Интернет-журнал «Лицей»

Виктор Яроцкий: «Мы все дружили»

Виктор Яроцкий на съемке
Виктор Яроцкий на съемке

Петрозаводск – это мы

Свое телевидение появилось в Петрозаводске в 1959 году.  А в 1966 году на телестудию устроился паренек с Кубани. На днях  тому самому пареньку, а ныне известному кинооператору ГТРК, корифею своего дела, заслуженному работнику культуры Карелии и России Виктору Яроцкому исполнилось 70 лет. 50 из них отданы работе не телевидении. Он по сей день помнит свои первые белые ночи в Петрозаводске.

В Карелию

— Поезд был прямой от Крымска до Петрозаводска, — рассказывает Виктор Петрович. — Мы бывали здесь пару раз с бабушкой, приезжали продавать огурцы. В то время они на Кубани три копейки стоили, а в Петрозаводске давали за килограмм два рубля.  Тогда на Кубани трудно было купить, сахар, ситец и многие другие нужные вещи. Приезжали мы к дяде, который работал на телевидении. Мама работала на железной дороге, у нее был бесплатный проезд, и к тому времени я уже побывал в Москве, Ленинграде, Иванове. Петрозаводск произвел на меня большое впечатление. Он был очень чистым и уютным по сравнению с пыльными, торговыми и грязными южными городами и чем-то напоминал мне Ленинград.

На юге поступить в университет без денег было невозможно, и Виктор отправился в Петрозаводск. С дядей, кинооператором Иваном Траленко, в одном доме на улице Горького жили известный журналист Анатолий Гордиенко с женой, знаменитый корреспондент карельского радио, создатель «Онежской волны» Давид Мальц, в соседнем подъезде жил Валерий Тольский. Дело было летом, дядюшка уехал на юг, а юношу оставили на попечение Гордиенко.

Анатолий Алексеевич сомневался в том, что Виктор с ходу поступит в вуз — говор сразу выдавал в нем южанина. Виктор активно занимался и экзамены  сдал хорошо, но по конкурсу не прошел — в первую очередь брали ребят с местной пропиской. Декан вечернего факультета не хотел отпускать студента с хорошими отметками и предложил устроиться на работу, а учиться вечером.

И вот тут настал судьбоносный момент: дядя устроил своего племянника на студию телевидения в качестве осветителя. Через несколько лет, когда Виктор отслужит в армии, переведется и окончит политехнический институт как радиоинженер, пройдет все три ступени ассистента оператора, он, как и его дядя, станет ведущим кинооператором ГТРК.

 

Дядя Ваня

— Дядя Ваня частенько присылал нам посылки, —  рассказывает Виктор Яроцкий. — И вот однажды он прислал маме фотографии, на которых был изображен гриб из облаков! Мы понять не могли, что это. Дело в том, что Иван Нестерович служил в фоторазведке, был участником первого атомного взрыва в Советском Союзе. Снимал с вертолета, и машину чуть не затянуло в облако. Учения вел сам Жуков. Траленко получил за эти съемки орден и звание ветерана подразделений особого риска. Все это было очень засекречено. Иван Траленко проработал на телевидении 35 лет, снял около 50 документальных фильмов. На студии в то время, кроме вещания,  делали настоящие документальные фильмы на широкую пленку. План был четыре фильма в год.  Он снял около 20 документальных фильмов, которые пошли на всесоюзный тираж. 

Иван Траленко

Пройдет время, и уже в конце 90-х Виктор Яроцкий со съемочной группой пять раз побывает в зоне боевых действий в Чечне и тоже отличится, за что получит медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». С журналистом  Александром Колобовым они тогда сделали интервью с главарем боевиков Дудаевым. А в 99-м под Урус-Мартаном они чуть не подорвались…

 

В учениках

На первом этапе в профессии Виктору повезло. В то время на Карельском телевидении под руководством первого директора Ильи Кана собрались отличные специалисты: кинооператоры Сергей Иванович Петруничев,  Анатолий Александрович Новиков, Геннадий Грошев. Новиков и стал первым настоящим учителем для Яроцкого.

— Это был человек-глыба. Он тогда единственный учился на операторском факультете  ВГИКА, что для нас казалось недосягаемым. Именно он дал мне те основательные знания, благодаря которым моя карьера кинооператора оказалась успешной. Анатолий Александрович был очень въедливым, требовательным, даже чересчур, я бы сказал. И некоторые считали, что он излишне ко мне придирается. Но он меня учил, «как надо». Это его слова. Я отмерял рулеткой расстояние до объекта съемки, отвечал за экспозицию, заряжал пленку, готовил камеру, штатив, нужно было поставить свет и камеру. Он часто бывал недоволен. Так было, когда снимали документальные фильмы. С репортажами было, конечно,  проще.

 

Закалка

Виктор вспоминает, как с Анатолием Новиковым снимал свой первый фильм «Возвращающие жизнь» —  об анестезиологах.

— Представьте, оперируемому парню 18 лет. Ставлю оборудование, свет. В белом халате и бахилах. Известный хирург Сильвестров, красавец мужик, делает  разрез. Я вижу кровь — и шарах в обморок! Старшая сестра говорит: «Прилетели!» Это была закалка.

После этого чего только не было. На войне видел всякое. А когда в Петрозаводске открылся кардиологический центр, четыре часа снимал операцию на сердце.  Режиссером первого фильма был ныне покойный Юрий Михайлович Чевский, с которым Яроцкий потом подружился.

— Юрий  был постарше меня лет на десять, как и все, кто тогда пришел на телевидение, окончив университет: Юрий Рогожин, бывший одно время директором, журналист Светлана Пушкина, диктор Евгений Рубаев, редактор Анна Цунская,  — вспоминает Виктор Петрович. — Чевский оказал большое влияние в понимании кино вообще. Мы много говорили на профессиональные темы, что и как нужно делать, как должно выстраивать кадр, как связывать один кадр с другим, что дает монтаж.  Мы все были влюблены в операторскую работу Урусевского, снявшего фильм «Летят журавли». И тоже пытались крутить камеру так, чтобы березы хороводом крутились в кадре. Кажется, оператор Борис Конанов до сих пор любит этот прием и пользуется им при всяком случае.

Впоследствии Анатолий Новиков радовался за своего ученика, когда его имя его мелькало на центральном российском канале. Он долго преподавал в училище культуры, а когда ушла из жизни его жена, практически ослеп и сам подвел черту своей жизни.

Анатолий Новиков

Искушение

После армии и института друзья предложили  Яроцкому бросить телевидение и перейти на появившийся в Петрозаводске в начале 70-х радиозавод, Завод активно развивался, возводились новые корпуса, строилось жилье для работников. Здесь можно было, проживая в общежитии, получить в конце концов квартиру, иметь приличную зарплату.

Виктор жил на частной квартире, и предложение оказалось для него заманчивым. Он пошел к бывшему тогда директором Юрию Михайловичу Рогожину. Так, мол, и так. А тот говорит: «Не отпущу! Через месяц получишь новую однокомнатную квартиру». —  «Не верю».

Но директор слово сдержал: устроил талантливого оператора в общежитие, а через два месяца Виктор получил свою первую квартиру.

Виктор Яроцкий с женой Айли и дочкой Женей

Кино

Особенно врезались в память молодому Виктору Яроцкому съемки художественного игрового фильма по сценарию Дмитрия Гусарова «Банка консервов» (1967 год), куда его взял  кинооператор Сергей Петруничев. (Кстати, фильм можно найти в интернете).

Сергей Петруничев

Виктор вспоминает, как из брандспойта создавали дождь в кадре, как выставляли для подсветки лиц огромные юпитеры, камеру возили на операторской тележке по рельсам. Режиссером был Юрий Зайончковский, которого ласково за глаза называли Заяц.

Юрий Зайончковский

В фильме снимались актеры финского театра, среди них Паули Ринне. Тогда же к Виктору пришло осознание желания стать оператором.

Целых три года Яроцкий работал ассистентом, прежде чем стал оператором. Работа на телевидении — это всегда работа в команде. Виктор тепло вспоминает своих коллег, в том числе журналиста Александра Колобова, с которым прошел по горам и аулам Чечни:

— У него был журналистский дар, острый ум, он умел задавать нужные вопросы. Тексты  у него были простые, но в них была какая-то притягательность. Наши материалы из Чечни ценились центром. Но, к сожалению, мне так и не удалось привить ему присущую мне самому самодисциплину…

Александр Колобов (второй справа) и Виктор Яроцкий (второй слева) в Чечне

 

«Мы все дружили»

Виктор не выглядит на свои 70 лет. Он по-прежнему подтянут, худощав, спокоен. В нем чувствуется надежность. За это качество его всегда ценили  друзья, о чем написали ему в соцсетях, поздравляя с юбилеем.

— Мы все дружили. Наша работа всегда была связана с командировками, — продолжает Виктор. — Я практически не видел, как росла дочь. По три недели в месяц бывал в командировках, так что не дружить было нельзя. Я старался со всеми ладить.

Когда Петруничев уехал по приглашению работать в Румынию, Яроцкий стал старшим оператором. Как раз появилась новая плеяда операторов: Борис Конанов, Александр Веснин, Владимир Волотовский, окончившие ВГИК, Александр Захаров. Операторский костяк был очень сильным.

Слева направо: Александр Веснин, Анатолий Новиков, Евгений Сенченко, Виктор Яроцкий, Александр Захаров, Владимир Волотовский, Иван Траленко и Борис Конанов

Виктор достает черно-белые фотографии. Вот журналист Хайкичев, который вел передачу «Край карельский, край лесной». А это Валерий Тольский, которого все помнят как председателя ГТРК  и депутата. Он пришел на телевидение 19-летним мальчишкой ассистентом оператора.

— Тольский был телеоператором от Бога! — восклицает Яроцкий. — Каждый месяц мы снимали и отправляли часовой концерт нашего симфонического оркестра на центральное телевидение. А это сто человек в студии! А вот на фотографии режиссер Юрий Зайончковский, он обожал музыку и любил записывать эти передачи. Камера при этом должна была следовать за музыкальным инструментом. Как же для этого нужно чувствовать музыку! Тольский умудрялся проехать огромной камерой на тележке, не дрогнув, от инструмента к инструменту. А сзади ему помогал кабельмейстер, который тащил кабель от камеры.

Валерий Тольский

— Мы до самых последних дней были очень дружны были с семьей Анатолия Гордиенко, — рассказывает Яроцкий. —  Это человек, который сделал себя сам. Долгое время он возглавлял киноредакцию. Такой штришок: все у него всегда было записано, педант, одно слово. Помню, как перед поездкой на съемки в Костомукшу (тогда только камень должны были заложить), Гордиенко всех нас собрал, достал тарелки, ложки, вилки и ножи и провел нам перед фуршетом мастер-класс по правилам столового этикета… Мы с ним были и заядлые рыбаки. Его жена Инна Александровна была всегда немного в тени, но, мне кажется, что именно она была стержнем в их семье. Умная, интеллигентная, порядочная…

Инна и Анатолий Гордиенко. Фото Ирины Ларионовой

—  Режиссеры Ирина Смирнова и Галина Мальцева были как-то сначала незаметны, пока на студию не пришли Сергей Никулин после ленинградского журфака и Сергей Спиридонов. Когда появилась передача «99-209», вся атмосфера на студии поменялась. Все сразу преобразились. Это был какой-то взлет в работе телестудии. А режиссер Галина Мальцева – просто сумасшедшая в работе! Она обожала верхние точки. До сих пор наши вспоминают, как мы в Кондопоге снимали на «Семерке».  Камера весила 18 килограммов, а Галине подавай верхнюю точку. Я полез под потолок, весь вспотел, там жарища такая была, но снял…

Молодежная редакция ТВ (слева направо): Марина Хапцова, Лео Хаапалайнен, Ирина Смирнова, Сергей Никулин и Сергей Спиридонов
Галина Мальцева
Слева направо: журналист Сергей Никулин, режиссер Александр Кустов и оператор Виктор Яроцкий. Фото Владимира Ларионова

Первый цветной фильм о Петрозаводске «Город на Онеге» снимал кинооператор  Виктор Яроцкий. Именно его глазами увидит свой город будущее поколение. И его глаз оператора по-прежнему ищет и находит приятные сердцу места в Петрозаводске, ставшем родным городом.  Мастер по сей день работает на ГТРК, но теперь телеоператором в студии. И есть еще порох в пороховницах!

Кадр из фильма «Город на Онеге»

 

Exit mobile version