Основы создания кодов и языков программирования включат в курс математики для младших школьников. Так решили в Минпросвещения РФ. Уроки программирования появятся в начальной школе скорее всего уже в 2020 году.
Правильно или преждевременно вводить изучение программирования в начальных классах? С таким вопросом мы обратились к специалистам.
Николай Савин, учитель информатики, Питкяранта: «Дети смогут создавать собственные устройства и роботов»
Только положительное отношение. Из собственного опыта знаю, что в начальной школе дети легче учатся алгоритмически грамотно мыслить, составлять программы, создавать собственные проекты. Сейчас существует множество интересных наборов для обучения, что сделает этот процесс практико-ориентированным. Например, большие возможности у базовых наборов Лего.
В дальнейшем, получив базовые математические знания, дети смогут создавать собственные устройства и роботов. Учащиеся будут изучать математику и физику с осознанием того, что эти знания они могут применить в своих проектах.
Умные дома, искусственный интеллект, программирование собственного информационного пространства — вот с чем столкнется современный пользователь в будущем. Поэтому чем раньше ребенок начнет программировать, тем легче ему будет адаптироваться в современных информационных реалиях.
Екатерина Либерцева, учитель информатики, Петрозаводск: «Очень хорошая идея»
Современный мир требует быстрой обработки большого количества информации. Создаются новые современные инструменты. Кроме того, взаимодействие с большим количеством автоматизированных устройств и приложений (банкоматы, онлайн кассы и другое) требует умения действовать по алгоритму. Поэтому введение в начальной школе основ программирования очень хорошая идея.
Сейчас существует очень много возможностей для обучения алгоритмам детей младшего школьного возраста. Но, к сожалению, даже курс информатики в начальной школе ведется не везде, педагоги считают, что математика важнее и отдают учебное время под ее изучение.
Тем не менее создание собственных приложений, ботов, умных устройств увлекает современных подростков. Очень часто они успешнее в разработке, чем взрослые, так как не стремятся использовать уже известные алгоритмы, а придумывают свои.
Александр Попов, учитель информатики: «Где найдут учителей?»
Я, конечно, за программирование в начальной школе двумя руками! Ещё бы информатику разделить на несколько предметов: информатика, программирование, информационные технологии, робототехника, и на каждый предмет хотя бы по 1 часу в неделю, вот тогда был бы толк!
Но где найдут учителей? Учителя информатики загружены под завязку. Многие учителя начальных классов не потянут программирование даже после курсов, если это будет по-настоящему программирование, пусть и для маленьких. Здесь нужен особый склад ума и опыт программирования. Иначе вместо программирования будет просто что-то похожее на него.
Светлана Петрова, учитель начальных классов, Петрозаводск: «Достаточно того, что уже есть»
Полезно все, что развивает ребенка, но я думаю, что всему свое время. Дети в начальной школе перегружены. Да и возрастные особенности нужно учитывать. Ученики успешно освоят программирование в среднем и старшем звене, если выделить для этого достаточное количество часов. Забирать час математики в начальной школе нельзя, а дополнительный час — это дополнительная нагрузка.
В программу курса «Технология» включен раздел «Практика работы на компьютере». Раздел предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми ученики целенаправленно работают. Мне кажется, что этого вполне достаточно в начальной школе.
Алла Витухновская, кандидат педагогических наук: «Основы алгоритмизации важнее, чем собственно программирование»
В течение многих лет, с середины 90-х годов прошлого века, в отечественные школы стал вводиться начальный курс информатики. Обучение осуществлялось в разных школах по разным программам уже со второго (третьего), а иногда и первого класса в течение многих лет. Среди содержательных линий курса значительное место занимала алгоритмическая линия. Во многих школах мира дети изучали или продолжают изучать язык программирования Лого, вполне доступный и полезный для формирования различных умений. Потом все это отменили…
Я за тот курс информатики, в котором бы все не сводилось к программированию. Основы алгоритмизации важнее, чем собственно программирование. Задача — сформировать алгоритмические умения и умения строить информационные модели. Программа это и есть алгоритм, написанный на языке программирования.
Академик РАО, заслуженный учитель России Евгений Ямбург считает, пишут «Известия», что введение программирования в курс начальной школы соответствует духу времени, но может возникнуть проблема недостаточной квалификации педагогов. Курсы повышения квалификации для учителей предусмотрены нацпроектом «Образование». К 2024 году их должны пройти не менее половины школьных педагогов.