Интернет-журнал «Лицей»

В России вырос интерес взрослых к самообразованию

За последние пять лет доля россиян от 25 до 64 лет, которые продолжают учиться самостоятельно, увеличилась с 21 до 37 процентов.

Фото: rg.ru

Такие данные приводятся в социологическом исследовании Высшей школы экономики, проведенного в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».

Тема непрерывного образования сегодня — в топе. И, как выясняется, учиться можно и модно не только в вузах, но и самостоятельно, выбирая из множества курсов и программ — как очных, так и онлайн.

Те, кому от 25 до 44 лет, чаще проявляют инициативу к самостоятельному обучению, чем представители старшего поколения, отмечают авторы исследования.

Но если не сравнивать, а посмотреть только на возрастную группу «55-65», окажется, что показатели за пять лет выросли почти втрое, и сегодня самообразовывается почти треть этой группы (пять лет назад таких было чуть больше 12 процентов).

Активное самообразование людей старшего поколения может быть следствием двух факторов, считают исследователи. Во-первых, политика активного долголетия позволяет вовлекать эту возрастную группу в различные образовательные инициативы. Во-вторых, развитие цифровой экономики меняет привычные нам задачи и способы их решения, требуя освоения цифровых навыков. Это стимулирует старшее поколение адаптироваться к меняющимся условиям и получать новые общие и специальные знания.

Кстати, «цифра» меняет и подходы к самообразованию: люди стали чаще использовать материалы, найденные в интернете, реже — печатную литературу.

Число тех, кто получает образование самостоятельно, значительно выросло среди людей с высшим образованием — с 33 процентов в 2015 году до 60 процентов в 2019-м. Среди получивших образование не выше среднего изменения гораздо скромнее: с 15 до 22 процентов соответственно.

Согласно результатам исследования, личная мотивация к самостоятельному получению знаний превалирует над профессиональной. Однако именно повышение требований со стороны работодателя и изменения на рынке труда — более сильные мотиваторы к освоению новых навыков.

Парадоксально, но безработные или те, кто ищет работу, в целом менее активны в плане саморазвития, чем работающие люди: 32 процента против 43. Среди временно безработных, которые не хотят работать, доля занимающихся самообразованием еще ниже — 14 процентов.

Источник: Российская газета/ rg.ru

Exit mobile version