Интернет-журнал «Лицей»

Что не так с математикой в школе?

Неожиданная новость обошла на днях российские СМИ: Путин поручил улучшить преподавание математики и информатики в школах.

Фото: www.eastrussia.ru
Фото: www.eastrussia.ru

Президент заявил: «Поручаю правительству принять конкретные решения по совершенствованию преподавания математики и информатики в школах. Привлечь к этой работе наши международные математические центры, они у нас замечательные, потенциал очень высокий, ведущие университеты и упоминавшийся уже мною «Сириус».

Что не так с математикой и информатикой в школе? Этот вопрос мы задали специалистам.

 

Надежда Еремеева, выпускница мехмата МГУ, мама школьницы: «Следует вернуться к классическому преподаванию»

 

 

Екатерина Либерцова, учитель информатики петрозаводского лицея №1: «Самое важное — обойтись без революций»

Казалось бы, эпоха лозунгов закончилась, но нет-нет и мелькнёт. Сразу возникают два вопроса: что именно не устроило? И что усовершенствовать? Без ответа на первый вопрос двигаться бесполезно, не устраивать могут: содержание, процесс, результат. И в зависимости от этого нужно что-то усовершенствовать.

Что касается содержания, то оно меняется под запросы времени. С введением федеральных образовательных госстандартов в математике стало больше практических жизненных задач, но на их основе не станешь победителем мировой олимпиады по математике. И это к вопросу о недовольстве результатами.

Важным шагом стало разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровень. Действительно, базовый экзамен позволяет проверить математическую грамотность, а профильный срезает классические начала анализа.

Что касается информатики, то здесь важно понимать наличие современных инструментов — как гаджетов, так и программ — и возможностей их использования. Совершенно не обязательно всем знать, как оно работает. Да, если ты конструктор, программист, ты изучишь и будешь успешен в разработке, но все не могут быть конструкторами и программистами. Это, наверное, главное.

Про привлечение физико-математических и научных центров, это опять про одаренность. Да, нужно привлечь специалистов, но талант — это всегда ограничение в одной области, это не может быть массовым.

Мне кажется, кроме специалистов из физико-математических школ, нужно привлечь бизнес. Крупнейшие компании, такие как Касперский, 1С, Яндекс и другие, знают и понимают, кто им нужен и как его обучать. Небольшие, но успешные компании в регионах (в Карелии, например, это «Энергосбережение») тоже знают, какие специалисты им нужны, и готовы их обучать и поддерживать. Поэтому самое важное — ответить на вопрос «что не устраивает?» и обойтись без революций.

 

Алла Нестеренко, математик, кандидат педагогических наук: «Надо разбираться, что не так в системе образования в целом»

Проблема с математикой есть, и она системная.

1) В начальной школе дети хуже решают текстовые задачи — не умеют прочитать, понять, перейти от текста к модели. Раньше детей, не способных работать с задачами, были единицы в классах, сегодня это зачастую почти норма.

2) Старшая школа жалуется — ученики вообще не учат теорию. А математическая картина мира опирается на строгую понятийную базу. Может быть, когда-нибудь такой строгий способ мышления и не будет актуальным, но для точных наук он необходим, равно как и развитое воображение — без него не оживить математические абстракции. А с воображением у детей сегодня тоже не очень — они привыкли опираться на готовые образы, а не строить свои.

Возможно, распоряжение президента приведет к тому, что со способными детьми будут работать более системно. Чтобы помочь остальным, надо разбираться, что не так в системе образования в целом.
С информатикой другая история — она, по-моему, настолько расходится с компьютером, которым ребенок оперирует в жизни, что у нее в таком виде нет шансов.
Были попытки информатику в начальной школе построить как метапредмет, который учит работать с информацией. На мой взгляд, попытки продуктивные. Почему от них практически отказались, мне не очень понятно.

 

От редакции «Лицея».  Упрек с высокой трибуны, признаться, стал неожиданностью. Почему именно математика и информатика обеспокоили главу государства? Как сказал нам один преподаватель, «просто ужасно, что, как всегда, виноваты математики».
Кстати, так совпало, что практически в одно время прозвучало заявление президента и стали известны результаты международного мониторингового исследования качества математического и естественно-научного образования в странах мира TIMSS-2019. Российские ученики 4-х классов заняли 5 место в мире по математике, уступив только Сингапуру, Гонконгу, Корее и Тайваню. У наших 8-классников по математике 6 место.

 

Приглашаем высказаться об уровне преподавания математики и информатики в российской школе специалистов, которым есть что нам сказать и объяснить.
Exit mobile version