Интернет-журнал «Лицей»

Свита, играющая короля

Бывший горсовет. Здание по пр.Ленина, 24
Бывший горсовет. Здание по пр.Ленина, 24
Интересна история двух деревянных зданий на проспекте Ленина, предполагаемый снос которых так возмутил петрозаводчан.

В 1854 году Николай I утвердил новый план Петрозаводска, по которому город размеренно застраивался вплоть до революции. «Пустопорожние» кварталы регулярной сетки улиц постепенно заполнялись частными владениями горожан, и лишь в 1915-м план стал тесен Петрозаводску, и городская дума возбудила дело о нарезке дополнительных жилых кварталов в Голиковской и Закаменской частях города.

Возбуждение дела требовалось при новом строительстве всегда, если при планировании такового оно не соответствовало городскому плану, высочайше конфирмованному еще в 1854 году. Так было при застройке учебными зданиями правого берега Лососинки, предназначавшегося планом для развития территории Общественного сада и при строительстве в том же саду зданий театра и ресторана в 1912-м.

Таких примеров можно привести много, ведь Петрозаводск рос, возникали новые функциональные потребности, которые в середине XIX века невозможно было предусмотреть. Но согласования всяческих отступлений от высочайше конфирмованных планов городов в то время были довольно сложными. Предложения любого города рассматривались в специальном комитете Министерства внутренних дел (ведавшего тогда строительством) комиссией архитекторов, а затем вновь высочайше утверждались. Ответ, как правило, приходил через год-полтора. Тем не менее эта практика жесткой градостроительной дисциплины, действующая в России, достаточно надежно защищала города от хаотической застройки.

Дом № 24а по пр.Ленина. Так выглядели все три здания Управления железной дороги. Фото 1942 года

В квартале, ограниченном нынешними улицами Красной, Герцена, Энгельса и проспектом Ленина, в соответствии с генеральным планом Петрозаводска предполагалось возведение большой церкви. Место для такого рода сооружения очень выигрышное: эта церковь была бы видна даже с озера и на дальних подходах к городу, особенно из-за Неглинки. Любой достаточно крупный объем, размещенный на этом участке по оси нынешней улицы Энгельса, будет играть большую градостроительную роль в системе городского центра и общей панорамы Петрозаводска. Это всегда понимали зодчие всех времен и поколений, работавшие и работающие здесь.

Квартал, называемый Тюремной площадью после строительства рядом тюремного замка, ожидали большие градостроительные перспективы, но уже в 1902 году было получено разрешение на его застройку. Обоснования для изменения высочайше конфирмованного плана города нашлись очень убедительные. Огромный кафедральный собор, с большими трудами и усилиями воздвигнутый на Соборной площади в 1872 году, полностью закрыл тему церковного строительства в Петрозаводске на ближайшее столетие.

 

Однако почему-то народ не спешил раскупать участки в этом квартале. Не нравилось соседство с тюрьмой? Как бы то ни было первым застройщиком здесь стало Управление эксплуатации Мурманской железной дороги, обосновавшееся в Петрозаводске с 1915 года. Жилье для инженеров и служащих с семьями, помещения для контор, технической библиотеки, больницы, школ, не говоря о технических сооружениях путевого хозяйства и бараках для строителей и охраны кроме нового строительства, в Петрозаводске было скуплено множество частных домов вместе с участками. Канцелярия управления была разбросана по городу, служба пути размещалась на Петровской площади, занимая часть губернаторской квартиры, освободившейся после февральской революции 1917 года.

Один из проектов застройки квартала. Дом Советов, 1953 год

На бывшей Тюремной площади в 1917-м управление выстроило три двухэтажных деревянных здания общей площадью 664 кв. сажен. Они стоят до сих пор: дома № 24 и № 24а по пр. Ленина и № 37 по Красной. Правда, не совсем такие, какими были построены около ста лет назад…

Бревенчатые, на каменном фундаменте и высоком цоколе, с вальмовой кровлей, П-образные в плане, здания № 24 и № 24а, формирующие фронт застройки по проспекту, возводились как административные. Судя по фотографиям довоенного и военного времени объемная композиция этих сооружений была довольно проста: акценты присутствовали лишь при входах – в виде узкого ризалита с небольшим треугольным фронтоном, скромно декорированным композицией из брусьев. Эти подфронтонные декоративные элементы, берущие свое начало в западноевропейском фахверковом строительстве, были характерны для архитектурных сооружений, возводимых из дерева, эпохи национального романтизма и в целом модерна.

Здания эти всегда рассматривались как временные, так как квартал по-прежнему предназначался для главного городского ансамбля с обширной площадью, раскрытой на проспект и планировочно увязываемой с ансамблем Круглой площади. Архитектурные конкурсы на крупные общественные городские и республиканские сооружения проводились вплоть до 1980 года, не считаясь с «деревяшками». Градостроительные мечты о главном ансамбле в Петрозаводске окрыляли зодчих полтора века – и при царизме, и при НЭПе, и при социализме…Классицистический градостроительный размах ушел вместе с империей. Новый капитализм, стоящий «двумя ногами на земле», отбросил всю лирику вместе с мечтаниями. Принято решение о застройке квартала жилыми домами по периметру, почти по-петрозаводски и даже в соответствии с Екатерининской сеткой улиц. Почти то же, только наша «визитная карточка» – «Кареллес» и «Северная» – соседствуя с новейшей застройкой на проектных картинках, совсем поникли и потеряли свой достойный вид. Кто же делал свиту этим королю и королеве? Что такое эти два деревянных здания на проспекте, предлагаемые к сносу?

Свой нынешний облик первоначально бревенчатые здания получили в результате осуществления проекта 1947 года «Архитектурная отделка зданий горсовета и школы № 5 в г. Петрозаводске». Автор проекта неизвестен, но выполнен он был в Республиканской проектной конторе (ныне «Карелпроект»). После войны, в условиях крайнего дефицита пригодных сооружений, приспосабливались разные объекты, необходимые для функционирования различных учреждений. Так, в здании № 24, где до войны располагался интернат школы № 5, решено было разместить горсовет.

Отделка административных деревянных зданий решалась в традициях классицизма, свойственного советской архитектуре 1940 — 1950-х. Обшивка доской, накладные деревянные детали, наличники, контрастная двухцветная покраска позволили придать достаточно репрезентативный облик бревенчатым мрачным зданиям, а также с помощью стиля, масштаба и цвета создать ансамбль с восстановленной гостиницей «Северная».

Классицистическое влияние особенно заметно на доме № 24 по проспекту Ленина. Архитектор, организовывая портик по центру главного фасада, остроумно обработал существующий ризалит, расширив его с помощью колонн и увеличив тем самым фронтон, что, несомненно, придало необходимую парадность зданию горсовета. На темно-красных фасадах белым цветом выделены колонны портика, угловые лопатки, горизонтальные тяги, наличники оконных проемов, простенки между окнами первого и второго этажа.

Отделка здания № 24а (угол пр. Ленина и ул. Герцена) решена с использованием тех же архитектурно-художественных приемов. Но в отличие от здания бывшего горсовета во входной части его объемно-пространственная композиция была сохранена. В настоящее время вход в здание организован с дворовой территории; крыльцо с лестничным маршем со стороны ул. Герцена демонтировано, что сделало несколько бессмысленным архитектурный акцент бывшего входа.

Двухэтажные деревянные здания № 24 и № 24а, расположенные по проспекту Ленина рядом с бывшим административным зданием треста «Кареллес» и гостиницей «Северная», образуют вместе с ними городской ансамбль на пересечении проспекта с улицей Энгельса, гармоничный в деталях и объемах, сообщающий городской среде то своеобразие, что и зовется лицом Петрозаводска.

«Лицей» № 3 2010 
Exit mobile version