Главная задача воспитателя в финском детском саду – сделать пребывание ребенка в группе психологически комфортным как дома. А учить его петь, читать, считать, лепить, рисовать – это обязанность родителей.
Почти все живущие в Финляндии дети в возрасте от 9-10 месяцев и до 6 лет проводят свои будни в детском саду. О том, что из себя представляет финский детсад, рассказывает Наталья Михайлова.
От lastentarha к päiväkoti
Финская система государственных учреждений дошкольного воспитания была создана в конце 1920-х годов, а вот первый частный детский сад появился в Финляндии в 1890 году. Это был детский сад в одном из рабочих районов Хельсинки. Создали его педагоги Ханна Ротман и Елизабет Аландер, поклонницы идей швейцарского педагога-гуманиста Песталоцци о важности развивающего обучения детей и гармоничного развития физических, интеллектуальных и нравственных основ личности. Именно на этих принципах и строилась работа первых финских детских садов, которые, кстати, тогда так и назывались – lastentarha, то есть «детский сад».
В 1927 году в Финляндии был принят закон «О государственной помощи в дошкольном воспитании», а в 1936 году – закон «О защите прав ребенка», в результате чего появилась правовая база для развития государственной системы дошкольного воспитания. На муниципалитеты была возложена обязанность оказывать помощь семьям с детьми, в том числе и путем организации учреждений для дневного пребывания детей дошкольного возраста.
Процессы урбанизации и изменение общественного положения женщин, происходившие в Финляндии в 1960-е годы, стали причиной появления нового закона о дошкольном образовании, который был принят в 1973 году. Закон закреплял право каждого ребенка дошкольного возраста на получение места в государственном учреждении. Сами же учреждения дошкольного образования получили новое название: «дневной дом» (päiväkoti), а главной задачей их работы было содействие развитию детей, а также обеспечение ухода за ними.
Работу воспитателя с детьми никто не проверяет
На каких принципах сейчас строится работа финского детского сада, на что могут рассчитывать посещающие его дети и их родители, а на что не стоит надеяться, чем вообще финский детский сад отличается от знакомой многим русскоязычным родителям модели российского детского сада? В поиске ответов на эти вопросы пришлось изучить официальные материалы отдела дошкольного образования Тампере. Ну и уточнить детали в разговоре с воспитательницей одного из обычных финских детских садов.
Имея высшее педагогическое образование и почти 15-летний опыт работы в финских детских садах, наша собеседница поделилась наблюдением:
— Основная разница между финским и российским детскими садами, как мне кажется, состоит в том, что для финского детского сада главная задача – это воспитание ребенка и создание условий для его психологически комфортного развития. Финский детский сад ведь так и называется – päiväkoti, это действительно “дом, в котором ребенок проводит время, пока родители на работе”. Российский же детский сад – это в большей степени некое подготовительное образовательное учреждение, задача которого состоит в подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе. Это “сад”, в котором детей “доращивают” до неких стандартов и в соответствии с определенными требованиями. Так можно было бы определить приоритеты финского “дневного дома” и российского “сада цветов жизни”.
В России воспитатель детского сада действует в соответствии с так называемой рабочей программой, которая разрабатывается некими методистами и спускается сверху в обязательном для исполнения виде. В Финляндии главным для воспитателя является соблюдение норм Закона о защите прав ребенка, и никаких иных «методических предписаний» для его работы нет.
В Тампере городской отдел дошкольного воспитания определяет общие направления образовательного и воспитательного процесса: например, необходимость поддерживать многокультурность, уделять внимание экологическому воспитанию и т.д. То же, как именно воспитатель будет реализовывать эти цели на практике, зависит от конкретного воспитателя, от того, насколько он готов проявить инициативу и творческий подход в работе с детьми. Насколько интересные занятия он сам придумает, настолько интересно будет детям в его группе. Окажется, что воспитатель любит петь под гитару, и через пару месяцев вся группа будет такой же поющей. Проверять работу воспитателя с детьми никто не будет.
Главная задача воспитателя – сделать пребывание ребенка в группе психологически комфортным, как дома. Учить его петь, читать, считать, лепить, рисовать и так далее – это обязанность родителей, а не детского сада.
Конечно же, воспитатель будет разучивать названия дней недели и месяцев с самыми маленькими «детсадниками», будет читать им книжки, петь с ними песни, делать вместе с ними открытки и готовить небольшие концерты к праздникам, но все это будет проходить в очень мягкой, действительно «домашней» манере, так же, как подобным занимались бы с ребенком его родители дома. Никакого жесткого расписания занятий, никаких специальных музыкальных работников – жизнь в финском детском саду идет спокойно и «по ситуации».
Три воспитателя на группу
Количество детей в группе в финском детском саду может варьироваться от 14 до 23-х, в зависимости от возраста детей и иных особенностей финской системы дошкольного воспитания. У родителей есть возможность выбирать, сколько дней или часов в месяц их ребенок будет посещать детский сад в соответствии с установленными в городе нормами. Поэтому количество детей в группе в разные дни недели может быть разным.
Как бы там ни было, на такое количество детей приходится трое взрослых (двое воспитателей с высшим образованием и один со средним специальным). Если в группе есть дети, требующие особого внимания по состоянию здоровья, то с ними работает отдельный помощник. В идеале, если никто из воспитателей не болеет, подобное соотношение детей и взрослых позволяет добиться того, чтобы ни один ребенок не остался без внимания.
При выборе занятий воспитатели стараются исходить из того, что нравится детям в каждом конкретном случае. В этом проявляется так называемое «детское участие в жизни группы».
В августе-сентябре воспитатели знакомятся с детьми, с тем, что они уже умеют, какой у них темперамент, что им интересно. Исходя из этого составляется план работы и занятий в группе в целом и с каждым конкретным ребенком в отдельности, опять же с учетом возможностей конкретных воспитателей. При этом основной упор делается на формирование у детей поведенческих и социальных навыков, соответствующих возрасту, то есть от умения самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, самостоятельно одеваться, пользоваться горшком и мыть руки до навыков общения и совместной деятельности с другими детьми.
Отслеживают воспитатели и речевое развитие ребенка, что особенно важно для детей из смешанных или полностью нефинноязычных семей. В случае, если после нескольких месяцев посещения детского сада у ребенка нет никакого прогресса в финском языке, то с согласия родителей задачу обучения ребенка финскому как второму языку берет на себя один из воспитателей. Занятия проводятся в соответствующей возрасту ребенка форме прямо в группе, пока остальные дети находятся под опекой других взрослых.
Также воспитатель обязательно поинтересуется у родителей, в достаточной ли степени ребенок владеет родным для него языком. Если окажется, что и там проблемы, то детский сад организует для ребенка обучение родному языку, приглашая соответствующего преподавателя со стороны. Считается, что чем лучше дошкольник владеет родным языком, тем быстрее он освоит финский язык.
Пилотный проект для пятилеток
В последние годы в Тампере и некоторых других городах Финляндии проходит пилотный проект по организации специальных занятий viiskarit для детей пяти лет, чтобы подготовить их к дальнейшей учебе в подготовительном классе (esikoulu). Однако такие занятия проводятся лишь раз в неделю, их содержательная часть опять же определяется непосредственно воспитателем с учетом интересов детей и собственных возможностей, а в центре внимания остается все то же развитие социальных навыков.
То есть в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели опять идут «от ребенка», что, как кажется, в этом возрасте не совсем оправдано. Чем старше ребенок, тем нужнее ему более структурированные занятия, именно для того, чтобы лучше подготовиться к дальнейшей учебе в школе. Но это личное мнение, с которым воспитатели финских детских садов могут и не согласиться.
Если ребенок не хочет заниматься тем, что предлагает воспитатель, то в финском детском саду проблем по этой причине ни у ребенка, ни тем более у его родителей не возникнет. Конечно же, если воспитатель замечает у ребенка какие-либо особенности поведения, то после консультации с родителями детский сад может пригласить специалиста по коррекционной педагогике, и дальше с ребенком работает уже он, причем родители имеют право отказаться от предлагаемой им помощи.
Кстати, родители и сами могут обратиться к воспитателю с просьбой о предоставлении такой специализированной помощи, и даже с просьбой о социальной помощи всей семье в случае неблагоприятной психологической обстановки. Об этом родителям следует помнить.
Без наказаний за непослушание
За исключением проявлений агрессивности по отношению к другим детям все другие виды «плохого поведения» ребенка считаются вполне допустимым и никакой системы наказаний за непослушание нет.
Еще несколько лет назад в виде наказания ребенка могли посадить на отдельно стоящий стульчик «подумать о своем поведении», но сейчас и от этой практики отказались. Единственное, что может сделать воспитатель, — это применять метод словесного убеждения с детьми постарше или максимально привлечь к себе внимание маленького «нарушителя спокойствия», заняться с ним индивидуально, что порой бывает нелегко сделать из-за ограниченности людских ресурсов.
Дневной сон и питание: полная свобода
Наиболее наглядным примером психологического комфорта в финском детском саду является организация дневного сна и питания детей, то есть моментов, которые могут быть наиболее проблемными у дошкольников даже дома.
Для годовалого ребенка дневной сон – это жизненная необходимость, а ребенка постарше спать днем не уложишь. Его и не укладывают. Сейчас в Тампере, например, активно внедряется практика nukkujat ja kukkujat («сони и ваньки-встаньки»), когда неспящих детей из разных групп собирают в одной игровой комнате, чтобы они не мешали спать остальным. Правда, воспитателям приходится придумывать, чем занять этих ванек-встанек на целых два часа.
Что же касается питания, то здесь та же полная свобода – «кто хочет есть, тот ест, кто не хочет – не ест», насильно ребенка кормить никто не будет.
Нет плохой погоды, есть неподходящая одежда
Ну и, конечно же, прогулки на свежем воздухе, которые являются обязательной частью распорядка дня для любой группы финского детского сада. Гулять или не гулять, если идет дождь? В финском детском саду такого вопроса не задают. Здесь действует известный принцип: «Нет плохой погоды, есть неподходящая одежда».
Родителям выдают специальные памятки, в которых расписано, «сколько слоев одежды обеспечат ребенку максимальный комфорт» при той или иной температуре воздуха, попросят обеспечить ребенка специальной водо- и грязенепроницаемой одеждой – и вперёд, на прогулку.
Раз в неделю воспитатели могут вывести детей на прогулку за пределы детского сада – на городскую игровую площадку, в близлежащий парк или в районную библиотеку. Однако все эти прогулки-экскурсии также проводятся при наличии ресурсов, в основном «воспитательских».
Повторим еще раз: психологический комфорт ребенка – это основа основ жизни финского детского сада, и только потом идут социальные умения, коммуникация и где-то совсем опционально идет обучение. Родителям стоить иметь в виду подобную градацию приоритетов в своих ожиданиях от финского детского сада, ну и видеть в воспитателях союзников и помощников, а не «злых теток».
От редакции «Лицея». Благодарим за содействие в организации этой публикации преподавателя Университета Тампере, доктора философии Ирину Савкину.