Интернет-журнал «Лицей»

ЮНЕСКО: не вините учителей в недостатках системы образования

Образование — коллективная ответственность правительств, школ, учителей, родителей.

Для достижения высокого качества образования необходимо установление четких обязанностей и подотчетности- когда и как эти обязанности не выполняются и какие меры в связи с этим требуются.

Подотчетность должна начинаться с правительствговорится во Всемирном докладе по мониторингу образования (ВДМО) ЮНЕСКО за 2017/2018 гг.  Организация призывает правительства разработать опорную систему подотчетности школ и учителей, избегать карательных механизмов, особенно тех, которые основаны на узких показателях успеваемости, внимательно следить за системой образования, и создать независимые институты для рассмотрения жалоб.

Для обеспечения подотчётности государств необходимы сильные независимые органы, такие как омбудсмены, парламенты и аудиторские учреждения. Установление правил и обеспечение их соблюдения, от заключения контрактов до квалификаций преподавателей, также имеют решающее значение. Менее половины стран с низким и средним уровнем доходов имеют стандарты в сфере образования детей младшего возраста, и лишь немногие имеют системы контроля за их соблюдением. Около половины стран не имеют регулирующих положений, касающихся размеров классов.

Из 101 системы образования, ставшей предметом обзора доклада, результаты экзаменов публикует 51 система. Из них 17 используют эти результаты для наказания или поощрения школ и педагогов. Однако нет четких свидетельств того, что карательные санкции в отношении школ по результатам экзаменов улучшают обучение: согласно статистическим данным, улучшения, как правило, бывают нулевыми или незначительными.

Наиболее распространенным компонентом оценки работы учителей являлись экзаменационные  результаты учащихся. Однако результаты экзаменов зависят от многих факторов, включая учебную программу, которой посвящен экзамен, способности учащегося, участие родителей и школьную культуру и ресурсы. Результаты сами по себе не являются достаточно надежным показателем эффективности работы учителей. А преследование учителей за плохие результаты тестов несправедливо и неконструктивно — использование результатов обучения для наказания учителей увеличивает вероятность того, что они скорректируют свое поведение в целях самозащиты. Это, в свою очередь, может навредить самым слабым ученикам.

Так как образование является коллективной областью социальной деятельности, важная роль здесь принадлежит родителям и учащимся. Родители отвечают не только за создание благоприятной семейной среды, но и за посещение школы своими детьми, их прилежание и поведение. Эти обязанности в большей степени ложатся на плечи учащихся по мере их взросления.

Доклад ЮНЕСКО призывает правительства:

Разработать опорную систему подотчетности школ и учителей, и избегать карательных механизмов, особенно тех, которые основаны на узких показателях успеваемости.

Обеспечить демократическое участие, уважать свободу средств массовой информации внимательно следить за системой образования, и создать независимые институты для рассмотрения жалоб.

Разработать авторитетные и эффективные правовые нормы, и соответствующие санкции для всех учебных заведений, государственных и частных, которые обеспечивают недискриминацию и качество образования.

Обеспечить возможность судебной защиты права на образование, которая отсутствует в 45 процентах стран.

 

Источник информации и иллюстрации: pedsovet.org

Exit mobile version