Эксперты считают, что высшего уровня компьютерной и информационной грамотности российские школьники должны достичь к 2020 году.
Исследование охватило 60 тысяч учащихся из более 3 тысяч школ в 21 стране мира. Главной задачей исследователей был поиск ответа на вопрос о том, как учащиеся 8 классов готовы к жизни в информационном обществе? Российская выборка была представлена 208 образовательными организациями из 43 регионов страны (7 300 человек).
В числе инструментов исследования можно выделить тест для учащихся (длительность выполнения заданий – 1,5 часа) и анкету для учащихся (также заполнялась на компьютере в течение 20 минут). Здесь школьники отвечали на вопросы о своих привычках в использовании современной компьютерной техники и т.д. В рамках ICILS были разработаны анкеты и для педагогов, которые касались владения компьютерами самими учителями, а также тех проблем, с которыми они сталкиваются при использовании техники на уроках.
Как и во многих международных исследованиях, в рейтинге стран-участниц ICILS российские школьники заняли срединные места. Так, в числе 15 стран основной выборки Россия находится на 8-м с результатом в 516 баллов. Лучше всего показали себя по уровню компьютерной и информационной грамотности учащиеся из Чешской Республики, Австралии и Республики Польша. Турция оказалась в рейтинге основной выборки замыкающей.
В России ниже первого уровня находятся 9% исследуемых школьников (то есть, это те, кто не могут даже начать работать на компьютере), 27% обладают навыками первого уровня, 41% — второго, 21% — третьего. Наиболее продвинутых пользователей компьютера в российских школах лишь 2%. Если сравнивать эти параметры с другими странами, то сходными показателями компьютерной грамотности обладают школьники Словацкой Республики, Хорватии и Словении.
Менее половины педагогов в рамках всего исследования ощущают себя профессионально ИКТ-компетентными. Увереннее себя ощущают педагоги до 40 лет. И лишь 22% педагогов из наиболее компетентных проходили в области ИКТ-технологий специальное обучение.
По данным ICILS, 99% школ, где проводилось исследование, имеют выход в Интернет, но частота использования компьютера при этом разнится. Так, в России в отличие от других стран-участниц ICILS более 7 лет компьютером пользуется лишь 62% педагогов (94% в других странах), не менее одного раза в неделю и чаще пользуются компьютером дома 94,9% опрошенных (против 87%), с такой же частотой в школе в России компьютер используют уже 72,5% (против 54%).
Подробнее на сайте «Учительской газеты»