Архитектура Петрозаводска

Не признавая штампов

 
Леонид Шеламов. Фото Евгении ШеламовойКарельская архитектура понесла невосполнимую утрату. После тяжелой продолжительной болезни на 63-м году ушел из жизни один из ведущих архитекторов республики, график и художник-фотограф Леонид Михайлович ШЕЛАМОВ.

Архитектор Леонид Шеламов всю свою жизнь отдал творчеству в самом высоком смысле, работая в Петрозаводске с 1975 года – времени окончания учебы в Ленинградском инженерно-строительном институте. Здания большие и маленькие, жилые, общественные и производственные, планировки кварталов городов и генеральные планы поселков Карелии – вот диапазон деятельности архитектора Шеламова.

 
За первые три года в проектном институте «Карелгражданпроект» в активе молодого специалиста Л. Шеламова уже такие сложные работы, как генеральный план поселка Мелиоративный, микрорайоны № 6 в Кондопоге и № 2 в Надвоицах.
Его пристройка к телецентру в Петрозаводске, проект которой выполнен в 1978 году, своим неординарным подходом к художественному раскрытию темы, в общем-то, обычного производственного здания вызвала большой интерес среди архитекторов проектного института и даже споры о том, стоит ли с таким творческим максимализмом делать небольшую пристройку, расположенную на закрытой территории. К сожалению, проект этот не был осуществлен, но и спустя 30 лет помнится тот технический совет в «Карелгражданпроекте», на котором он так бурно обсуждался.

Город Черновцы. Ракурс. Фото Леонида Шеламова    Архитектура и творчество, казалось бы, понятия неразрывные, и тем не менее именно о Леониде Шеламове всегда говорили, что он творческий архитектор. Ведь середина 1970-х – это еще даже не оттепель после сурового времени хрущевской борьбы с архитектурой. И проектирование индивидуальных объектов если и шло, то в большинстве своем оставалось лишь на бумаге. Типовое строительство шагало широко и повсеместно. Что оставалось делать творческому архитектору?

В связи с этим небезынтересны строчки из характеристики, данной его руководителем в начале 1980-х: «Выполненные Шеламовым проекты говорят о больших потенциальных возможностях архитектора на стадии проектирования. На стадии строительства объектов оценку его деятельности дать невозможно, в связи с тем что ни один из запроектированных индивидуальных объектов не строится, а заниматься привязкой типовых проектов у Леонида Михайловича особого желания нет».
Именно в те годы архитектор Леонид Шеламов стал развивать и совершенствовать искусство графической подачи архитектурного чертежа и изготовления макетов проектируемых зданий в большом масштабе. Он был убежден, что чертеж сам должен быть произведением искусства, и его архитектурная графика всегда восхищала, отличаясь высоким профессионализмом и вкусом, а на макеты Лени Шеламова приходили смотреть не только архитекторы.
Жилой дом на Первомайском проспектеЛеонид Михайлович всегда очень глубоко и много работал над заданной темой, что отличает настоящих профессионалов. И эта глубина проработки каждого его проекта давала ему право всегда твердо стоять на своих творческих позициях, не идя на компромиссы, что очень трудно в архитектуре – сфере искусства, связанной со строительными, технологическими, а порой и просто конъюнктурными требованиями заказчика.

Шеламов в каждой своей работе, будь то маленький таможенный пункт на границе, многоэтажное здание или интерьер, решал поставленные самому себе сверхзадачи, часто идя на эксперименты, не признавая штампов, даже собственных, не повторяясь и не боясь неудач. Зато его успехи всегда безусловны.

Так, в 2002 году при подведении итогов смотра-конкурса на лучшую постройку 2000–2001 годов, который проводил Союз архитекторов Карелии, в номинации «Общественные здания» лучшим был назван водно-оздоровительный центр «Акватика» архитекторов Л. Шеламова и Ю. Попова.
 
Жилой комплекс «Юбилейный»«Акватика» родилась при реконструкции здания бассейна, в начале 1960-х годов пристроенного к Дому физкультуры. Единственный в Петрозаводске спортивный бассейн пришел в аварийное состояние и уже много лет зиял разбитыми окнами, ожидая финансирования капитального ремонта и все больше разрушаясь. Решение проблемы увиделось в создании универсального водно-спортивного комплекса: набор ванн для различных водных развлечений и несколько 25-метровых дорожек для плавания – место отдыха и занятий физической культурой взрослых и детей.
Архитекторы Леонид Шеламов и Юрий Попов, решая с коллегами-проектировщиками комплекс функциональных и инженерных проблем, сопутствующих такому сложному объекту, как бассейн, были буквально стиснуты жестким прямоугольником существующего здания. Однако настоящий профессионал всегда рассматривает архитектуру такого рода зданий в качестве активного элемента всей системы отдыха – это не просто утилитарная «фабрика здоровья», а соответствующая среда, в которой человек должен чувствовать психологический комфорт и эмоциональный подъем.
Аркады вокруг бассейнов с голубой водой, крытые переходы и галереи, мостики, внутренняя «улица» – аллея пальм, общая теплая и яркая, средиземноморская гамма красок, создающая особую атмосферу уюта и хорошего отдыха, таким мы знаем этот отлично задуманный интерьер.
В очередном конкурсе лучших построек, проводившемся в 2007 году, лучшим жилым зданием был признан комплекс «Юбилейный», построенный в 2004-м на набережной Варкауса, автором которого является Леонид Шеламов. Пятиэтажный дом, выросший неподалеку от Дворца культуры «Машиностроитель» одним из первых жилых зданий на Варкауса, задал масштаб его застройки на переходе от центра города. Степень объемного решения «Юбилейного» такова, что он не выглядит бруском, большую часть дня отвернувшимся главным фасадом от солнца: выступы и эркеры, балконы, переменная высота парапетов и разрывы корпуса по первому этажу, поднятые на колонны, дали необходимую пластику этому дому.

АкватикаРодившийся и выросший в удивительно красивом старинном городе Западной Украины Черновцы, архитектура которого являет собой плотный европейский замес разных стилей его 600-летней истории, Леонид Михайлович не мог не быть носителем его культуры. Характер его родного города, среда, по-европейски иная, сдвинутые плотно дома читаются практически в каждом здании архитектора Шеламова в композиционном построении или проскальзывают легким нюансом.
Жаль, что уже не поговорить с ним на эту тему, но думается, что именно его город задал архитектору Шеламову тот угол зрения, взгляд на мир, наполненный неожиданными ракурсами, во многих случаях подвигнул на совершенно иное, особенное решение часто довольно прагматичных архитектурных задач.

Этот свой взгляд, внимательный и философский, в полной мере Леонид Михайлович буквально вкладывает в нас своими фотоработами. Художественная фотография его не меньшая любовь, чем архитектура. Работы Леонида Шеламова в этом жанре в большей степени дают ключ к его мировосприятию, здесь та свобода, которой нет в строительстве в любом случае.
Жизнь архитектора Шеламова была насыщена обилием работы и воплощением его индивидуальных проектов (других у него никогда и не было) в жизнь. Его дома и сооружения, как у архитекторов всех времен, станут продолжением его жизни. Его еще не построенные объекты, надеюсь, будут построены и станут темой новых обсуждений яркой, индивидуальной, нередко спорной архитектуры Леонида Михайловича Шеламова. А в очередной раз взглянуть на мир его глазами мы сможем на выставке его фоторабот, которая должна будет пройти в ближайшие месяцы в левом фойе Национального театра.
 
"Лицей" № 4 2009