Рассказ о воинской славе Петрозаводска, похоже, скоро станет короче ещё на одно звено.
«Главное условие сохранности культурного наследия – желание его сохранить».
Алексей Комеч,
доктор искусствоведения, защитник культурного наследия России
Решением Министерства обороны армейские объекты культуры и досуга были ликвидированы, в связи с чем в начале 2012 года здание гарнизонного Дома офицеров в Петрозаводске было передано в собственность Республики Карелия. Несколько лет оно простояло в ожидании своей участи пустым, неотапливаемым, с ветхой крышей, промокающими стенами, которые промораживались и разрушались. Полным ходом шло его руинирование. Обещание губернатора Нелидова превратить бывший Дом офицеров в Дом общественных организаций повисло в воздухе и так и не опустилось на грешную землю.
А вслед за этим начала расти цепь событий как по спасению здания, так и, наоборот, по приведению его к полному уничтожению.
Звено спасительное первое
22 октября 2012 года архитектор Елена Евгеньевна Ициксон обратилась в Минкульт РК с заявлением о включении ценного исторического объекта «Здание гарнизонного Дома Офицеров» (Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 28) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ.
Ответ Министерства культуры обнадёжил: «Проведение государственной историко-культурной экспертизы запланировано в 2013 году в качестве одного из первоочередных мероприятий».
Звено разрушительное томительное
В Министерстве культуры Карелии эта заявка пролежала год без всякого движения, чего нельзя сказать о продолжавшемся процессе разрушения здания. Устный ответ чиновников был прост и горько знаком: денег на проведение экспертизы нет и не ожидается.
Нам кажется, это лишь отговорка, причины совсем в другом и находятся уровнем выше.
Звено спасительное второе
21 января 2014 года мы вновь обратились в Министерство культуры РК с тем же самым заявлением – принять меры к признанию Дома офицеров объектом культурного наследия со всеми вытекающими последствиями, в том числе с охраной как его самого, так и присущих ему архитектурных особенностей.
Е.Е. Ициксон в 2013 году прошла аттестацию в Министерстве культуры РФ и приобрела полномочия на проведение экспертиз, а потому в эти же сроки представила в министерство государственную историко-культурную экспертизу (ГИКЭ) со всеми необходимыми разделами, фотографиями, схемами, описаниями и приложениями.
Обращаю ваше внимание на то, что проведение такой экспертизы — многодневный большой труд, включающий в себя нахождение и изучение, в том числе и архивных, документов. Проводить экспертизу согласно российскому законодательству может не абы кто, а только высокопрофессиональный опытный аттестованный специалист.
Принимая во внимание, что в нашей республике отчего-то всегда нет денег и это станет причиной непроведения Министерством культуры экспертизы, Елена Евгеньевна Ициксон провела её на безвозмездной основе.
Таким образом Министерству культуры и республиканскому бюджету экспертиза не стоила НИ КОПЕЙКИ.
Звено разрушительное волокитное
Казалось бы, Министерство культуры, если оно действительно выполняет свои функциональные обязанности, должно было радоваться и спешить спасать историческое здание. Но, кажется, линия поведения у Минкульта Карелии другая: с этим не торопиться, предоставленные энтузиастами возможности не использовать и российские законы не соблюдать.
В ответе от 3 марта 2014 года за подписью заместителя министра Н. Демидовой в нарушение закона отсутствовало заключение о принятии или отказе в принятии проведённой экспертизы. Основания для отказа должны быть мотивированными. А если Минкульт сомневается в результатах экспертизы, он обязан заказать новую у другого специалиста.
В письме из минкульта нас пытались убедить, что «построек такого типа и такого периода в различных городах Российской Федерации и Республики Карелия сохранилось достаточно много», а потому нельзя утверждать, что объект имеет особое значение для истории и культуры Республики Карелия. Примеров, особенно по Карелии, в письме приведено не было. А с другой стороны, зачем, собственно, Петрозаводску знать, чего там «достаточно много» в других городах? У нас своя история и свои памятники.
Зато в ответе министерства культуры было высказано предположение, что «в случае полного замещения со временем» окружающих Дом офицеров многоквартирных многоэтажных домов новыми постройками, историческое здание окажется «архитектурно чуждым» новострою и перестанет быть ценным.
А потому эксперту беззастенчиво и, конечно, бесплатно (ведь денег в Карелии никогда нет) предлагалось провести экспертизу зданий ВСЕГО квартала по улицам Гоголя, Анохина, Антикайнена для сохранения архитектурного ансамбля в целом.
Можете себе представить, сколько времени и труда понадобится, чтобы это сделать, в то время как здание Дома офицеров будет продолжать разрушаться!
Правда, чиновникам Минкульта РК к этому не привыкать. Такая участь уже постигла и кинотеатр «Сампо», и детскую поликлинику на ул. Анохина. Сегодня на их глазах так же руинируется уже обезображенное лицо города — петрозаводский почтамт. Они наблюдают это при ежедневных путешествиях на работу и с оной, так как находятся с почтовой башней по соседству.
Добавлю, что пожелание сотрудников Минкульта РК не является требованием закона. Ничто, с точки зрения законодательства, не мешало признать Дом офицеров выявленным объектом культурного наследия уже в начале марта 2014 года, в то время как эксперт продолжил бы собирать и обрабатывать материал по признанию ансамбля таким же объектом, подлежащим охране. Кстати, менее чем через год, в декабре 2014-го, и эта экспертиза была Еленой Евгеньевной Ициксон проведена. Как вы можете догадаться, снова на безвозмездной основе, то есть без оплаты огромной работы эксперта и без затраты ЕДИНОЙ КОПЕЙКИ из бюджета Минкульта РК и республиканского бюджета.
Звено спасительное третье
Ответ Минкульта, не соблюдающий нормы закона и здравого смысла, ведущий Дом офицеров к руинам, не подписанный министром культуры Е.В. Богдановой, безусловно, не устроил ни заказчика экспертизы, ни эксперта. Заказчик направил новое письмо с изложением несогласий, напоминанием о том, что здание, ещё в 1999 году включённое в перечень ценной историко-архитектурной застройки Петрозаводска, подвергается разрушению и в любой момент может быть утрачено. Заказчик умолял Е.В. Богданову лично вникнуть в обстоятельства дела, принять результаты экспертизы и лично ответить на письмо горожан, в первую очередь и являющихся наследниками исторического богатства нашей родины. Эксперт сумела добиться личной встречи с министром.
В результате и письменно, и устно мы получили заверения в совершеннейшем к нам и историческому наследию почтении и обещания всячески содействовать и спасать его для потомков. В течение быстротекущего 2014 года эти обещания давались неоднократно.
Звено разрушительное равнодушное
Прошёл год, начался второй. Этого времени было, конечно, совершенно недостаточно, чтобы вверенное министру культуры Елене Викторовне Богдановой ведомство издало приказ о признании здания Дома офицеров в Петрозаводске выявленным объектом культурного наследия. По закону оно считается таковым после проведения экспертизы, результаты которой не были опровергнуты. И с этого момента уже охраняется государством так же, как и объекты, включённые в Единый реестр по стране.
До сих пор этот приказ карельского министерства культуры так и не появился. Долг республики исчисляется миллиардами и продолжает расти, денег по-прежнему ни на что нет. Вероятно, их уже не хватает и на бумагу для такого важного приказа. А иначе как ещё можно объяснить происходящее?
Объяснить можно. Если представить, что лакомый кусок в историческом центре Петрозаводска крайне необходим под очередной шедевр ангарной торговой архитектуры или небоскрёб. Но ведь специалисты минкульта по своему статусу должны исторический Петрозаводск для нас и потомков сохранять, а не убивать. Или их обязанности изменились? А может быть, кто-то не даёт им свои обязанности исполнять? И этот кто-то должен быть выше минкульта и командовать им. Неужели губернатор Александр Петрович Худилайнен?
Звено разрушительное. Предсмертное?
3 мая 2015 года благодаря группе социальной сети ВКонтакте «Живой Петрозаводск» жителям города стало известно, что в настоящее время происходит в историческом здании Дома офицеров: вход в неохраняемое помещение стал свободным, его посещают все кому не лень. Руинирование вошло в завершающую стадию.
Как было легко 9 апреля 2015 года губернатору А. Худилайнену на народном сходе по поводу присвоения Петрозаводску звания Города Воинской Славы говорить высокие слова о патриотизме и кормить желающих однократной гречневой кашей! Это ведь не сохранить здание, неразрывно связанное с военным прошлым города, и даже не приказ написать.
И ничего, что общество жителей блокадного Ленинграда, общество казаков, общества дружбы с другими странами ютятся в подвалах деревяшек Закаменского переулка. Где-то по отдалённым закоулкам разбросаны музеи узников фашистских лагерей и жертв репрессий. Эти люди стойкие, ещё потерпят. У правительства Карелии и Министерства культуры сейчас задача поважнее: куда стелу в память воинской славы поставить. Денег нет, конечно, но народ на такое дело скинется, это пожелание власти мы уже услышали.
Кажется, скоро рассказ о воинской славе Петрозаводска станет ещё на одно звено – Дом офицеров – короче. Прямо от пушек Александровского завода бегом к стеле воинской славе. А на ту нашу историю, что расположена между ними, ни денег, ни времени, ни приказов, ни долга, ни совести не хватило.
P.S. Узнав о происходящем в историческом здании сегодня, заказчик и эксперт уже обратились лично к министру Е.В. Богдановой через виртуальную приёмную. Публикуя ещё и это открытое письмо о всех звеньях длинной цепи, объясняя петрозаводчанам предпринятые нами меры, мы бы хотели, чтобы ответ министра культуры РК тоже был публичным, быстрым и объясняющим всё-таки гражданам, кто не хочет и не даёт сохранить наше наследие. Реальное, в отличие от плакатов на митинге и звонких фраз о том, что никто и ничто не забыто.
Мы хотим, чтобы чиновники отвечали за свои непоступки. А ждать некогда – стадия у здания Дома офицеров предсмертная.
Фотографии, если не указано иное, автора. Сделаны в январе 2014 года