В Париже обнародовали результаты международного мониторингового исследования качества математического и естественно-научного образования в странах мира TIMSS-2019.
Цель исследования — сравнительная оценка подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и предметам естественнонаучного цикла в странах с различными системами образования, а также выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся.
Результаты российских школьников
Исследование проходило весной 2019 года. В России в нем участвовали 7163 четырехклассников и 6887 восьмиклассников.
Российские ученики 4-х классов заняли 5 место по математике, уступив Сингапуру, Гонконгу, Корее и Тайваню. В прошлом исследовании было 7 место.
По естествознанию российские ученики 4-х классов заняли 3 место, пропустив вперед Японию и Тайвань. В прошлом исследовании места были седьмым и четвертым соответственно.
Российские 8-классники вошли в десятку лидеров по двум предметам: они заняли 6 место по математике и 5-е по естествознанию. В 2015 году места были на строчку ниже.
Что такое исследование TIMSS
Исследование проводится один раз в четыре года. В 2019 году проводился седьмой цикл исследования; предыдущие циклы проходили в 1995, 1999, 2003, 2007, 2011 и 2015 годах. В исследовании TIMSS 2019 года участвуют более 60 стран мира.
В России исследование TIMSS проводит Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования.
В соответствии с международными стандартами TIMSS, начиная с 1995 года, российские школьники демонстрируют высокие результаты по математике и естествознанию (превышающие средние международные). В этом году Россия улучшила показатели в международном исследовании качества образования TIMSS, войдя в шестерку лидеров.
Содержание и виды познавательной деятельности TIMSS-2019 (4 класс)
Математическая часть теста: числа (50%), геометрические фигуры и измерения (30%), представления данных (20%).
Естественнонаучная часть теста: биология (45%), физика и химия (35%), география и астрономия (20%).
Содержание и виды познавательной деятельности TIMSS-2019 (8 класс)
Математическая часть теста: числа (30%), алгебра (30%), геометрия (20%), представления данных и вероятность (20%).
Естественнонаучная часть теста: биология (35%), физика (25%), химия (20%), география и астрономия (20%).
Структура тестов (4 и 8 класс) включала 14 вариантов по 14 блоков заданий по математике и 14 блоков заданий по естествознанию. Каждый блок содержит 10–13 заданий (4 класс) и 15–17 заданий (8 класс).
Отличием этого цикла исследования TIMSS является переход на компьютерное тестирование. Для обеспечения сравнимости результатов с результатами предыдущих циклов тестирование одновременно проводилось как на компьютерной, так и на бумажной основе.
Результаты и главные выводы
- Почти половина стран имеет гендерное равенство в средней успеваемости по математике и естественным наукам. Однако по математике в четвертых классах мальчики превосходили девочек почти в половине стран. По естественным наукам девочки превосходили мальчиков в 18 странах в четвертом классе и в 15 странах в восьмом классе.
- TIMSS показывает важность раннего обучения для более позднего прогресса в начальной школе. Учащиеся четвертого класса в среднем имели более высокие результаты, когда их родители вовлекали их в занятия по обучению грамоте и счету в раннем возрасте дома, когда учащиеся посещали дошкольные учреждения или когда они обладали навыками грамотности и счета при поступлении в начальную школу.
- Страны Восточной Азии – Сингапур, Китайский Тайбэй, Корея, Япония и САР Гонконг – показали лучшие результаты. По математике, возглавляемой Сингапуром, пять стран Восточной Азии превзошли другие страны TIMSS со значительным отрывом в четвертых и восьмых классах. По естественным наукам в обоих классах хорошо показали себя Сингапур, Китайский Тайбэй, Корея и Япония, к которым присоединились Российская Федерация и Финляндия.
- Во всех странах только небольшой процент студентов достигли продвинутого международного уровня. Однако в странах с лучшими показателями был высокий процент, достигший продвинутого уровня.
- Учителя сообщили о значительном разрыве между их потребностями в профессиональном развитии и их недавними возможностями профессионального развития, когда их спросили об интеграции технологий в обучение и улучшении навыков критического мышления учащихся. Хотя в целом менее половины учеников имели учителей, которые сообщили об участии в таком профессиональном развитии, около 70 процентов имели учителей, которые сообщили о необходимости дальнейшего профессионального развития в этих областях.
Источники: Вести образования, Педсовет