В Национальном музее Карелии открылась выставка «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии».
Известный собиратель XIX века И. Забылин, составитель сборника 1880 года «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», сравнивал обряды с народной пьесой. Что же касается свадьбы, то он писал: «Эта народная пьеса ежедневно повторяемая, вообще интересна, так как нигде она не характеризуется лучше всего, как на свадьбах: здесь вы видите и слышите жизнь и веселье, умилительные и трогающие душу черты из народного быта и те религиозные обычаи, с которыми слиты все эти обряды. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым».
У любого народа свадьба олицетворяла начало нового этапа в жизни человека — все равно мужчины или женщины. Хотя свадьбы отнюдь не всегда были праздниками, часто они превращались в подлинные драмы. Но в большинстве случаев свадебные пьесы доигрывались до конца. А какое фольклорное богатство оставили нам записи свадебных песен и причитаний!
У выставки, которая открылась в Национальном музее Карелии и будет работать до 15 октября, можно сказать, название с подтекстом: «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии». Тема свадьбы была выбрана неслучайно, подчеркнул директор Национального музея Михаил Гольденберг, предваряя знакомство с выставкой гостей вернисажа: «Мы утратили что-то важное в эпоху глобализации».
Впрочем, согласитесь, сегодня нереально ратовать за возрождение старинных народных обрядов. Разорвалась связь времен. И произошло это еще в начале ХХ века, когда сложный свадебный обряд заменили на регистрацию в сельском совете или посещение загса.
Полностью свадебный обряд можно увидеть и услышать сегодня только в исполнении фольклорно-этнографических коллективов, да и то далеко не каждого. Нынешние времена не способствуют рождению новых талантов, таких как Ирина Андреевна Федосова, которую, как вспоминала она сама, звали вести свадьбы еще в подростковом возрасте. Нынче это была бы уже не народная пьеса, а спектакль, сыгранный очень слабой неподготовленной труппой. Хотя в последнее время и стало модным при проведении свадеб использовать какие-то, чаще просто внешние элементы старинных обрядов, прежде всего костюмов.
Речь идет, конечно же, о другом. Музей взял на себя задачу языком исторических документов и подлинных предметов рассказать, что старинные обряды не были самоцелью, они подчеркивали важность и значение в жизни молодых людей нового этапа их судеб, неважно, счастье их ожидает на этом пути или горе. И не только в народе: сохранились, например, росписи» свадебных обрядов русских царей. Осознать это должны были не только родители и родственники, но прежде всего главные герои действа – жених и невеста.
К будущей свадьбе молодых людей подводили уже с детства, и в первую очередь девочек. Сначала мамы, а потом к ним присоединялись и подрастающие дочери. Вместе они готовили приданое: девочек с детства учили прясть, ткать, вышивать, готовить, работать по дому и вести хозяйство. Многим, если не было уже в живых свекрови, приходилось вести хозяйство с первых дней замужней жизни. И они должны были быть готовы к этому, как и их будущие мужья.
Выставка не очень большая, но исключительно насыщенная, яркая. И еще одна особенность: экспозиция называется «… Свадебная обрядность Карелии». И это несмотря на то что на территории Олонецкой губернии жили карелы, вепсы, русские, и у каждого народа свои традиции, язык, обычаи. Но экспозиция не поделена на подразделы. Ее авторы постарались показать в первую очередь не особенности свадебного обряда у разных народов, но то, что присутствует у каждого, что ценится каждым народом, что уважают они и берегут из поколения в поколение.
В фондах Национального музея хранятся уникальные вещи — свидетели свадебных обрядов конца XIX – начала XX века. Наряду с цветастыми сарафанами, прялками, расшитыми полотенцами — подлинными шедеврами народного искусства, на выставке можно увидеть уникальную коллекцию сватальных посохов колдунов, магические обереги, венчальные венцы и многое другое.
Главные действующие лица выставки – жених и невеста, колдун-сват, причитальщица и девушки на выданье.
– Поскольку люди были очень суеверны, нам хотелось показать значение магических ритуалов для людей того времени, когда самый простой предмет приобретал сакральную функцию. Например, топор или кнут в руках колдуна-свата становился инструментом от сглаза и порчи, – рассказывает куратор выставки, научный сотрудник музея Татьяна Бердашева.
Полноправным партнером музея стал Национальный архив Карелии, предоставивший уникальные фотографии, сделанные в 30-х годах ХХ века известным карельским ученым и писателем Александром Линевским. Дизайнеры экспозиции – участники команды Артнаволока под руководством Егора Пермякова.
Как всегда, в рамках выставки музей приглашает на интерактивную программу «Где лад, там и клад». Можно будет не только познакомиться с выставкой, но и пройти традиционные испытания для жениха и невесты, загадать желание на семейное счастье, сфотографироваться в традиционных народных свадебных нарядах.
А закончить рассказ о новой выставке мне хочется словами замечательного русского писателя Василия Белова, знатока и защитника народной культуры Русского Севера: «Свадьба – самый яркий пример драматизированного обряда, одна из главных картин великой жизненной драмы, той драмы, длина которой равна человеческой жизни…».
Фото пресс-службы Национального музея РК и автора