В Республиканском детском эколого-биологическом центре ее организовали на грант карельского Минздрава родители детей с заболеваниями аутичного спектра.
Руководит проектом «Играем вместе» педагог Наталья Никулина. До рождения третьего ребенка Наталья работала педагогом дополнительного образования, занималась проектами по правам человека в Юниорском союзе «Дорога». Сыну Натальи поставили диагноз, связанный с аутичным спектром. Наталья не понаслышке знает, через какие трудности проходят родители особых детей.
С начала этого года Наталья вместе с мамами особых ребят делали все возможное, чтобы открытие этой игровой состоялось. Для детей в Республиканском детском эколого-биологическом центре оборудовали комнату, закупили игрушки, мебель и сухой бассейн на средства гранта карельского минздрава.
– Почти полтора месяца мы отлаживали режим работы и прочие оргвопросы на малом количестве тех, кто помогал в создании игрового пространства, но скоро начнем расширяться и рассказывать о себе, – делится планами Наталья Никулина. – Конечно, пока рано говорить о каких-то результатах, но мамам, по-моему, стало веселее. Это тоже важно. Родители начали активно предлагать свою помощь в организации занятий. Многие из «развиваек» мамы для детей проводят самостоятельно, обмениваются опытом, учатся находить общий язык со своими детьми.
В Карелии для детей с проблемами аутичного спектранайти специалистов, увы, невероятно сложно. Наталья Никулина вынуждена констатировать:
– Для детей с таким заболеванием необходима ранняя диагностика, а у нас только к трем годам детей ставят на учет. Но я считаю, что с детьми в группе риска можно и нужно начинать работать уже с полутора лет. Причем доказано, что чем раньше начнется такая работа, тем лучше для малыша. И даже если диагноз не подтвердится, занятия не помешают обычному развитию дошкольника. В международной практике лечения аутизма существует направление под названием АВА-терапия. Многие наши специалисты выступают против такого подхода, но ее эффективность доказана исследованиями. Кстати, мой сын имел возможность работать с таким терапевтом, и эффект был заметен после нескольких занятий. К сожалению, наш специалист уехал в другую страну, так что теперь в Петрозаводске нет ни одного АВА-терапевта. Есть, конечно, дистанционные курсы и надежда, что кто-то из студентов-педагогов, которые планируют работать в коррекционной педагогике, пройдут стажировку и будут помогать нашим детям. Есть родители, которые готовы платить за такие занятия.
Насколько важно появление такой игровой понятно из истории Степы, сына Натальи. Совсем недолго мальчик ходил в обычный детский сад. Но после того, как там сменилась заведующая, поменялся один из воспитателей в группе, на ребенка написали …докладную. Когда мама попыталась узнать, а как же работает инклюзивное образование, ей пояснили, что такое есть только на бумаге, а в реальности нет. Так что с тех пор Степан в детсад не ходит. И до сих пор не получил место в детсаду, куда хотела бы отдать его мама. Детям с инвалидностью даже этого в Петрозаводске гарантировать не могут.
– Создание игровой комнаты вызывает позитивные эмоции, – говорит Сергей Стангрит, музыкальный терапевт, руководитель «Стангрит-центра», который давно занимается с особыми детьми. – Хочется поблагодарить всех, в том числе и официальных лиц из министерства образования и минздрава Карелии, которые принимали активное участие в её появлении! С другой стороны, всколыхнулись застарелые уже переживания об отсутствии у нас в городе целостной системы реабилитации детей с особыми возможностями здоровья. Я вовсе не считаю себя «не-патриотом», но в деле реабилитации особых детей и взрослых нам есть чему поучиться у развитых стран Запада, впрочем, и Востока, например, Китая. Мировой опыт показывает, что при учёте индивидуальных особенностей ребёнка можно достичь хороших результатов в его развитии и социализации.
Директор Республиканского детского эколого-биологического центра Светлана Начинова, которая больше 15 лет руководит театральной студией «Росток», в которой занимаются дети в том числе и с аутичным спектром, говорит:
– Мы рады, что наш центр становится центром общественного участия.
Когда системы образования и здравоохранения по отношению к особым детям выполняют свои функции не в полном объеме, на первый план выходят личная инициатива, поддержка общества и желание родителей помогать своим детям расти в по-настоящему доступной среде. Такой инициативой стал проект «Играем вместе», которая поможет детям получать знания, навыки и позитивные эмоции.
Фотографии сообщества «Играем вместе»
С Натальей Никулиной можно связаться в социальных сетях: http://vk.com/nikulina1974
Сообщество «Играем вместе» — http://vk.com/igrovaja