Обсуждение новой постановки «Карамболь после полуночи. Фантазии Михаила Булгакова» Национального театра Карелии с участием автора пьесы, творческой группы спектакля прошло в Agriculture-club.
Спектакль стал одним из заметных событий прошедшего сезона, не зря наш «Лицей» посвятил ему сразу несколько публикаций. Рассчитанный на зрителя-интеллектуала, новаторский по форме, спектакль показывают, к сожалению, редко.
Вопрос, почему на него не идет студенчество, прозвучал во время обсуждения. Это проблема не только этой постановки, о чем высказался режиссер спектакля «Карамболь» Андрей Дежонов:
— Театры вынуждены ставить то, что съедает большинство. Чем сложнее спектакль, тем меньше публики. Причина, по которой театры не хотят ставить подобные пьесы, в коммерциализации, а не в том, что кто-то запрещает эти пьесы.
По словам Андрея Дежонова, можно собрать публику один раз на читку пьесы, но невозможно показать сложный спектакль двадцать раз при полном зале.
Началось же обсуждение с рассказа автора пьесы Григория Фукса о том, как создавалась пьеса:
— Чтобы написать, забрался в Ленинку и перелистал собрание сочинений Иосифа Виссарионовича. Записал его словечки, выражения, изучал стиль. Исписал не одну тетрадь. Зацепкой для пьесы стал телефонный разговор между Сталиным и Булгаковым.
Григорий Фукс похвалил художника спектакля Егора Кукушкина за визуальную форму, найденную для спектакля, за творческие находки. А режиссера и исполнителя роли Сталина Андрея Дежонова назвал соавтором. Тот по-своему прочитал пьесу, и автор это принял. Если автор через Булгакова освобождает Сталина от всей мерзости, которую он нес, то режиссер, напротив, освобождает Булгакова.
Андрею Дежонову странным, наивным кажется желание талантливого писателя поговорить с генеральным секретарем.
— О чем? У Сталина своя логика политика. Наша ментальность такая — все время обращаться в батюшке-царю, президенту, губернатору… Мне хотелось, чтобы в результате этой фантастической встречи Булгаков освободил себя.
Андрей Дежонов признался, что играет не Сталина, а своего друга — режиссера Батумского театра. Он поблагодарил Егора Кукушкина за сценографию спектакля, которая многое привнесла в него.
— Был свидетелем первых полутора часов рождения спектакля режиссером и художником. Это совершенно чудесно! — рассказал журналист, театровед Александр Фукс.
— Сценографическое решение стало для меня откровением — сказал Роберт Коломайнен. — Ничего подобного не ожидал.
Во время обсуждения зрители высказывались о спектакле, его жанре — «фантасмагория с абсурдистским уклоном». Общее во всех мнениях — «Карамболь» долго не отпускает, побуждает читать и думать. По словам одной зрительницы, после спектакля она двадцать минут стояла в фойе и не могла двинуться с места.
Фото автора