Интернет-журнал «Лицей»

Реквием по кинотеатру «Сампо»

Кинотеатр "Сампо"
Кинотеатр «Сампо»
 
В прошедший четверг, 28 июля, в Петрозаводске совершенно незамеченным – без прессы и телекамер – произошло событие, которое стало в некотором роде историческим для архитектуры нашего города.
 
В этот день на очередном заседании градостроительного совета при главном архитекторе Петрозаводска часть городской общественности, а именно члены этого совета, поставили точку в деле о кинотеатре «Сампо».

Нет, никто из присутствующих не подписывал и не утверждал смертный приговор, вынесенный этому довоенному зданию еще летом 2010 года, когда муниципальной властью оно было выставлено на торги и продано за 22,5 миллиона рублей частному лицу. Просто в обычном для градостроительного совета порядке, в соответствии с заранее утвержденной программой прошло обсуждение очередного проекта – жилого комплекса на углу улицы Калинина и проспекта Александра Невского. Необычность состояла в том, что новый современный 6-9-этажный дом будет построен… на месте здания известного кинотеатра и сквера вокруг него.
С уничтожением «Сампо», кроме катастрофически сокращающегося в городе количества памятников довоенного строительства,  навсегда закрывается неисследованная страница архитектуры Петрозаводска под заглавием «архитектор Юрий Русанов».
Гостиница «Северная». Архитектор Ю. Русанов. Фото 1942 года

                                                      

Так получилось, что о Юрии Русанове, строившем в Петрозаводске в предвоенные годы, не известно ничего, кроме имени и фамилии. Не появился он здесь и после войны. Погиб на фронте? Или репрессирован? А если нет, то почему не строил сам? Над восстановлением его объектов во второй половине 1940-х работал архитектор Константин Гутин (1910 — 1976).

Кроме кинотеатра «Сампо», по проектам Ю. Русанова в Петрозаводске были построены гостиница «Северная» (1939) и здание филиала Академии наук на проспекте Урицкого (ныне – А. Невского).  Оба здания впоследствии были перестроены. Гостиница воссоздана с изменением стиля практически с нуля в 1949-м и стала авторским объектом архитектора Гутина, а бывший филиал Академии надстроен несколько лет назад мансардным этажом, что заметно исказило его первоначальные пропорции.
                                 
Бывшее здание филиала Академии наук после надстройки

                                                                     

Кинотеатр «Сампо» оставался единственной постройкой архитектора в Петрозаводске, не изменившей свой облик. Выстроенное в годы изменения стиля советской архитектуры от конструктивизма к неоклассицизму,  здание кинотеатра представляет интерес как памятник архитектуры, относящийся к редким образцам так называемой «пролетарской классики».

Стиль «пролетарская классика», или «красная дорика» – плод поиска архитектором Иваном Фоминым (1872 — 1936) новой архитектуры на рубеже 10-х – 20-х годов XX века. Творческая концепция И. А. Фомина предлагала брать от классики ее основу, упрощая, а то и вовсе отбрасывая элементы декоративного убранства. Архитектор на волне революционных преобразований в обществе создает новый ордер – колонны без баз и капителей, нередко использует прием спаренных колонн. Ю. Русанов в своих петрозаводских постройках предстает последовательным учеником Ивана Фомина, не копируя при этом приемы мастера буквально.
Основой композиционного решения кинотеатра «Сампо» является классика: объем здания, включающий в себя зрительный зал на 560 мест, акцентирован шестиколонным портиком. Но колонны прямы, стройны, лишены классического утолщения книзу. Широкий венчающий карниз-антаблемент, охватывающий все здание, своей тяжестью подчеркивает вытянутые пропорции колонн. Отличительный «фоминский» элемент – спаренные колонны – присутствует здесь в авторской интерпретации: крайние пары колонн входного портика сильно сближены друг с другом.
               
За деревьями забыли здание и похоронили еще живым

                                                                     
В глубине портика – большие прямоугольные окна; справа, на боковом фасаде – полукруглое в плане, обильно остекленное фойе, когда-то обращенное в сад. Эти элементы – дань функционализму, родство с которым у «пролетарской классики» было выражено всегда довольно явно.

Планировка здания в основном сохранилась, так как оно все время несло одну и ту же функцию – было кинотеатром. Вестибюль с билетными кассами, фойе, зрительный зал, будка киномехаников и необходимый набор административных и вспомогательных помещений. На главном фасаде справа впоследствии появилась одноэтажная пристройка с санузлами,  закрывающая вид с улицы на интересный объем фойе и этим несколько разрушающая первоначальную цельную объемно-пространственную композицию здания.
Строительство кинотеатра было начато в 1940 году, закончено финнами в 1941-м. Окончательную отделку здание получило после войны, завершением строительства руководил К. Я. Гутин. Кажется, что он несколько смягчил суровость «красной дорики» Русанова, усложнив профилировку венчающего карниза, а, возможно, и ввел рустовку при оштукатуривании фасадов. Впрочем, при отсутствии авторских чертежей Юрия Русанова  это только догадки.
Во время оккупации кинотеатр, как и проспект, носили одно имя – «Укко», в честь верховного божества финской языческой мифологии. Кинотеатр работал уже в войну и обладал самым большим и совершенным зрительным залом в Петрозаводске. В советские годы кинотеатр стал культурным центром всей Зареки и Голиковки, а в кино, начиная с 1956 года, сюда стремились все петрозаводчане – зрительный зал был переоборудован, и «Сампо» стал первым широкоэкранным кинотеатром города.
               
«Сампо» разрушается

                                                                                                      
К концу ХХ века «важнейшее из всех искусств» сдало свои позиции телевидению, затем Интернету. Однако кинотеатр «Сампо» стал активно использоваться в качестве базы для проведения разнообразных мероприятий и фестивалей Центра молодежи, действующего под крылом отдела по делам молодежи при городской администрации. Казалось бы, со зданием все образовывается как надо. Одна беда – социальная деятельность не приносит доходов, что привело к заметно ухудшающемуся физическому состоянию здания. Последний капитальный ремонт, скорей всего, теряется где-то в социалистическом прошлом, но определенная бесхозяйственность (роль личности в сохранении архитектуры!) привела в конце концов к разрушению объекта крепкого и не столь древнего, имеющего все шансы прожить как минимум еще столько же лет в полном благополучии. Кинотеатр «Сампо» стал наглядным пособием для тех, кто хочет привести в руинированное состояние любое здание, под которым приглянулся кусок земли. Две водосточные трубы, дурно поставленные, а временами и отсутствующие на своем месте, на флангах портика главного входа, демонстрировали этот процесс всему городу в течение последних 10 лет.

В январе 2007 года была обнародована красивая инициатива городской администрации о создании в Петрозаводске муниципального молодежного комплекса «Сампо», который будет заниматься организацией досуга молодых семей и подростков, в том числе из малообеспеченных семей. Планировалось, что одной из основных функций нового центра станет организация культурно-массовых мероприятий для молодежи: «безалкогольных» дискотек, концертов, выставок работ молодых петрозаводчан, вечеров встреч, клубов для молодых семей и т.п. Главной целью открытия муниципального комплекса провозглашалось создание альтернативного коммерческим такого досугового центра, где подростки и студенты  могли бы культурно провести время без употребления алкоголя. Предполагалось также, что муниципальный молодежный комплекс будет вести многопрофильную деятельность. Кроме проведения массовых мероприятий, «Сампо» должно было стать базой для работы  визит-центра молодежных общественных организаций, клубов по интересам, кинотеатра, клубов выходного дня для молодых семей, туристический отдел  должен был заниматься организацией доступных по стоимости туров для молодых петрозаводчан.Тогда же были выделены средства из городского бюджета на проектные работы по реконструкции и некоторой достройке старого кинотеатра для размещения новых функций.  Автор проекта, архитектор Юрий Попов деликатно подошел к заслуженному историческому зданию, сохранив его облик и характер архитектуры.

               

 

Умирающий кинотеатр

                                                                                     

Одновременно в госцентр по охране памятников была подана заявка о внесении кинотеатра «Сампо» в список объектов культурного наследия муниципального значения. Экспертная комиссия при Госцентре подтвердила ценность этого здания, после чего все документы с обоснованиями и протоколом были переданы в министерство культуры РК для утверждения.

И начало строительства муниципального молодежного комплекса «Сампо» должно было начаться в конце 2007-го. Капитальный ремонт сулил новую жизнь без пяти минут объекту культурного наследия, памятнику довоенной петрозаводской архитектуры – кинотеатру «Сампо».
Ничего не началось ни в конце 2007-го, ни через год…
А еще через год, в декабре 2009-го Петросовет принимает судьбоносное решение: бывший кинотеатр продать вместе с участком, так как ремонтировать слишком дорого. «Его техническое состояние признано неудовлетворительным, инженерные сети и внутренние коммуникации не функционируют. В данном состоянии эксплуатация здания невозможна, необходима полная реконструкция объекта. Однако по оценке независимой экспертизы, реконструкция – достаточно затратное мероприятие, стоимость которого оценивается гораздо выше, чем строительство нового здания на этом участке. Поэтому принятие решения о приватизации бывшего кинотеатра было продиктовано разумной необходимостью и экономической целесообразностью», – пояснили в мэрии.
Двумя годами ранее это не смущало – для реализации городской программы «Молодежная политика» местное самоуправление не скупилось на обещания. Что же случилось? Программа закончилась? Или молодежь повывелась? В данном случае «разумная необходимость и экономическая целесообразность» к молодежной политике, как оказалось, не имела ни малейшего отношения – другой-то дом для осуществления «мечт» 2007-го года строить никто, похоже, не собирается. А чтобы здание не жалко было сносить, его поставили на «принудительную руинизацию».  Прием довольно распространенный, с точным попаданием в нужную цель:  разрушающееся здание особенно раздражает окрестных жителей. И никому в голову не приходит вставать на его защиту.
               
А. Галлен-Каллела. Защита Сампо. В Петрозаводске не состоялась…

                                                       
А в июле 2010-го еще один гром с небес – «Сампо» продано без обременений. О том, что здание признано памятником архитектуры никто не знает, кроме узкого круга лиц, причастных к выявлению этого объекта и принятию такого решения. Все подготовленные документы благополучно похоронены где-то в недрах нашего министерства культуры, и до сих пор не найти концов. Как писали СМИ в материалах о продаже «Сампо»: «новый владелец может срыть его с землей». Выражение, конечно, странноватое, но вполне соответствует ситуации.

Горожане практически никак не отреагировали на продажу заслуженного петрозаводского здания с правом его полного уничтожения, и кто-то даже порадовался на одном из форумов, что появится новый торговый центр «вместо этой рухляди». Отречемся от старого мира?
Торговый центр на Голиковке уже появился, теперь благоразумный хозяин будет срывать старый кинотеатр для строительства жилого комплекса.

Чудо-мельница «Сампо», являющаяся «источником счастья, благополучия и изобилия» будет, наконец, окончательно приватизирована. И дивное название обладающего магической силой мифического предмета не смогло уберечь еще одну из погибающих страниц истории нашего города.

Современные фотографии позаимствованы из Интернета

 

Exit mobile version