Новости

Карельских педагогов учили формировать здоровый образ жизни у школьников

Республика Карелия находится на третьем месте среди регионов России с худшими показателями по уровню заболеваемости детей до 14 лет. 

ПетрГУ совместно с АНО «Содействие» провели в конце июня онлайн-обучение карельских педагогов по программе «Формирование здорового образа жизни у школьников».

  • По данным Всемирной организации здравоохранения, к основным проблемам здоровья у подростков относятся непреднамеренные травмы, депрессии, межличностное насилие, употребление алкоголя, табака и других психоактивных веществ, недостаточное питание и ожирение, снижение физической активности.
  • По данным Минздрава России на 2017 год, Республика Карелия находится на третьем месте среди регионов России с худшими показателями по уровню заболеваемости детей до 14 лет. Лидирующими заболеваниями являются острые респираторные заболевания, болезни органов пищеварения, болезни крови и кроветворных органов, травмы, отравления, патологии нервной системы.
  • По данным госдоклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году», Республика Карелия относится к группе субъектов с наибольшим уровнем влияния комплекса санитарно-гигиенических факторов на  состояние здоровья населения, условий обучения и воспитания на состояние здоровья детей, факторов образа жизни на состояние здоровья населения (несбалансированное питание, употребление алкоголя и табакокурение).  

 

АНО «Содействие» в рамках проекта «Общешкольный подход к сохранению здоровья детей на Севере» создала программу «Формирование здорового образа жизни у школьников (5-8 классы)». Программа предназначена для реализации в общеобразовательных школах классными руководителями, социальными педагогами, школьными психологами, легко может быть разбита на модули и встроена в структуру классных часов, уроков физической культуры, ОБЖ, биологии, литературы, обществознания. 

Выполнение домашних заданий позволяет вынести профилактические занятия за рамки школы, включить активную роль родителей, повышая результаты работы по программе и детско-родительское взаимодействие. 

Программа учитывает особенности подросткового возраста, когда дети в силу любопытства, особенностей подростковых субкультур и среды пробуют рискованное поведение. Программа помогает детям благополучно прожить подростковый возраст, приобрести важные жизненные навыки. 

Темы интерактивных занятий отвечают всем перечисленным выше проблемам подросткового периода. Ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы не оставят детей равнодушными. 

  • Занятие «Наш класс – лучшая страна» направлено на командообразование, формирование коллектива класса, профилактику агрессии, школьного невроза и дезадаптации.
  • На занятиях «Здоровье и здоровый образ жизни», «Привычки и здоровье», «Режим дня школьника», «Правильное питание» дети узнают о факторах, влияющих на здоровье, формируют свое отношение к ним и используют полученные знания на практике. 
  • Тема «Что такое любовь и как она влияет на наше здоровье» также крайне важна.  Первые достижения, победы и поражения дети проживают в школе. И именно в школе они узнают, что такое любовь. В силу неумения выражать симпатию, подростки  часто выбирают не самые приемлемые способы сказать о своей любви: задевают, обзывают, прячут школьные рюкзаки…  На занятии дети учатся разным социально приемлемым способам выражать симпатию, говорить  о своих чувствах, составляют в группах портреты «идеального парня» и «идеальной девушки», в ходе обсуждений и составления сказочной истории приходят к  выводу о том, что любовь – это не просто подарок судьбы, а ежедневный труд, чтобы сделать любимого человека счастливым. 
  • Занятие «Физическая активность» способствует профилактике гиподинамии у современных подростков, формируя модели поведения для настоящего и долговременного здоровья и благополучия.
  • Занятие «Профилактика курения» предлагается в двух вариантах: для класса, в котором нет курящих детей и для класса, где есть курящие подростки. В первом случае занятие направлено на отработку навыка отказа от нежелательного действия, а во втором случае —  на развенчание мифов о курении и выработке осознанного негативного отношения к курению.
  • Занятие «Профилактика употребления алкоголя» дается в двух вариантах по тому же принципу, что и занятие «Профилактика курения».  Занятия построены с учетом факторов, влияющих на приобщение подростков к алкоголю: биологические, социальные и психологические.
  • Занятие «Онлайн-безопасность» дает подросткам представление о роли компьютера в жизни человека и безопасном поведении в сети интернет.  

 

С точки зрения научных сотрудников Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины, программа может быть рекомендована к внедрению в образовательных учреждениях. 

«Спасибо за программу и предоставленное обучение. Я попытаюсь ее внедрить с ребятами. Надеюсь, у нас все получится», — такими были отзывы большинства педагогов-участников обучения.