В музее-заповеднике «Кижи» до 2 ноября открыта выставка о славном прошлом севера Карелии.
Автор выставки, старший научный сотрудник музея Борис Гущин поглощен историей богатейшего и промышленно развитого края, каким было тогда Беломорье, судьбами людей, которые его обустраивали. Фотографии свидетельствуют: это не пустые слова и квасной патриотизм тут не при чем. Мы видим на снимках такие мощные цеха по переработке круглого леса, такую технику, такие морские суда, что дух захватывает! Неудивительно, что в начале XX века в экспорте России лес занимал второе место после хлеба.
Удивительны на снимках лица людей. Это рабочие лесозаводов, призывники, солдаты в Кеми, молодые служащие. Как сейчас бы сказали, в каждом чувствуется харизма. Невозможно пройти мимо портрета Митрофана Беляева – одного из двух братьев, которые во второй половине XIX века построили в Беломорье два лесозавода «Космополит» и «Финляндский».
Митрофан Беляев был не только видным промышленником: образованнейший человек, он оставил свой след в истории русской музыки. Членами Беляевского кружка были композиторы Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. Митрофан Беляев основал нотное издательство в Лейпциге, на свои средства учредил Глинкинские премии. Все свое состояние завещал «Попечительскому совету для поощрения русских композиторов и музыкантов». Не случайно на открытии выставки звучала музыка Римского-Корсакова.
Вспомнилась летняя поездка с небольшой группой в Беломорск. Экскурсантка из Москвы, поглядев на разруху кругом, аккуратно, чтобы не обидеть, спросила: «А почему здесь цветов нигде нет? Не растут?» Ответила: «Здесь всегда так было, и дело не в климате». Теперь-то, после знакомства с выставкой, понимаю: так, как сейчас, было не всегда.