Интернет-журнал «Лицей»

«Мне хотелось, чтобы Булгаков освободил себя…»

Обсуждение новой постановки «Карамболь после полуночи. Фантазии Михаила Булгакова» Национального театра Карелии с участием автора пьесы, творческой группы спектакля прошло в Agriculture-club.

Спектакль стал одним из заметных событий прошедшего сезона, не зря наш «Лицей» посвятил ему сразу несколько публикаций. Рассчитанный на зрителя-интеллектуала, новаторский по форме, спектакль показывают, к сожалению, редко.

Во время обсуждения (слева направо): Александр Фукс, Григорий Фукс, Андрей Дежонов, Людмила Исакова, Егор Кукушкин

Вопрос, почему на него не идет студенчество, прозвучал во время обсуждения. Это проблема не только этой постановки, о чем высказался  режиссер спектакля «Карамболь» Андрей Дежонов:

—  Театры вынуждены ставить то, что съедает большинство. Чем сложнее спектакль, тем меньше публики. Причина, по которой театры не хотят ставить подобные пьесы, в коммерциализации, а не в том, что кто-то запрещает эти пьесы.

По словам Андрея Дежонова, можно собрать публику один раз на читку пьесы, но невозможно показать сложный спектакль двадцать раз при полном зале.

Началось же обсуждение с рассказа автора пьесы Григория Фукса о том, как создавалась пьеса:

— Чтобы написать, забрался в Ленинку и перелистал собрание сочинений Иосифа Виссарионовича. Записал его словечки, выражения, изучал стиль. Исписал не одну тетрадь. Зацепкой для пьесы стал телефонный разговор между Сталиным и Булгаковым.

Григорий Фукс: «Идея пьесы — настоящее искусство должно быть чумой для власти»

Григорий Фукс похвалил художника спектакля Егора Кукушкина за визуальную форму, найденную для спектакля, за творческие находки. А режиссера и исполнителя роли Сталина Андрея Дежонова назвал соавтором. Тот по-своему прочитал пьесу, и автор это принял. Если автор через Булгакова освобождает Сталина от всей мерзости, которую он нес, то режиссер, напротив, освобождает Булгакова.

Андрею Дежонову странным, наивным кажется желание талантливого писателя поговорить с генеральным секретарем.

— О чем? У Сталина своя логика политика. Наша ментальность такая — все время обращаться в батюшке-царю, президенту, губернатору… Мне хотелось, чтобы в результате этой фантастической встречи Булгаков освободил себя.

Андрей Дежонов признался, что играет не Сталина, а своего друга — режиссера Батумского театра. Он поблагодарил Егора Кукушкина за сценографию спектакля, которая многое привнесла в него.

— Был свидетелем первых полутора часов рождения спектакля режиссером и художником. Это совершенно чудесно! — рассказал  журналист, театровед Александр Фукс.

— Сценографическое решение стало для меня откровением — сказал Роберт Коломайнен. — Ничего подобного не ожидал.

Во время обсуждения зрители высказывались о спектакле, его жанре — «фантасмагория с абсурдистским уклоном». Общее во всех мнениях — «Карамболь» долго не отпускает, побуждает читать и думать.  По словам одной зрительницы, после спектакля она двадцать минут стояла в фойе и не могла двинуться с места.

 

Борис Гущин: «Финал спектакля — Сталин сам себя и погубил. Это конец всех революций»
Сергей Филенко: «Ваш спектакль единственный, на который я сходил за последние годы. Хочу сказать честное и уважительное спасибо!»
Наталья Зыкова: «Со спектаклем меня примирил финал, все встало на место»
Адольф Островский: «Надеюсь, этот спектакль станет этапным, как и другие знаменитые постановки Финского театра»
Григорий Фукс и Андрей Дежонов подписывают друг другу папки с текстом пьесы и отзывами на спектакль. Режиссер пожелал автору новых постановок «Карамболя»

 

Фото автора

Exit mobile version