Интернет-журнал «Лицей»

Выбор – это жизнь? Жизнь – это выбор?

Когда слышишь слово «выбор», в голове сразу начинает звучать: «Мы выбираем, нас выбирают….»  Или: «Времена не выбирают, в них живут и умирают…»

Действительно, времена не выбирают, а есть ли что-то еще, чего мы не выбираем? Конечно, родителей, имя, родину. В остальном каждую минуту мы находимся в состоянии выбора, начиная от мелочей и заканчивая глобальными проблемами выбора жизненных целей, профессии, спутника жизни. Это в сказках легко делать выбор: налево пойдешь – будет то, направо – это, а прямо пойдешь – счастье найдешь, и все у тебя получится. В жизни же мы, к сожалению, не волшебные герои, и каждый день как непредсказуемый  поединок – не ясно, выйдем ли мы из него победителями или побежденными.

Жизнь –  это процесс постоянного выбора…
А. Маслоу

Как ни странно, в Интернете не так много сайтов, посвященных проблеме выбора, да и на форумах практически обходят эту тему молчанием. Не потому, что она неинтересна. Выбор – это всегда проблема свободы и ответственности, но рассуждать об этом весьма сложно. Вот некоторые вопросы и ответы на эту тему, предложенные на ряде форумов.

– Легко ли тебе делать выбор во всех сферах жизни?

Chel: – Всегда сложно, но иногда обстоятельства помогают в принятии решений. Когда очень молод, трудно выбрать модель жизни, а когда становишься старше, сложно придерживаться этой модели.
Скорпион: – Никогда не было проблем с выбором. Я всегда твердо знаю, чего хочу!
Koshechka: – А мне даже одежду трудно самой выбирать в магазине. Другим я могу посоветовать, но не себе.

– Что должен учитывать человек?

Sonya: – Выбор – это когда ты приобретаешь и теряешь одновременно. Человек должен выписать для себя все «за» и «против», прежде чем принять решение.
Kolmarri: – Думать головой! Твой выбор не должен навредить окружающим.
Cok: – Прислушиваться к себе.

– Как вы выбираете подарки?

Tarakan: – По вещам, которые окружают этого человека. Я всегда стараюсь найти что-нибудь интересное, интеллектуальное или полезное, сделать настоящий сюрприз.
Маnysha: –Пытаюсь подметить, что интересует человека или что бы он хотел иметь, на что обращает внимание или чему обрадуется.
Vet: – Ставлю себя на место человека, которому подбираю подарок и спрашиваю себя, что бы я хотел получить в подарок.

– Помогает ли вам кто-нибудь делать выбор?

Корнет: – Думаю, каждый должен выбирать сам. Чтобы в случае ошибки самому нести ответственность.
Лола: – Да, я всегда советуюсь с семьей, друзьями.
Клык: – Когда как. В серьезных решениях стараюсь не спешить, советуюсь, лучше семь раз обдумать и один раз решить, чем наоборот.
Draga: – Люди могут посоветовать мне, но обычно я сам принимаю решения.

Интересно, что на вопрос «А учили ли вас когда-нибудь, как правильно делать выбор?», все, не сговариваясь, ответили, что нет, никогда. Может быть, кто-то один вспомнил, как с ним по этому поводу однажды разговаривал отец, но касалось это какого-то конкретного случая. Никто и никогда?

А есть ли какой-либо алгоритм выбора? Психологи соотносят проблему выбора с проблемой ответственности. Если  «Я» зрелая сложившаяся личность и могу нести ответственность за себя, «Я» буду всегда стараться делать выбор сам. Если же мною движет страх и неуверенность, я начну перекладывать ответственность на кого-либо и выбирать за меня будет кто-то другой.

Самый ответственный и главный выбор в нашей жизни – профессия. Сколько бы ни говорили сегодня, что нужно найти такую работу, которая бы приносила материальное благополучие, нет несчастней человека, занимающегося не своим делом. Всем нам знакомо чувство удивительного подъема, радостного нетерпения, когда мы делаем то, что нам интересно, что у нас получается. А получается то, к чему есть способности, предназначение, тяга.

Правда, не всегда и не всем удается рано понять и осознать, кем он родился на свет – юристом, предпринимателем или артистом. Есть счастливчики, которые уже в пять лет «лечат» кукол или в школьном возрасте конструируют сложные приборы, составляют программы, но таких не так уж много. Другие проходят путь мучительного поиска. Пробуют, бросают, опять пробуют, вызывая у окружающих чувство легкой иронии и скрываемого или нескрываемого осуждения.
Особенно мучительно приходят люди к творческим профессиям. Классические примеры – о врачах, ставших писателями – известны всем.

Но вот в каком возрасте стоит задумываться о будущей профессии?
Мы провели небольшой опрос среди семиклассников одной из школ. Оказалось, они, за исключением нескольких хорошо известных профессий – врача, машиниста, учителя, не знают, чем занимаются другие специалисты…
Обычно профориентация начинается в девятом классе. Поздно это или рано? В одиннадцатом классе, где тоже был проведен опрос, из 20 человек практически все определились, куда поступать, кроме двоих. Но при этом выбор оказался однотипным – юридический, экономический, информатика. Один человек хочет попробовать себя в сфере связей с общественностью. На вопрос «почему?» большинство ответило: эти специальности востребованы и денежны. Практически ни у кого не прозвучали слова «призвание», «интерес», «это мое!». Помогали в выборе родители или друзья, и только несколько человек сделали его сами.

Цитаты в тему

Ты – это то, что ты делаешь.
Ты – это твой выбор. Тот, в кого себя превратишь.
Джонатан Летем «Хозяин снов»

У нас есть выбор. Знаете немецкую поговорку: «Wer hat Wahl, hat auch Qval…» – «Кто имеет выбор, тот имеет мучение»?  И наоборот: кто имеет мучение, тот имеет выбор. А выбор есть мысль, и ответственность, и несчастье, и счастье. Вот в таком мире нам приходится жить.
Юрий Лотман

Когда мы делаем выбор, то целый мир, мировую цепь кристаллизуем позади себя.
Мераб Мамардашвили

Я верю, что основной выбор человека – это выбор между жизнью и смертью. Каждый поступок предполагает этот выбор.
Эрих Фромм

Абсолютной свободы не существует: есть лишь свобода выбора, а сделав выбор, ты становишься заложником своего решения.
П. Коэльо

Несколько историй «Как я не стал (а)…»

… ветеринаром

Александр, студент второго курса театрального вуза:

– С детства я обожал кошек, лошадей, птиц. Возился на даче со всякой живностью. И все вокруг умилялись и прочили мне, что стану биологом. В десятом классе дома начали обсуждать, куда все-таки поступать после школы. К этому времени любовь моя к животным не угасла, но родители рассуждали трезво: «биология – что за профессия?»,  «что потом – школа, наука?», «но они же все нищие!». И тут маму осенило: «Саша, а если ветеринаром? Это удивительно благородное дело – лечить животных. Да и зарабатывают они неплохо».

Так я и оказался у репетиторов по биологиии и химии. И тут романтика стала уступать место вселенской скуке, которая одолевала меня на этих занятиях. Я старался не думать о вторниках и четвергах – днях очередных мучений. В одиннадцатом классе мы с мамой съездили в Ветеринарную академию. Мне понравилась обстановка, я поговорил со студентами, отзывы были терпимые. «Все, решено, буду ветеринаром!» – подумал я и стал мысленно вписывать себя в белом халате в стены и коридоры этого вуза.

…Приближались новогодние праздники. Наша «классная» настояла, чтобы я принял участие в подготовке новогоднего спектакля, мол, «последний Новый год в школе, надо!» Отказаться не было никакой возможности. Мы решили ставить шуточную пьесу. С этого все и закрутилось. Ничего за последнее время я не делал с таким удовольствием и азартом. «Саша, да ты настоящий артист!» – восхищенно восклицали все. И вдруг сначала робко, а потом все более настойчиво начала преследовать мысль: «А что если попробовать?»

Нет, я не бросил химию и биологию. Но по вечерам стал вдохновенно разучивать вместо формул и реакций, стихи и прозаические отрывки… Короче говоря, я прошел конкурс сразу в три театральных вуза. Выбрал «Щуку». Счастлив безмерно! И, надеюсь, бедные больные животные вздохнули с облегчением, что из их поля зрения исчез несостоявшийся унылый ветеринар.

… журналистом

Светлана, врач-клиницист:

– Писала я всегда легко. Сочинения, рассказы. Все, кто читал, говорили, что у меня есть свой узнаваемый стиль. Мне нравилось слушать и расспрашивать. И я пошла в кружок журналистики. Мы делали школьную газету – очень неблагодарная работа, так как никто не хотел писать заметки, и все приходилось делать самим. Время шло, и я все больше склонялась к тому, что пойду учиться на факультет журналистики. Пока не произошло странное событие, в корне изменившее все. Меня отправили на городскую олимпиаду по русскому языку. Я сделала все довольно быстро. А когда писала маленькое эссе, споткнулась о совсем простое слово – «проблема». Как пишется – «проблема» или «промблема»? Это был просто заскок. Но я поддалась какому-то внутреннему чувству и влепила в это слово злополучную «м». Выйдя из аудитории, я вдруг мысленно очень четко представила, как оно пишется – «про-бле-ма». И тут проблема случилась со мной. Чувство досады, злости на себя, я не знаю что, но с этой минуты меня как будто выключили. Я не хотела больше писать, а тем более становиться журналистом. Дома заметили мое состояние. Мама долго беседовала со мной – обо мне, о деле, которое нужно выбрать в жизни, о призвании. А потом она посоветовала мне: «Попробуй себя в чем-нибудь другом, далеком от журналистики. Начнешь тосковать, захочешь вернуться, значит это просто временное настроение».

…Я не вернулась в журналистику. Открыла в себе другие грани… и стала врачом. Не жалею об этом ни на минуту! Люблю помогать людям, их лечить, ставить диагнозы. И всегда долго беседую с ними, расспрашиваю, «беру интервью». Тут мне и пригодились мои журналистские навыки.

…юристом

Константин, графический дизайнер:

– Сколько помню себя, столько рисовал. В детстве мне влетало от папы за то, что разрисовывал обои, книги. Ненавидел раскраски, эту механическую возню. Мне нравилось придумывать что-то свое, оживлять на бумаге  то, что рисовало мое воображение. Наказывали меня не как обычных детей – если я в чем-нибудь провинился, родители  тут же отбирали у меня все  карандаши, фломастеры, ручки. Тогда сидя в углу и дуясь на весь мир, я рисовал пальцем.

Школу ненавидел. Мне там было невыносимо скучно. Единственный урок, на который я никогда не опаздывал, – это ИЗО. В художественную школу я идти отказался. Зачем мне это? Потом не раз жалел, что был таким дураком.
Несмотря на то, что я всегда рисовал, я не относился к этому серьезно. А тем более не собирался связывать с этим свою жизнь. Поэтому в начале одиннадцатого класса, когда «предки» стали приставать с выбором вуза, я не задумываясь, согласился с дедушкиным предложением стать юристом.

И так бы оно и было, если бы я вдруг не увлекся компьютером и графическими редакторами. Вместо подготовки к вступительным экзаменам, я просиживал ночи и дни, с азартом пробуя все новые возможности компьютерной графики.
Остановиться не было сил. И тут родители поступили неожиданно мудро, подкинув мне мысль — пойти учиться на профессионального дизайнера. И неожиданно  я с ними согласился.

Лихорадочно стал искать вузы, которые предлагали бы эту специальность. Оказалось, что туда не принимают без специального художественного образования. «Все, баста!» – решил  я уже было похоронить эту идею, как вдруг какое-то дикое чувство упрямства посетило меня. Наобум, на известный русский  «авось», я решил сходить в местную художественную школу. А вдруг? «Вдруг» сработало. Директор художки, дав мне несколько заданий, сказал – «одолеешь за год всю  программу, дам диплом, нет — придется смириться».

Я одолел. Такого рвения, с каким я занимался в художественной школе, я не проявлял никогда. Директор сдержал свое обещание, выдал диплом. Летом я поступил на дизайнерское отделение. Дедушка, конечно, расстроился. Но потом поразмыслил и решил, что внук-дизайнер звучит еще круче, чем юрист.
Сегодня у меня есть любимая работа. И я рад, что все сложилось именно так, и судьба не дала мне уйти от моего призвания.

«Лицей» № 3 2008

Exit mobile version