Архитектор Евгений Фролов о будущем старого квартала Петрозаводска
В беседе с Евгением Фроловым каждый раз он меня поправлял при упоминании о проекте реконструкции и развития старого квартала Петрозаводска: «Не проект, а концепция. Работа над проектом еще впереди».
Как писал уже наш «Лицей», в рамках международного проекта «Города у воды» авторский коллектив в составе петрозаводских архитекторов А. Гречкина, С. Ициксона, В. Бугашева и Е. Фролова (руководитель группы) разработал концепцию реконструкции и развития старого городского квартала Петрозаводска. С информацией о концепции Евгений Фролов не раз выступал на семинарах, проходивших в рамках реализации проекта «Города у воды». Каким видят в будущем этот уголок старого Петрозаводска архитекторы? – вот тема нашей беседы.
– Евгений Борисович, какое место должен занять старый квартал в жизни города согласно разработанной вашим коллективом концепции?
– Во-первых, он должен стать привлекательным для туристов, гостей Петрозаводска, а значит, зарабатывать средства для городского бюджета. А во-вторых, ему предназначена функция еще одного культурно-исторического центра города, места отдыха петрозаводчан. Исходя из этих двух посылок, мы и разрабатывали концепцию.
И первое, что она предполагает, – освобождение квартала от несвойственных ему в будущем функций. Имеются в виду медицинские учреждения. На их месте появятся новые объекты, которые в свою очередь составят несколько условных зон.
Рядом с уже существующим Кижским подворьем планируется возвести церковный комплекс. Во время предварительных переговоров епархия подтвердила свое намерение осваивать эту территорию. Многие годы в квартале успешно работает музей-заповедник «Кижи», который готовится к созданию в отреставрированном им здании еще одной постоянной экспозиции – музея городского мещанского быта. Возможно, на этой территории появятся новые, в том числе и частные музеи, не исключено, что и другие петрозаводские музеи придут в квартал со своими филиалами. Все они там будут желанными гостями и составят музейную зону квартала. Концепцией предложены объекты для Центра культурных инициатив, который уже выразил желание открыть в них ремесленные мастерские, мастерские художников, мастеров декоративно-прикладного искусства. Эта часть квартала будет отдана творчеству. Еще одну зону составят бизнес-центры, связанные с туриндустрией. К ним примыкают и объекты туристской инфраструктуры: гостиница – небольшая, двухэтажная – и кафе.
В своей концепции мы предполагаем, что на территории квартала найдет себе место и торговля, которая может разместиться в небольшом гостином дворе. Это книжные лавки, магазинчики сувениров, изделий народных мастеров, по продаже продукции, которую выпускают наши предприятия легкой и пищевой промышленности. Не забыли мы и о детском городке.
– Сегодня на территории квартала находятся не только государственные учреждения, которые вы предлагаете вывести оттуда, но и частные дома. Какая судьба ждет их?
– Те хозяева частных строений, кто пожелает остаться в старом квартале, будут жить там и дальше. И хотя территория их усадеб будет закрыта для туристов и гостей старого квартала, владельцам придется привести в порядок свои дома и дворы. Кстати, уже сегодня некоторые дома имеют неплохой внешний вид, а дворы вокруг них ухожены и привлекательны.
– На планшете с планом старого квартала здания, выкрашенные в голубой цвет, – это новые постройки, которые еще предстоит возвести. И они занимают большую территорию. Как будет сочетаться новодел и подлинные строения прошлых веков?
– Я не вижу здесь проблемы. Мы ведь планируем не создание музея деревянного зодчества или городской архитекторы, а воссоздаем среду старого городского квартала. Что делать, если в Петрозаводске сохранились единицы зданий прошлых веков. И новые, выполненные в масштабе прилегающей застройки и внешней отделки, соответствующей той эпохе, прекрасно впишутся в наш старый город.
Ни одно старое строение в этом квартале, представляющее историко-архитектурное наследие, не должно быть снесено. Отреставрировано, приведено в надлежащий вид – да. В едином стиле будут не только дома, но и булыжные мостовые, пешеходные зоны, вымощенные плиткой из карельского камня, набережная реки Неглинка, фонари, реклама на магазинах, афишные тумбы и информационные стенды, вывески магазинов, кафе, скамейки для отдыха, верстовые столбы. Появится городская скульптура. Мы предлагаем сохранить имеющиеся зеленые насаждения и оставляем территории для посадки новых.
– Вряд ли губернский Петрозаводск конца XIX века был столь привлекательным, как в вашей концепции. Однако, я думаю, петрозаводчане возражать не будут против некоторого приукрашивания. Но вот согласно вашей концепции в старый квартал войдет примыкающая к нему часть набережной Онежского озера. Не нарушит это целостность набережной?
– Нет. Набережная должна застраиваться очень аккуратно. Мы предлагаем поставить там три объекта – на небольшом мысу в самом конце набережной деревянную мельницу. На взгляд многих архитекторов, памятник в честь 300-летия Петрозаводска с его постаментом не очень масштабен в месте, где он находится и гораздо уместнее будет смотреться на будущей пешеходной эспланаде по оси гостиницы «Онего-Палас». А на том месте, где он стоит сегодня, можно было бы поставить памятник Екатерине II. На наш взгляд, памятник Екатерине II мог бы стать логическим продолжением идеи установки монументов основателям города на набережной: ее открывает монумент Петру I, который заложил Петровскую слободу, а продолжает памятник Екатерине II, которая дала слободе статус города.
Самый крупный объект на набережной – Морской центр. В его комплекс должны войти музей, уже существующая в Петрозаводске школа юных моряков, здесь встанут на вечный причал как экспонаты под открытым небом деревянные исторические суда «Полярного Одиссея», будут оборудованы стоянки для яхт и катеров. В Петрозаводске проводится крупное водное соревнование Онежская регата, часть мероприятий которой вполне могла бы пройти под крышей Морского центра. Будет здесь и деревянная эспланада для прогулок и отдыха горожан. Но в комплексе Морского центра могут найти место и деловые офисы.
– Меня несколько смущают размеры центра и то, что архитектура двадцать первого века будет соседствовать с постройками девятнадцатого…
– На Западе уже давно объединяют несочетаемое в нашем понимании. Контраст в архитектуре отлично работает. Вопрос не в том, какой высоты будут здания Морского центра, а в том, чтобы это была качественная архитектура, и для их возведения использовались бы качественные материалы.
– Предвижу, что у экологов возникнут возражения и опасения по загрязнению Онежского озера. Ведь центр планируется построить на искусственном полуострове, выходящем в озеро.
– Опять-таки сошлюсь на пример европейских городов, многие из которых уже давно осваивают водные пространства, на берегах которых они расположены. При этом не нанося вред экологии. Не строить, чтобы не повредить экологию? А может быть, вопрос поставить по-другому: «Строить, соблюдая требования экологии». Как это делают во всем мире.
Работая над концепцией, мы познакомились не только с опытом создания таких исторических зон других городов, в том числе и европейских, но и с проектом реконструкции старого квартала, который появился в Петрозаводске около 30 лет назад и получил тогда высокую оценку.
– Но даже 30 лет назад довольно остро встал вопрос транспортного движения в районе старого квартала. Сегодня эта проблема намного выросла. Интенсивность движения на улицах Малая Слободская и Куйбышева, примыкающих к исторической зоне, растет с каждым годом. Насколько помню, еще 30 лет назад даже предполагалось сделать улицу Кирова одной из основных транспортных магистралей города.
– По вопросу транспорта у нас в коллективе возникла даже дискуссия. Мои коллеги предлагали вообще запретить движение в районе квартала. На мой взгляд, это нереально. Как тогда быть со служебным транспортом? В исторической зоне останутся и жилые дома. Выход я вижу в оборудовании автомобильных стоянок и ограничений возможности въезда на тротуар, как у нас любят делать автомобилисты. Но в результате дискуссии стоянки на территории квартала нашей концепцией не предусмотрены. А вот с частным транспортом сложнее, но ввести ограничения и тут можно, и нужно. Для петрозаводчан, приехавших провести время в старом квартале, не составит особого труда оставить свою машину на стоянке и пройти пешком 100-150 метров до исторического квартала. Когда дело дойдет до конкретного проекта и его реализации, вопросом этим, конечно же, придется заниматься вплотную и в числе первоочередных.
– Евгений Борисович, вы не раз в нашей беседе упоминали о присутствии бизнес-структур в культурно-историческом квартале. Не получится ли так, что, придя туда с деньгами, бизнес очень скоро напомнит, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку? И не ваша концепция, а его требования станут определяющими при застройке старого квартала?
– Для того, чтобы защищать интересы петрозаводчан, мы выбираем городскую власть. Многое будет зависеть от того, на чью сторону она встанет. Те, кто придут на эту территорию, должны быть обременены обязательствами по отношению к кварталу и городу. Но и без бизнес-структур не обойтись. Вряд ли городской бюджет, как это было в советские времена, сможет обеспечить финансирование этого проекта, необходимы будут инвесторы. И они, уверен, найдутся: иметь офисы в таких городских районах – престижно везде. Как и иметь недвижимость там, где есть вода.
– В феврале будущего года будут подведены итоги международного проекта «Города у воды», составлены отчеты, проведен заключительный семинар. Есть ли риск, что ваша концепция, как и проект 30-летней давности, надолго будет убрана в чей-нибудь стол – до лучших времен, которые почему-то у нас в России приходится долго ждать? А у петрозаводских архитекторов появится очередной «утопленник» – насколько я знаю, именно так называют нереализованные архитектурные проекты.
– Такой вариант развития событий вполне реален. Правда, свою роль могут сыграть общественное мнение, позиция городского сообщества. За ними остается решающее слово. Хочу, однако, предупредить, что работа по реконструкции старого квартала рассчитана не на год-два, а лет на 5-10, а то и больше. Но если сидеть и ждать, ничего не делая, он не появится никогда.
P.S. Кстати, осенью пресс-служба администрации Петрозаводска распространила информацию, что из средств программы «Города у воды» началось благоустройство набережной реки Неглинка.
Иллюстрации предоставлены Е. Фроловым