Ветер переменных направлений, дождь, жара, холод, пересеченная местность, неуверенность в грядущем ночлеге, а ко всему прочему еще и с десяток килограммов груза на багажнике велосипеда – спереди и сзади. Зачем все это? Как выяснилось, для того чтобы познать себя.
Жительница Ла Рошели Франсуаз Дион, преодолев три тысячи километров на велосипеде от Страсбурга до Петербурга, добралась до Петрозаводска, чтобы спустя некоторое время отправиться велосипедным маршрутом до Хельсинки.
— Наверное, родные дома волнуются? (У Франсуаз дочь и сын, трое внуков и мама. — В.М.).
Машет рукой: «Мы постоянно по вотсапу общаемся!» Франсуаз наполнена энергией и радостью.
— Велосипед дает мне ощутить предел своих возможностей. На что я способна? На сколько хватает моей энергии?
Как выяснилось, хватает, чтобы в среднем преодолевать 75 километров в день. А если еще и ветер в спину – то все 90! Блог Франсуаз наполнен впечатляющими картами ее маршрутов, которые пересекают практически всю Европу от Северного до Черного морей.
Первое трехнедельное велосипедное путешествие Франсуаз совершила со своей подругой и коллегой по работе в 1997 году. Тогда, взяв велосипеды и палатки, дамы отправились вдоль Дуная. Им так понравилось, что каждые последующие два года происходил очередной захватывающий вояж – Исландия, Дания, Квебек, Прибалтика. Впоследствии, к сожалению, подруга по причине болезни была вынуждена отказаться от этих поездок. Но и в этом Франсуаз нашла свои положительные стороны:
— На самом деле лучше путешествовать в одиночку. Не надо подстраиваться под ритм другого человека. А ведь ритм – это не только скорость езды на велосипеде, но и потребность в отдыхе, еде, во сне. Когда ты путешествуешь по нескольку недель, очень сложно найти такой баланс во взаимодействии со своим спутником.
Одно из последних путешествий Франсуаз оказалось наиболее протяженным. Стартовав в небольшом норвежском городе Вардё, она проехала вдоль финляндско-российской границы, пересекла на пароме Балтийское море, проехала Прибалтику, Польшу, Румынию, Украину и завершила путь у побережья Черного моря. 4 месяца, 4 тысячи километров. Самое теплое воспоминание об этой поездке у Франсуаз осталось с румыно-молдавской границы:
— Долгое время у меня не было возможности нигде разбить палатку, пришлось в конце концов попросить о помощи мэра небольшой деревушки. И она отвела меня к своей знакомой – это была крепкая сильная бабушка, жившая в бедном домике без удобств, где с потолка свисала одна голая лампочка. Меня очень тронуло, как эта женщина выделила мне комнату, как она сходила для меня за водой. Потом мы долго разговаривали при помощи глаз, жестов, фотографий…
— Наблюдая такую вереницу стран и людей, должно быть, приходишь к выводу, что все люди в целом одинаковы?
— Нет, — уверенно возражает она, — все разные! Поляки были самыми добрыми. А украинцы поверить не могли, что к ним вдруг зачем-то приехала женщина на велосипеде.
— Что же вы рассчитываете найти в этих путешествиях?
— Самая важная вещь – это возможность повстречать саму себя. Еще очень ценным для меня стало то, что путешествия меня меняют, делают более открытой к другим людям.
Сейчас в планах у Франсуаз посетить Соловки — правда, более обычным транспортом. Мечта о Соловках появилась после прочтения романа Захара Прилепина «Обитель». После Франсуаз намерена на велосипеде отправиться из Петрозаводска в Финляндию. По дороге она рассчитывает, наконец, получше узнать обычных русских людей:
— В Петербурге я не встретила русских! Там были одни туристы и повсеместно китайцы. По-настоящему я начала немного узнавать русских только в Петрозаводске, и мне кажется, что люди здесь очень добрые.