Архитектура Петрозаводска

Реквием по кинотеатру «Сампо»

Кинотеатр "Сампо"
Кинотеатр «Сампо»
 
В прошедший четверг, 28 июля, в Петрозаводске совершенно незамеченным – без прессы и телекамер – произошло событие, которое стало в некотором роде историческим для архитектуры нашего города.
 
В этот день на очередном заседании градостроительного совета при главном архитекторе Петрозаводска часть городской общественности, а именно члены этого совета, поставили точку в деле о кинотеатре «Сампо».

Нет, никто из присутствующих не подписывал и не утверждал смертный приговор, вынесенный этому довоенному зданию еще летом 2010 года, когда муниципальной властью оно было выставлено на торги и продано за 22,5 миллиона рублей частному лицу. Просто в обычном для градостроительного совета порядке, в соответствии с заранее утвержденной программой прошло обсуждение очередного проекта – жилого комплекса на углу улицы Калинина и проспекта Александра Невского. Необычность состояла в том, что новый современный 6-9-этажный дом будет построен… на месте здания известного кинотеатра и сквера вокруг него.
С уничтожением «Сампо», кроме катастрофически сокращающегося в городе количества памятников довоенного строительства,  навсегда закрывается неисследованная страница архитектуры Петрозаводска под заглавием «архитектор Юрий Русанов».
Гостиница "Северная". Архитектор Ю. Русанов. Фото 1942 года
Гостиница «Северная». Архитектор Ю. Русанов. Фото 1942 года

                                                      

Так получилось, что о Юрии Русанове, строившем в Петрозаводске в предвоенные годы, не известно ничего, кроме имени и фамилии. Не появился он здесь и после войны. Погиб на фронте? Или репрессирован? А если нет, то почему не строил сам? Над восстановлением его объектов во второй половине 1940-х работал архитектор Константин Гутин (1910 — 1976).

Кроме кинотеатра «Сампо», по проектам Ю. Русанова в Петрозаводске были построены гостиница «Северная» (1939) и здание филиала Академии наук на проспекте Урицкого (ныне – А. Невского).  Оба здания впоследствии были перестроены. Гостиница воссоздана с изменением стиля практически с нуля в 1949-м и стала авторским объектом архитектора Гутина, а бывший филиал Академии надстроен несколько лет назад мансардным этажом, что заметно исказило его первоначальные пропорции.
                                 
Бывшее здание филиала Академии наук после надстройки
Бывшее здание филиала Академии наук после надстройки

                                                                     

Кинотеатр «Сампо» оставался единственной постройкой архитектора в Петрозаводске, не изменившей свой облик. Выстроенное в годы изменения стиля советской архитектуры от конструктивизма к неоклассицизму,  здание кинотеатра представляет интерес как памятник архитектуры, относящийся к редким образцам так называемой «пролетарской классики».

Стиль «пролетарская классика», или «красная дорика» – плод поиска архитектором Иваном Фоминым (1872 — 1936) новой архитектуры на рубеже 10-х – 20-х годов XX века. Творческая концепция И. А. Фомина предлагала брать от классики ее основу, упрощая, а то и вовсе отбрасывая элементы декоративного убранства. Архитектор на волне революционных преобразований в обществе создает новый ордер – колонны без баз и капителей, нередко использует прием спаренных колонн. Ю. Русанов в своих петрозаводских постройках предстает последовательным учеником Ивана Фомина, не копируя при этом приемы мастера буквально.
Основой композиционного решения кинотеатра «Сампо» является классика: объем здания, включающий в себя зрительный зал на 560 мест, акцентирован шестиколонным портиком. Но колонны прямы, стройны, лишены классического утолщения книзу. Широкий венчающий карниз-антаблемент, охватывающий все здание, своей тяжестью подчеркивает вытянутые пропорции колонн. Отличительный «фоминский» элемент – спаренные колонны – присутствует здесь в авторской интерпретации: крайние пары колонн входного портика сильно сближены друг с другом.
               
  За деревьями забыли здание и похоронили еще живым
За деревьями забыли здание и похоронили еще живым

                                                                     
В глубине портика – большие прямоугольные окна; справа, на боковом фасаде – полукруглое в плане, обильно остекленное фойе, когда-то обращенное в сад. Эти элементы – дань функционализму, родство с которым у «пролетарской классики» было выражено всегда довольно явно.

Планировка здания в основном сохранилась, так как оно все время несло одну и ту же функцию – было кинотеатром. Вестибюль с билетными кассами, фойе, зрительный зал, будка киномехаников и необходимый набор административных и вспомогательных помещений. На главном фасаде справа впоследствии появилась одноэтажная пристройка с санузлами,  закрывающая вид с улицы на интересный объем фойе и этим несколько разрушающая первоначальную цельную объемно-пространственную композицию здания.
Строительство кинотеатра было начато в 1940 году, закончено финнами в 1941-м. Окончательную отделку здание получило после войны, завершением строительства руководил К. Я. Гутин. Кажется, что он несколько смягчил суровость «красной дорики» Русанова, усложнив профилировку венчающего карниза, а, возможно, и ввел рустовку при оштукатуривании фасадов. Впрочем, при отсутствии авторских чертежей Юрия Русанова  это только догадки.
Во время оккупации кинотеатр, как и проспект, носили одно имя – «Укко», в честь верховного божества финской языческой мифологии. Кинотеатр работал уже в войну и обладал самым большим и совершенным зрительным залом в Петрозаводске. В советские годы кинотеатр стал культурным центром всей Зареки и Голиковки, а в кино, начиная с 1956 года, сюда стремились все петрозаводчане – зрительный зал был переоборудован, и «Сампо» стал первым широкоэкранным кинотеатром города.
               
 "Сампо" разрушается
«Сампо» разрушается

                                                                                                      
К концу ХХ века «важнейшее из всех искусств» сдало свои позиции телевидению, затем Интернету. Однако кинотеатр «Сампо» стал активно использоваться в качестве базы для проведения разнообразных мероприятий и фестивалей Центра молодежи, действующего под крылом отдела по делам молодежи при городской администрации. Казалось бы, со зданием все образовывается как надо. Одна беда – социальная деятельность не приносит доходов, что привело к заметно ухудшающемуся физическому состоянию здания. Последний капитальный ремонт, скорей всего, теряется где-то в социалистическом прошлом, но определенная бесхозяйственность (роль личности в сохранении архитектуры!) привела в конце концов к разрушению объекта крепкого и не столь древнего, имеющего все шансы прожить как минимум еще столько же лет в полном благополучии. Кинотеатр «Сампо» стал наглядным пособием для тех, кто хочет привести в руинированное состояние любое здание, под которым приглянулся кусок земли. Две водосточные трубы, дурно поставленные, а временами и отсутствующие на своем месте, на флангах портика главного входа, демонстрировали этот процесс всему городу в течение последних 10 лет.

В январе 2007 года была обнародована красивая инициатива городской администрации о создании в Петрозаводске муниципального молодежного комплекса «Сампо», который будет заниматься организацией досуга молодых семей и подростков, в том числе из малообеспеченных семей. Планировалось, что одной из основных функций нового центра станет организация культурно-массовых мероприятий для молодежи: «безалкогольных» дискотек, концертов, выставок работ молодых петрозаводчан, вечеров встреч, клубов для молодых семей и т.п. Главной целью открытия муниципального комплекса провозглашалось создание альтернативного коммерческим такого досугового центра, где подростки и студенты  могли бы культурно провести время без употребления алкоголя. Предполагалось также, что муниципальный молодежный комплекс будет вести многопрофильную деятельность. Кроме проведения массовых мероприятий, «Сампо» должно было стать базой для работы  визит-центра молодежных общественных организаций, клубов по интересам, кинотеатра, клубов выходного дня для молодых семей, туристический отдел  должен был заниматься организацией доступных по стоимости туров для молодых петрозаводчан.Тогда же были выделены средства из городского бюджета на проектные работы по реконструкции и некоторой достройке старого кинотеатра для размещения новых функций.  Автор проекта, архитектор Юрий Попов деликатно подошел к заслуженному историческому зданию, сохранив его облик и характер архитектуры.

               

 

    Умирающий кинотеатр 
Умирающий кинотеатр

                                                                                     

Одновременно в госцентр по охране памятников была подана заявка о внесении кинотеатра «Сампо» в список объектов культурного наследия муниципального значения. Экспертная комиссия при Госцентре подтвердила ценность этого здания, после чего все документы с обоснованиями и протоколом были переданы в министерство культуры РК для утверждения.

И начало строительства муниципального молодежного комплекса «Сампо» должно было начаться в конце 2007-го. Капитальный ремонт сулил новую жизнь без пяти минут объекту культурного наследия, памятнику довоенной петрозаводской архитектуры – кинотеатру «Сампо».
Ничего не началось ни в конце 2007-го, ни через год…
А еще через год, в декабре 2009-го Петросовет принимает судьбоносное решение: бывший кинотеатр продать вместе с участком, так как ремонтировать слишком дорого. «Его техническое состояние признано неудовлетворительным, инженерные сети и внутренние коммуникации не функционируют. В данном состоянии эксплуатация здания невозможна, необходима полная реконструкция объекта. Однако по оценке независимой экспертизы, реконструкция – достаточно затратное мероприятие, стоимость которого оценивается гораздо выше, чем строительство нового здания на этом участке. Поэтому принятие решения о приватизации бывшего кинотеатра было продиктовано разумной необходимостью и экономической целесообразностью», – пояснили в мэрии.
Двумя годами ранее это не смущало – для реализации городской программы «Молодежная политика» местное самоуправление не скупилось на обещания. Что же случилось? Программа закончилась? Или молодежь повывелась? В данном случае «разумная необходимость и экономическая целесообразность» к молодежной политике, как оказалось, не имела ни малейшего отношения – другой-то дом для осуществления «мечт» 2007-го года строить никто, похоже, не собирается. А чтобы здание не жалко было сносить, его поставили на «принудительную руинизацию».  Прием довольно распространенный, с точным попаданием в нужную цель:  разрушающееся здание особенно раздражает окрестных жителей. И никому в голову не приходит вставать на его защиту.
               
А. Галлен-Каллела. Защита Сампо. В Петрозаводске не состоялась... 
А. Галлен-Каллела. Защита Сампо. В Петрозаводске не состоялась…

                                                       
А в июле 2010-го еще один гром с небес – «Сампо» продано без обременений. О том, что здание признано памятником архитектуры никто не знает, кроме узкого круга лиц, причастных к выявлению этого объекта и принятию такого решения. Все подготовленные документы благополучно похоронены где-то в недрах нашего министерства культуры, и до сих пор не найти концов. Как писали СМИ в материалах о продаже «Сампо»: «новый владелец может срыть его с землей». Выражение, конечно, странноватое, но вполне соответствует ситуации.

Горожане практически никак не отреагировали на продажу заслуженного петрозаводского здания с правом его полного уничтожения, и кто-то даже порадовался на одном из форумов, что появится новый торговый центр «вместо этой рухляди». Отречемся от старого мира?
Торговый центр на Голиковке уже появился, теперь благоразумный хозяин будет срывать старый кинотеатр для строительства жилого комплекса.

Чудо-мельница «Сампо», являющаяся «источником счастья, благополучия и изобилия» будет, наконец, окончательно приватизирована. И дивное название обладающего магической силой мифического предмета не смогло уберечь еще одну из погибающих страниц истории нашего города.

Современные фотографии позаимствованы из Интернета

 

  • ded pavlo

    Подозреваю, что всё давно уже продано и барыши поделены. Самое «весёлое», что жители города не больно-то и озабочены его судьбой. Да и негде реально вмешаться в градоустройство. Я, по крайней мере, не обнаружил ни одного административного сетевого ресурса, предлагающего горожанам активно высказать своё мнение о городском строительстве, да и перспективный план его не так-то просто найти. Все же «новостные» сайты Интернета как специально рассчитаны лишь на «выпускание пара»: оставил свои яростные комментарии – и забыл… А завтра что-нибудь «новенькое» произойдёт – можно опять свой недовольный (или радостный) писк издать. Время на происшествия богато.
    А как себя будут чувствовать обладатели квартир в доме, построенном на развалинах «Сампо»? Само сочетание «развалины Сампо» звучит достаточно зловеще. Эх, поселить бы туда Васисуалия Попова – одного, безо всякой «обслуги»! Пусть бы там «кино крутил»!

  • Татьяна Панюкова

    «Сампо» жаль, но сейчас (сегодня видела, как его начинают уже сносить) хотелось бы поднять вопрос о других, пока еще (?) непроданных (или просто не знаем?) зданиях, которые можно было бы спасти — например, уже несколько лет ДК Зайцева пустует и приходит постепенно в ту же негодность, что и Сампо — не с теми же целями? Но пока еще (на вид, по крайней мере) — вполне подлежит реставрации. Как бы и кого этим вопросом озаботить?

  • ded pavlo

    Да, можно «полюбоваться» и тут:
    http://sampo.tv/news.php?id=577
    Попов – нахал, которому ровным счётом наплевать на Петрозаводск и его жителей. Но – что реально можно сделать против? Поступило предложение бойкотировать Васюхины (ленторговские) магазины. В этом есть смысл – на будущее. Но, увы, само здание кинотеатра этим не спасти.

  • Елена Ициксон

    Сампо начали сносить… сообщила Ника+

  • Александр, русский

    Сампо — в финской и карельской мифологии источник изобилия, чудесная мельница счастья.
    Неужели здание кинотеатра «Сампо» нельзя реконструировать и надо обязательно сносить в угоду очередному торгово-развлекательному центру и жилью для элиты ?
    Наверняка здание кинотеатра имеет определенную архитектурную и историческую ценность, оно определяло самобытный колорит столицы небольшой национальной республики. Само его название — дань уважения одному из коренных народов республики и народу соседней северной страны. их общему национальному эпосу. Что поделать — варяги у власти.
    Прощай, мельница счастья !

  • Елена Ициксон

    Анна, спасибо за новое фото. Это, действительно, фото военного времени? Тогда информация о том, что кинотеатр достраивали финны неверна? Не могли же они оставить на фасаде название «Сампо», если во время оккупации кинотеатр назывался «Укко». И потом, «Сампо» — довольно нейтральное название, финны могли и оставить…

  • Анна Воронина

    Вот еще фото «Сампо» — думаю, довольно редкое, и мало кто его видел: http://www.facebook.com/photo.php?pid=31684388&l=5c574e99e1&id=1401197194

  • Алексей Конкка

    Еще по поводу власти, либеральной общественности и оппозиции, которой нет:
    http://grani.ru/opinion/m.190498.html

  • Вадим Баженов

    [quote name=»Елена Ициксон»]Уважаемый Вадим, большое спасибо за фотографию и примите мои извинения, что не подписала Вашу фамилию. По-видимому, там, где я ее подобрала вместо имени был какой-то ник.[/quote]
    Елена Ициксон Вам совершенно не за что извиняться…благо фото пошла на пользу, а сердце за город болит у меня не посто потому что я на протяжении 31 года его житель, а еще и потому что являюсь внуком главного архитектора горда Чинёнова Лазаря Ивановича, отдавшего много сил и большую часть жизни на создание образа центра города Петрозаводска….который к сожалению рушится с каждым днем…

  • Елена Ициксон

    Уважаемый Вадим, большое спасибо за фотографию и примите мои извинения, что не подписала Вашу фамилию. По-видимому, там, где я ее подобрала вместо имени был какой-то ник.

  • Вадим Баженов

    Был приятно удивлен, увидев мною сделанную фотографию под названием «Сампо разрушается», когда выложенную в контакте. Ну а на счет чиновников — расстреливать их надо..Сталина нет на них. почувствовали безнаказанность и гребут под себя. На том свете им зачтется, поверьте, Бог все видит.

  • Лариса

    Как раньше » Сампо » и » Победу » все любили !
    Со всех районов города туда спешили.
    Не забывали про » Строитель » и » Искру «
    И позабыть те годы я уж не могу.
    Но » перестройка » перестроить помогла.
    Мы многого лишились навсегда.
    Теперь последнее пытаются отнять,
    Чтоб даже память не вернулась к нам опять.
    Но почему виновных не найти ?
    Кто продавал, довёл уж до черты,
    Когда ремонт дороже обойдётся
    И за него никто уж не возьмется.
    Хотелось знать таких » героев » бы в лицо,
    Тех для кого лишь деньги всё !

  • Алексей Конкка

    Страсти накалились. Хорошо, оставим «критиканский стеб». «Переубедите» я написал не зря. Будем считать, что переубедили. Естественно, что я не обвиняю и не могу кого-то обвинять в коррупции, так как для этого нужны факты. Будем считать это фигурой речи. Но должно же быть какое-то объяснение вопроса, который не поддается никакой логике?
    Я с большим уважением отношусь к Е. Ициксон и В. Орфинскому, последнего знаю лично много лет и мне и в страшном сне не привидется, чтобы они были бы каким-то образом коррумпированы. Сколько раз я лично видел (и сам участвовал) как тот же В.П. героически отбивался от чиновников, проявляя при этом лучшие свойства человека, для многих оставаясь примером по сей день. Примером проявления личности человеческой. Кстати, вот кому стоило бы поставить памятник в Петрозаводске, так это Орфинскому. Но это о личностях.

    Поймите меня правильно, речь идет совсем о другом. Речь не идет о личностях, речь идет о результате (ПТЗ) и о структуре, которая этот результат создает. Не о личностях главных архитекторов и членов совета, речь идет о функции номенклатурного образования. Речь идет о том, что они прекрасно по своей функции встроены в структуру администрирования и выполняют роль буфера для решений аппарата, более того, проштамповывают их, как только что написала сама Е. Ициксон. Оппозиция вообше на руку власти, если ее уметь использовать. Что и видим у нас в стране. Согласитесь, что здесь и проходит «линия фронта». Для интеллигента, если хотите. Не один прекрасный, образованный человек и патриот, думаю, в своей жизни задавал себе вопрос: участвовать или не участвовать? (по себе знаю) Может быть мое присутствие в некой ужасной бюрократической структуре заставит ее измениться? Не правда ли «древний» вопрос, на который нет однозначного ответа у отдельного человека. К сожалению жизнь давно доказала, что ничего не изменится, пока не изменится сама бюрократическая структура. А тут и мыслишка: может быть и квартиру для семьи и детей дадут? За членство. Полноте, все советское время так было. А квартира ведь не коррупция, правда? Это вполне заслуженная плата заслуженному человеку.
    Вот об этом и идет речь. О вечных вопросах. Надеюсь, я что-то разъяснил. А вот что делать с этим и как сохранить остатки Петрозаводска — это совсем другое. С уважением АК.

  • Людмила

    Убивают все наследие, что осталось нам после Советского Союза. Зато торговых центров черт знает сколько. Увы, нашему местному правительству ничего не надо.
    Хотя как говорит председатель петросовета Фокин «у кого ручка, тот и подписывает».
    А на счет того, что у наши градоначальники говорят о том, что денег нет, то это бред чистой воды. Захотели бы — нашли бы деньги. Но ведь это никому ничего не надо.

  • валерий ананьин

    Елена Евгеньевна — не только высочайший профессионал и великий знаток своего дела, она — боец и радетель за овеществленную некогда зодчими нашу историческую память, ускоренно гибнущую в нынешнем беспределе варварского «капитализма» при попустительстве, да и при участии властей. И говорить с ней в тоне размашисто-«критиканского» стёба — расписаться в своем невежестве и бескультурье.

  • Н. Мешкова

    Елена Ициксон уж никак не заслуживает обвинений. Она и В. Орфинский единственные с открытым забралом выступают против варварского отношения к нашему наследию. И им же и достается! А довольные господа в это время руки потирают и продолжают творить свои делишки.

  • Елена Ициксон

    Для господина А.Конкка:
    Просим при комментировании с уважением относиться к авторам текста и читателям. Комменты с личными оскорблениями будут удалены.
    По-моему, Вас заносит. Насчет обвинений в коррупции, а также утверждения, что ВСЕ главные архитекторы — враги народа. Честно говоря, думала о Вас иначе.
    Для информации о градсовете ознакомьтесь на досуге с Уставом города.

  • Алексей Конкка

    Забыл еще один вариант (типичный, кстати): они посажены туда той самой администрацией.

  • Алексей Конкка

    «С градостроительным советом эти вещи никогда НЕ обсуждаются, члены совета об этом НЕ информируются. На рассмотрение совета выносятся, как правило, УЖЕ проданные участки и здания».
    Фантастика! И Совет с этим мирится? Так зачем же он нужен? Это же бред. Они (члены совета) для пиара там членствуют? Или для чего?

  • Елена Ициксон

    [quote name=»Алексей Конкка»]»Разумной необходимостью и экономической целесообразностью»: градсовет во главе с главным архитектором уже давно враги народа и своего города. quote]
    О разумной необходимости и экономической целесообразности рассуждало руководство петрозаводской администрации и петросовет, которые и принимали решение о продаже. С градостроительным советом эти вещи никогда НЕ обсуждаются, члены совета об этом НЕ информируются. На рассмотрение совета выносятся, как правило, УЖЕ проданные участки и здания. Исключением стали деревянные здания на пр. Ленина — потому и начали «дергаться». Информация о продаже «Сампо» прошла во всех СМИ ровно год назад — никого из горожан не заинтересовала. Решила рассказать все, что знаю об этом объекте, пока его еще не забыли. Очень, очень жалко, невыносимо…

  • Наталья Шилова

    Да ладно вам! Есть в последние годы опыт эффективных общественных движений «снизу» в Петрозаводске. Есть, с другой стороны, опыт Архнадзора московского. Когда есть потребность, она сама организует своё удовлетворение. И для начала эту потребность надо озвучить. Или её отсутствие. Только говорить имеет смысл о своей позиции, а не о чужой воображаемой, кто там за что возьмётся. а кто не возьмётся :-)

  • Т. Шестова

    Такая идея периодически высказывается, но никто не возьмет на себя роль организатора такой группы. Вот и вы, Наталья, вряд ли захотите.

  • Наталья Шилова

    Ругать всех горожан скопом, мне кажется, неразумно. Ожидать, что 250 тыс. (или сколько нас сейчас?) петрозаводчан озаботятся судьбой архитектурного наследия, наивно. А вот обозримой и внятной общественной группе с участием специалистов вроде той же Елены Ициксон не мешало бы появиться. Я бы в таком хорошем деле поучаствовала, например. Может, не только я?

  • Вадим Баженов

    [quote name=»Алексей Конкка»]»Разумной необходимостью и экономической целесообразностью»: градсовет во главе с главным архитектором уже давно враги народа и своего города. Вероятно, в основе принимаемых решений коррупция? То есть мздоимство? А что еще? Переубедите. Впрочем, в главные архитекторы всегда назначали врагов города. Это много раз доказано жизнью и уничтожением ПТЗ. А я все думал почему ПТЗ. Так, естественно, ведь от города Петрозаводска уже остались рожки и ножки. Учитывая, что все руководство городом и республикой — варяги, тут нет ничего удивительного. А петрозаводчане спят и будут спать дальше. Говорят, замороженные…[/quote]

    тонко подмечено — действительно замороженные глухонемые двуногие слепни.

  • Вадим Баженов

    Очень обидно и больно смотреть как на глазах рушится мой родной и любимый город, в котором я родился и вырос! Да… к великому сожалению сидящие дяденьки в верхах поголовно мздоимцы и взяточники, для которых продажа к/т «Сампо» лишь очередной способ наживы.Я со всей ответственностью заявляю, что то что сейчас делается с городом Петрозаводском(в плане разрушения архитектурно-исторического центра) носит ярко выраженный планомерный характер.
    А народ… да что может народ в наше время…по возмущаются, промолчат и забудут.. А в новом доме на пр.Невского будут жить иные люди, которым по карману дорогие квартиры, дорогие машины, и очень сытая и развеселая жизнь. Прискорбно господа…..

  • Игорь Зловидов

    Очень жаль ! Ибо данный обьект — память поколений и наследие …Как легко мы теряем…Нет царя в родной краю.

  • Алексей Конкка

    Более того, в городе, в котором по официальной статистике 105 национальностей, скоро ловить будет нечего. Особенно учитывая, что местных только три: карелы, русские и вепсы. Но, боюсь, суть не в национальностях, а в том, что население этой страны и этого города ПТЗ именно население, а не народ. А населению все равно где и как жить.

  • Алексей Конкка

    «Разумной необходимостью и экономической целесообразностью»: градсовет во главе с главным архитектором уже давно враги народа и своего города. Вероятно, в основе принимаемых решений коррупция? То есть мздоимство? А что еще? Переубедите. Впрочем, в главные архитекторы всегда назначали врагов города. Это много раз доказано жизнью и уничтожением ПТЗ. А я все думал почему ПТЗ. Так, естественно, ведь от города Петрозаводска уже остались рожки и ножки. Учитывая, что все руководство городом и республикой — варяги, тут нет ничего удивительного. А петрозаводчане спят и будут спать дальше. Говорят, замороженные…

  • Михаил

    Почему бы не называть публично имена товарищей, которые голосовали за убийство этого кинотеатра? Из министерства культуры в т.ч. — министерства, которое этой самой культуре, как мне кажется, наносит такой вред, какой способен нанести только враг собственной страны!

  • Екатерина

    Ужасно жалко, что у нас в городе в последнее время легче все продать, чем привести в порядок. Ведь кинотеатр — очень симпатичное здание, если его отремонтировать… Идея о создании Центра для молодежи, и, правда, была очень красивая. Только почему-то такие «красивые идеи» у нас остаются только в истории, а всякое безрассудство и корыстные планы воплощаются… Очень и очень жаль… Вернусь через пару лет и не узнаю свой город…