В обучении приняли участие 54 педагога, более 800 детей получили полезные для жизни навыки.
Состоялась международная онлайн конференция «Формирование здорового образа жизни у школьников» в рамках одноименной программы повышения квалификации педагогов в КРИНПО ПетрГУ.
Практикоориентированное модульное обучение предполагало не только участие педагогов в лекциях, но и самостоятельную работу с учениками по предложенной инновационной программе. Участников тепло приветствовали координаторы проекта АНО «Содействие» «Общешкольный подход к сохранению здоровья детей на Севере», благодаря которому карельским педагогам была дана возможность пройти обучение бесплатно.
Представитель администрации норвежской коммуны Норде Фолло Лилл Толлеруд поделилась опытом Норвегии в формировании здорового образа жизни у школьников и молодежи.
В своей презентации она обозначила наиболее важные, с точки зрения норвежского правительства, направления, по которым происходит работа с детьми: сексуальное и репродуктивное здоровье, здоровое питание, профилактика табакокурения. Кроме этого, учителя отвечают за психологический климат в школе, способствуя исключению буллинга, повышению самооценки у детей.
Особое внимание уделяется детям, которые часто отсутствуют в школе с целью их лучшей социализации и профилактики маргинализации. Каждый ребенок 1 раз в год, начиная с 6 лет, получает индивидуальную консультацию, одной из целей которых является профилактика сексуального насилия в отношении детей и домашнего насилия. Успех профилактической работы обеспечивается благодаря политике открытых дверей, когда ребенок доверяет медицинскому работнику и может обратиться к нему со своими проблемами; междисциплинарный подход, когда обеспечивается тесное взаимодействие медицинских работников и учителей, которые хорошо знают детей; широкий фокус на физическое и психическое здоровье детей.
Значительное внимание уделяется сотрудничеству с родителями детей, которых активно информируют о программах и методах обучения, чтобы они могли продолжать эту работу дома. Было особо отмечено, что религиозные конфессии не могут влиять на программу образования, утвержденную правительством для всех школ страны и являющуюся обязательной для всех педагогов и учеников.
Важным моментом является и то, как проводится работа с молодежью после завершения школы. Молодежь имеет множество возможностей для свободного и анонимного обращения за медицинскими и профилактическими услугами. Дети и молодежь в Норвегии реже, чем в других странах, становятся объектом сексуального насилия благодаря курсу о том, что такое нормальные сексуальные отношения и как сексуальное насилие отличается от нормальных проявлений. Таким образом, дети и молодые люди могут вовремя обратиться за помощью. Эти занятия являются частью профилактики сексуального насилия в отношении детей, последствия которого могут сказаться гораздо позднее в их жизни.
Карельские педагоги как из Петрозаводска, так и из отдаленных районов республики представили свои лучшие практики в области реализации программы «Формирование здорового образа жизни у школьников».
По словам Елены Куксовой, учителя Михайловской основной общеобразовательной школы, «…в силу разных причин, ситуация с состоянием здоровья сегодняшних детей и подростков остается крайне тревожной. Программа позволила ученикам получить необходимые знания и навыки для формирования потребности в здоровом образе жизни, соблюдения правил гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов сохранения здоровья».
Педагог обозначила интересный факт: в начале работы по программе половина детей, как показал опрос, не задумывалась о здоровье как важном факторе жизни. По окончании курса итоги опроса изменились: дети осознали важность здоровья и личную ответственность каждого человека за свое здоровье.
С интересным докладом на конференции выступила Е.Н. Анищенко, учитель физкультуры петрозаводской Гимназии №17, которая также отметила, что до начала реализации программы дети в силу возраста ставили в рейтинге здоровье только на 4-е место после материальных и прочих благ. В силу возраста они не задумываются о своем здоровье, им не хватает знаний о здоровье, и поэтому помощь учителя в форме проведения занятий по формированию ЗОЖ очень важна. Программа получила предварительное одобрение всех родителей класса и была с воодушевлением принята детьми.
Юлия Резниченко, социальный педагог Сортавальской средней общеобразовательной школы №1, поделилась опытом реализации программы и отметила, что одно из наиболее интересных занятий — «Наш класс – лучшая страна». Ребята, которых дети выбрали «министрами» (и особенно «министр спорта») очень помогли в продвижении здорового образа жизни среди одноклассников, особенно во время обучения в дистанционном формате. Они придумывали различные конкурсы и задания для друзей и одноклассников и вместе размещали результаты в социальных сетях. Для ребят была разработана викторина, проведены видеоуроки. По эскизам ребят была сделана серия сувениров (ручки, значки, блокноты и пр.) с символикой ЗОЖ, и самые активные из учеников были поощрены.
Прежде чем рассказывать детям о правильном питании, Юлия, познакомившись с программой, сама изменила свой рацион, и уже с точки зрения личного опыта правильного питания делилась с детьми знаниями, что оказало на детей большое влияние и повысило мотивацию. Во время дистанционного обучения педагог проводит занятия в Zoom дважды в неделю, и школьники ждут занятий с нетерпением. Особый интерес вызвали занятия по он-лайн безопасности и о подростковой влюбленности.
Учитель Суккозерской СОШ Наталья Ковалевская отметила актуальность занятия «Регуляция сложных эмоций и ЗОЖ», а также занятий по режиму дня школьника, правильному питанию и профилактике курения. Ребятам очень понравилась памятка «Как регулировать эмоции в школе». Результатом программы стало то, что дети разобрались, от чего зависит здоровье человека, и составили график классных мероприятий в области здоровья и спорта, каждый ребенок разработал свой вариант режима дня, дети стали приносить в школу полезные перекусы в ланчбоксах. Родители также с удовольствием поддержали реализацию программы в школе.
Педагоги СОШ № 3 Пудожа Алина и Мария Калушевские отметили в своем выступлении, что родители учеников также прониклись важностью формирования ЗОЖ и единодушно поддержали проведение занятий по программе для их детей. В ходе занятий было заметно, что темы занятий близки детям. Они отметили, что программа по формированию ЗОЖ прекрасно вписывается в школьный образовательный и учебно-воспитательный процесс. С помощью программы удалось мотивировать детей сохранять хорошую физическую форму.
Учитель ОБЖ Андрей Галышев из Пиндушской СОШ №1 организовал кружок «Школа безопасности», участниками которого стали дети, имеющие проблемы в семье. Он отметил у этих детей отстраненное отношение к здоровью и ЗОЖ, но уже после трех занятий отношение изменилось. По словам А.В. Галышева, «программа помогает наладить контакт с детьми и изменить отношение к самому учебному процессу».
Галина Хардыкайнен из школы в п. Амбарный Лоухского района поделилась опытом организации обучения по программе в малокомплектной школе, где учатся всего 18 детей, при этом 15 из них приняли участие в обучении здоровому образу жизни. В этой школе удалось также организовать сотрудничество педагогов разных дисциплин для реализации программы здорового образа жизни, укрепляя метапредметные связи.
Своим положительным опытом также поделились педагоги Шуйской СОШ № 1, Державинского лицея, СОШ №5 Сегежи, представив обширный опыт в области межведомственного взаимодействия.
Подводя итоги программы, слушатели выразили благодарность за возможность принять участие в обучении, получить актуальные знания и методическую литературу. Организаторы, со своей стороны, также поблагодарили руководителей межрайонных ресурсных центров ПетрГУ за неоценимую помощь во взаимодействии с районными школами.
Так нужна ли программа по формированию здорового образа жизни у школьников?
На этот вопрос ответил представитель медицинского колледжа Дмитрий Коршаков, рассказав о результатах недавно проведенного опроса среди студентов-первокурсников: 56 процентов из них ответили, что они не только пробовали алкоголь, но и употребляют его (примерно 1 раз в месяц), при этом у 10 процентов первая проба алкоголя состоялась в возрасте 7-10 лет; 45 процентов ответили, что они или их друзья употребляют наркотики; 30 процентов — курят, при этом 13 процентов впервые попробовали сигарету в возрасте 7-10 лет.
В обучении приняли участие 54 педагога, и более 800 детей получили полезные навыки для жизни. Программа в дальнейшем будет реализовываться в КРИНПО ПетрГУ. Принимаем заявки на обучение!