Новости

Открылся шестой сезон проекта «Таланты из глубинки»

Проект разработан Центром народного творчества и культурных инициатив. Новый сезон открыли сямозерцы — представители села Эссойла,точнее, созданного там этнокультурного центра «Киелен кирью».

Открывал проект в 2014 году 90-летний в то время ветеран Великой Отечественной войны Степан Афанасьевич Кручинкин, автор автобиографической повести «Воспоминания бывшего пограничника» и сборников стихов. Его писательский дебют состоялся, когда ему было 70 лет. 

Каждый участник проекта, будь то поэт, хоровой коллектив, самодеятельный  художник, мастер декоративно-прикладного искусства, всегда чем-то интересен. Причем, это не конкурс авторов, исполнителей или домов культуры, здесь нет наград. Это творческие встречи, которые, как правило, собирают десятки гостей. К сожалению, помещения центра, о чем уже не раз писали, невелики, как зрительный зал, так и выставочный. А публики собирается  много, и она разная: здесь и коренные петрозавочане, интересующиеся самодеятельным творчеством, и те, кто переехал в столицу Карелии из сел и поселков – для них это встречи с малой родиной.

В состав творческого  Самозерского десанта вошли народный хор из Эссойлы, мастера декоративно-прикладного искусства с выставкой и мультипликационная студия «Домик света». Руководитель Олег Обносов, он же и руководитель художественной студии.

Эссойльские мультипликаторы показали вполне профессиональный мультфильм на карельском языке «Поездка в Питер». Местные ремесла были представлены работами по ткачеству, вязанию, вышивкой, народной игрушкой, творчеством самодеятельных художников.

Олег Обносов. «Солнечный день. Рубчойла»
Олег Обносов. «Солнечный день. Рубчойла»
Bз керамики можно делать не только посуду, предметы декора, но и прекрасные украшения. Работы Нина Беличевой
Bз керамики можно делать не только посуду, предметы декора, но и прекрасные украшения. Работы Нина Беличевой
Надежда Четверикова. Тканый шарф «Клеть»
Надежда Четверикова. Тканый шарф «Клеть»

Народные промыслы сейчас переживают в России далеко не лучшие времена, число их сокращается каждый год. А вот число народных мастеров декоративно-прикладного искусства, наоборот, растет. И это резерв, причем не только творческий, но и экономический, оказывается.

Великий Устюг, родина российского Деда Мороза и современный популярный туристический центр на Русском Севере, известен и взрослым, и детям. У небольшого северного городка славное прошлое, и не только сохранившиеся памятники архитектуры: Великий Устюг был базой освоения Сибири и великих открытий на Дальнем Востоке. Потом, с выходом Российской империи на Балтийское, Черное моря это его значение сошло на нет, а тут еще и транспортные пути обошли город. В прошлые века ни поступлений из царского бюджета не было, ни трасфертов, ни грантов царских. К тому же вокруг городка ни залежей нефти, металлов, ни леса строевого. И Устюг переквалифицировался: стал не воротами в Сибирь, а городом умельцев. Около полусотни видов ремесел появилось в городке: и керамическую плитку делали, и часы, и чернением по металлу занимались (фабрика «Северная чернь» жива и поныне), с металлом здесь вообще умели работать. Пошли из Великого Устюга, как пишут историки и рассказывают краеведы, обозы в Москву, Петербург, в центральные районы России – с изделиями мастеров Великого Устюга. Вот так и выжили. Сейчас и туристам есть что показать, не только Деда Мороза. Поучительная история, не правда ли?

В последние годы несколько творческих коллективов в Карелии отметили 80-летия со дня своего создания! Коллективы самодеятельные. На одном из семинаров довелось услышать, что  когда-то через такие коллективы (для этого их и создавали) партия проводила идеологическую работу в массах. Мне всегда хочется спросить: ну и что? Если бы это было навязано сверху, насильно, противоречило духу народа, коллективы бы эти не возродились после войны и уже конечно рухнули  бы вместе с развалом Советского Союза. А они живут, и многие развиваются. И рождаются новые. Примеры?

Одним из участников проекта «Таланты из глубинки» стал фольклорный коллектив из села Авдеево Пудожского района. Первый хор был создан с полвека назад, если не больше. Авдеевские певицы ездили тогда в Москву с гастролями, вернулись с подарками,  которые до сих пор берегут в семьях. Вышла тогда даже пластинка с их записями. Записи были сделаны и на аудио- и на видеоносителях. И захотелось нынешним авдеевцам возродилось былую славу села. Дом культуры и хотел бы, да не мог помочь. Не было ни руководителя, ни аккомпаниатора, да и с репертуаром проблемы, современные композиторы не очень жалуют народные хоры. Тогда участницы будущего  хора пошли по домам старожилов, обратились к своим матерям и бабушкам, когда-то певшим в народном ансамбле, нашли старую пластинку с записями группы. На свои деньги сшили костюмы. И ансамбль «Родные напевы» появился, точнее, возродился: традиции здесь берегут.

И не только в Авдеево. Несколько лет назад в Вешкелицах проходила встреча работников культуры Карелии.  Выступали там и директора сельских, поселковых домов культуры. Не сетовали, но порой разводили руками. Приходят местные жители, чаще всего женщины, и требуют: «Петь хотим!». Объяснения, что нет ни инструмента, ни руководителя, не помогают. Тогда просят, чтобы выделили помещение, где можно собраться на репетиции. «А там сами разберемся». В этом не отказывают.

Эссойльскому хору 35 лет, часть коллектива поет в нем с самого рождения. Правда, 35 лет — это далеко не старость, особенно сегодня. И хотя народ нынче и на селе, надо сказать, избалован различными телевизионными музыкальными шоу, не только российскими, но и западными исполнителями, самодеятельных певцов встречают всегда очень тепло. Хотя и здесь чувствуется — с репертуаром проблемы: ну не любят почему-то современные композиторы хоровое пение, выручают песни советских лет, народные песни, а кто-то и сам сочиняет. Такие коллективы становятся своеобразными клубами по интересам.

Однако, не будешь же выступать в родном селе каждый месяц с одним и тем же репертуаром. И такие выезды — пусть не в Москву, как раньше, а в Петрозаводск – это, конечно же, праздник. Но не только для гостей столицы. А после таких поездок и новые силы появляются, и новые песни в репертуаре. Вот что такое «Таланты из глубинки».