Эссойльские мультипликаторы показали вполне профессиональный мультфильм на карельском языке «Поездка в Питер». Местные ремесла были представлены работами по ткачеству, вязанию, вышивкой, народной игрушкой, творчеством самодеятельных художников.
Народные промыслы сейчас переживают в России далеко не лучшие времена, число их сокращается каждый год. А вот число народных мастеров декоративно-прикладного искусства, наоборот, растет. И это резерв, причем не только творческий, но и экономический, оказывается.
Великий Устюг, родина российского Деда Мороза и современный популярный туристический центр на Русском Севере, известен и взрослым, и детям. У небольшого северного городка славное прошлое, и не только сохранившиеся памятники архитектуры: Великий Устюг был базой освоения Сибири и великих открытий на Дальнем Востоке. Потом, с выходом Российской империи на Балтийское, Черное моря это его значение сошло на нет, а тут еще и транспортные пути обошли город. В прошлые века ни поступлений из царского бюджета не было, ни трасфертов, ни грантов царских. К тому же вокруг городка ни залежей нефти, металлов, ни леса строевого. И Устюг переквалифицировался: стал не воротами в Сибирь, а городом умельцев. Около полусотни видов ремесел появилось в городке: и керамическую плитку делали, и часы, и чернением по металлу занимались (фабрика «Северная чернь» жива и поныне), с металлом здесь вообще умели работать. Пошли из Великого Устюга, как пишут историки и рассказывают краеведы, обозы в Москву, Петербург, в центральные районы России – с изделиями мастеров Великого Устюга. Вот так и выжили. Сейчас и туристам есть что показать, не только Деда Мороза. Поучительная история, не правда ли?
В последние годы несколько творческих коллективов в Карелии отметили 80-летия со дня своего создания! Коллективы самодеятельные. На одном из семинаров довелось услышать, что когда-то через такие коллективы (для этого их и создавали) партия проводила идеологическую работу в массах. Мне всегда хочется спросить: ну и что? Если бы это было навязано сверху, насильно, противоречило духу народа, коллективы бы эти не возродились после войны и уже конечно рухнули бы вместе с развалом Советского Союза. А они живут, и многие развиваются. И рождаются новые. Примеры?
Одним из участников проекта «Таланты из глубинки» стал фольклорный коллектив из села Авдеево Пудожского района. Первый хор был создан с полвека назад, если не больше. Авдеевские певицы ездили тогда в Москву с гастролями, вернулись с подарками, которые до сих пор берегут в семьях. Вышла тогда даже пластинка с их записями. Записи были сделаны и на аудио- и на видеоносителях. И захотелось нынешним авдеевцам возродилось былую славу села. Дом культуры и хотел бы, да не мог помочь. Не было ни руководителя, ни аккомпаниатора, да и с репертуаром проблемы, современные композиторы не очень жалуют народные хоры. Тогда участницы будущего хора пошли по домам старожилов, обратились к своим матерям и бабушкам, когда-то певшим в народном ансамбле, нашли старую пластинку с записями группы. На свои деньги сшили костюмы. И ансамбль «Родные напевы» появился, точнее, возродился: традиции здесь берегут.
И не только в Авдеево. Несколько лет назад в Вешкелицах проходила встреча работников культуры Карелии. Выступали там и директора сельских, поселковых домов культуры. Не сетовали, но порой разводили руками. Приходят местные жители, чаще всего женщины, и требуют: «Петь хотим!». Объяснения, что нет ни инструмента, ни руководителя, не помогают. Тогда просят, чтобы выделили помещение, где можно собраться на репетиции. «А там сами разберемся». В этом не отказывают.
Эссойльскому хору 35 лет, часть коллектива поет в нем с самого рождения. Правда, 35 лет — это далеко не старость, особенно сегодня. И хотя народ нынче и на селе, надо сказать, избалован различными телевизионными музыкальными шоу, не только российскими, но и западными исполнителями, самодеятельных певцов встречают всегда очень тепло. Хотя и здесь чувствуется — с репертуаром проблемы: ну не любят почему-то современные композиторы хоровое пение, выручают песни советских лет, народные песни, а кто-то и сам сочиняет. Такие коллективы становятся своеобразными клубами по интересам.
Однако, не будешь же выступать в родном селе каждый месяц с одним и тем же репертуаром. И такие выезды — пусть не в Москву, как раньше, а в Петрозаводск – это, конечно же, праздник. Но не только для гостей столицы. А после таких поездок и новые силы появляются, и новые песни в репертуаре. Вот что такое «Таланты из глубинки».