Интернет-журнал «Лицей»

В европейском стиле

Праздник перед Ледовым дворцом в Кондопоге
Праздник перед Ледовым дворцом в Кондопоге
В начале июня в Петрозаводске будут вручены Государственные премии Республики Карелия в области культуры, искусства и литературы. Союз архитекторов РК выдвинул на соискание этой престижной награды два комплекса сооружений, построенных в последнее десятилетие и уже имеющих определенный резонанс и функциональную востребованность в общественной жизни. Это реконструкция Национального и кукольного театров в Петрозаводске и комплекс спортивных дворцов в Кондопоге.

Авторы архитектурных сооружений очень редко становятся лауреатами Государственной премии, и тому много объективных причин. Одна из них — качество строительства – пожалуй, основной критерий оценки. В истории нашего союза это случилось лишь дважды. В 1973 году лауреатами стали архитекторы Эдуард Андреев и Эрнст Воскресенский (1938 — 2000) за создание мемориального комплекса «Братская могила и могила Неизвестного солдата с Вечным огнем Славы» на площади Ленина в Петрозаводске. В 1987-м большая группа проектировщиков и строителей удостоилась этой награды за сооружение Дворца пионеров и школьников в Петрозаводске. Среди них были архитекторы Эльвина Адалева (1935 — 1976), Тамара Ковалевская (1923 — 1986), Ляля Мунасыпова (1924 — 1986), Галина Федорова и Вячеслав Шевляков.
Ледовый дворец. Фрагмент
Театральный комплекс на проспекте Карла Маркса имеет богатую и длинную историю. Состоящий из двух возведенных в разное время зданий – гауптвахты (архитектор В. Тухтаров, 1858) и театра Благотворительного общества (арх. В. Лядинский, 1912), он впервые появился как единое целое в 1965 году в результате осуществления проекта С. Бродского. Московский архитектор и график Савва Бродский (1923 — 1982), реконструируя старое театральное здание для размещения в нем Финского театра, объединил его вместе с кукольным, располагавшимся в бывшей гауптвахте.
Остро модное стильное сооружение стало заметным явлением в архитектуре Петрозаводска 1960-х. Однако увлечение автора дизайном в ущерб законам архитектуры и строительства, отсутствие необходимой «капитальности» не позволили этому объекту стать памятником архитектуры своего времени. Здание попросту начало разваливаться, не прожив и 20 лет.
Реконструктивные мероприятия начались с укрепления конструкций, перепланировки артистического корпуса в середине 1990-х, а закончились полным обновлением зданий обоих театров.
Архитектор Евгений Таев, завершивший в 2003 году реконструкцию Национального театра, несколько изменил облик здания, не оставив практически ничего от Бродского, хотя сохранил барельеф Илмаринена, забрав его вместе с фрагментом фасада в интерьер фойе. Неизменной осталась общая композиция двух театров – их сочлененность в едином объеме. Строгий скандинавский образ доминирует во всем комплексе, работая на имидж Национального театра.
В октябре 2006 года после двух лет капитального ремонта открыл свои двери и Театр кукол, являющийся стилистическим продолжением здания Национального театра. Он завершил архитектурную композицию всего театрального объема на проспекте Карла Маркса.
Национальный театр и Театр кукол. Фото Владимира Ларионова

 

Появившиеся на фасаде Театра кукол большие металлические скульптуры сказочных персонажей стали своеобразным парафразом и развитием масок Саввы Бродского и продолжили тему металлического декора, начатую на здании Национального театра металлическими птицами в окнах фойе и большим занавесом на главном фасаде здания.

В этом комплексе, пожалуй, впервые за последние десятилетия так плодотворно обозначился творческий союз архитектора и художников, в частности, с Владимиром Зориным, автором скульптур и серии монументально-декоративной пластики на тему «Калевалы», использованной в декоре здания, и Викторией Зориной, автором занавеса Театра кукол.

В новых интерьерах Национального театра (архитекторы Ирина Лялько и Евгений Таев), на мой взгляд, авторам удалось уйти от основного минуса театра С. Бродского – высоких глухих фойе. После реконструкции обновленные фойе, разделенные на два яруса каждое, обрели дополнительные функции в виде городских выставочных площадок, пользующихся популярностью. Криволинейные балконы, лестницы, уютные уголки отдыха, а также раскрытие левого фойе на площадь, вызвавшее к жизни прозрачный витраж-эркер, обогатили рекреационные пространства театра.

Левое фойе в Национальном театре

 

Комплекс спортивных объектов в Кондопоге вызывает у петрозаводчан стойкую нескрываемую зависть. Ледовый дворец на 1850 зрителей, самый настоящий дворец, куда приезжают известные и тренируются неизвестные фигуристы, где играют в хоккей. Говорят, в январе этого года хоккейная команда Vancouver-Canadians проездом из Швеции в Петербург согласилась сыграть в провинциальном городке с местной командой. Удивлению канадских гостей, предполагавших встретиться на открытом катке, не было предела, когда они вошли в прекрасный спортивный дворец и сразились на замечательном льду с местной командой.

Ледовый дворец был введен в строй в декабре 2001 года и сразу же попал на сайт «Чудеса России» как уникальный не только для Карелии, но и для всего Северо-Запада России. Комплекс дополняет блок спортивных залов, предназначенных для проведения как гимнастических, так и других спортивных занятий и соревнований.

Архитекторы спортивного комплекса – петрозаводчане Эмиль Кулдавлетов и Алексей Скрипицын, а также их финский коллега Пентти Лайтинен – запроектировали современные, динамичные по композиции сочетания материалов сооружения. Металл и зеркальное стекло, детали в стиле Hi-tech – образ спорта, света и праздника. Качество работ, отделочных материалов, оснащение вне всякой критики.Новые значимые для города сооружения побудили организовать вокруг хорошо благоустроенную, по-европейски урбанизированную территорию. Продолжением спортивной функции стало примыкающее к комплексу общественное пространство – площадь фонтанов со сценой для проведения певческих фестивалей и арки-карийоны с колокольчиками, каждый час исполняющими какую-нибудь мелодию.

Архитектура многолика и разнообразна, вбирает и осеняет все мыслимые функции человеческой жизни и деятельности. Социальная роль архитектуры – самая ценная, самая почетная, и именно эта ее ипостась нашла воплощение в представленных двух объектах. Театры и спортивные сооружения максимально развивают лучшие качества живущих рядом горожан.
«Лицей» № 5 2010  
Exit mobile version