Интернет-журнал «Лицей»

Дети страдают из-за кризиса семьи

 
{hsimage|Фото с сайта www.chitalnya.ru ||||} Детская безнадзорность остается одной из самых тревожных особенностей российского общества. Об этом пишут в газетах, Интернете, говорят по радио. По телевизору каждый день можно услышать: «22 часа. А ваши дети дома?» Дети – наиболее социально и психологически незащищенная категория нашего общества.
 
Кто может им помочь?

Не так давно появились люди, в профессиональные обязанности которых входит оказание помощи и поддержки незащищенным и слабозащищенным слоям населения. Это социальные работники. Где можно получить такую профессию? Как решить проблему детской безнадзорности? Об этом накануне Международного дня защиты детей наша беседа с Юлией Петровской, преподавателем кафедры социальной работы ПетрГУ.
В  2007 году Юлия успешно завершила обучение на факультете политических и социальных наук по специальности «Социальная работа». Выпускнице предложили остаться на кафедре. Сейчас Юлия Александровна работает здесь преподавателем и оканчивает последний курс аспирантуры в Санкт-Петербурге. Юлия завершает работу над диссертацией по профилактике детской безнадзорности.
— Юлия, давно ли вы занимаетесь этой темой?
{hsimage|Юлия Петровская, преподаватель кафедры социальной работы ПетрГУ ||||} — Около 6 лет.  Еще в студенческие годы я писала курсовые работы по этому вопросу, защитила дипломную работу на тему профилактики детской безнадзорности. Эта работа и послужила началом дальнейшего исследования. Еще, будучи студенткой, я на волонтерских началах работала в благотворительном фонде «Утешение», оказывающем помощь безнадзорным детям. Благодаря этому мне удалось принять участие в исследовательском проекте, направленном на изучение детской безнадзорности как социального явления в Петрозаводске. Теперь о профилактике детской безнадзорности пишу в своей диссертации. Работа уже ориентирована на систему профилактики безнадзорности в Республике Карелия. В исследовательских целях мне удалось посетить различные министерства и ведомства, ответственные за реализацию профилактических мер в республике, побеседовать о проблеме безнадзорности с представителями власти.
— Работая над диссертацией, вы наверняка общались с проблемными детьми…
— В повседневной жизни непрофессиональным взглядом не замечаешь масштабов проблемы. Но на самом деле печальная статистика растет. По данным докладов «О положении детей в Республике Карелия», в 2008 году в Карелии безнадзорными числились 2,4 процента от всех детей, что в абсолютных цифрах составляло более 3 тысяч человек. В 2009 году доля безнадзорных детей от общего числа детского населения несколько снизилась, но все равно оставалась достаточно высокой.

Безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Это объясняется тем, что условия их жизни и воспитания зачастую тормозят социальное, физическое и умственное развитие.

Мне приходилось общаться с безнадзорными и беспризорными в стенах специализированных учреждениях и просто на улице. Они достаточно тяжело идут на контакт. Более того, если предлагаешь им помощь, они  относятся к этому чрезвычайно настороженно.  В частности, когда пытаешься рассказать об организациях, которые оказывают социальную помощь детям, оказавшимся в трудной ситуации, ребята слушают недоверчиво или с опаской, что их обманут или  лишат «свободы», к которой они уже успели привыкнуть.
 
— Удавалось ли вам помочь таким детям?
 
— Да. Всегда, когда приходится сталкиваться с такими детьми, стараюсь рассказать им об организованных для них акциях, о специализированных учреждениях и организациях, в том числе общественных, где им способны помочь, и можно интересно и с пользой провести время. Например, благотворительный фонд «Утешение» при соборе Александра Невского специализируется на оказании социальной помощи трудным подросткам, проводит реабилитационную работу.
— По словам Дмитрия Медведева, «отношение к детям – это показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне его развития». Но, по всей видимости, похвастаться подобной «зрелостью» мы пока не можем. Каковы, на ваш взгляд, причины детской безнадзорности? Есть ли способы решить эту проблему?
— На основе изучения научной литературы и результатов эмпирических исследований я могу предположить, что основная причина детской безнадзорности кроется в кризисе семьи как социального института, который подразумевает нарушение целого ряда традиционных функций семьи. Если же говорить о нашей республике, то причины безнадзорности разнятся в городской среде и сельской местности. В городе зачастую причиной становится чрезмерная трудоголизация родителей, недостаток времени, которое необходимо уделять собственным детям. В районах республики, к сожалению, это наоборот безработица, отсутствие организованного семейного досуга и алкоголизм родителей. Выход, соответственно, нужно искать, исходя из причин, то есть в первую очередь необходимо повышать престиж института семьи. Устранению детской безнадзорности должна содействовать целостная социальная политика, меры борьбы с бедностью, преступностью, контроль миграционных процессов. На уровне системы профилактики детской безнадзорности в республике необходимо развивать и укреплять межведомственный подход в решении этой социальной проблемы.

— Какие ваши дальнейшие планы касательно темы детской безнадзорности?

— Сейчас хочется защитить диссертацию, а затем продолжить исследования и расширить тему до социальной защиты детства в целом.
— Планируете ли вы продолжать свою преподавательскую деятельность?
 
— Преподавательская деятельность предполагает постоянное развитие. Не возникает даже мысли останавливаться на достигнутом. Во многом этому способствует общение с коллегами и студентами. По роду своей деятельности, а я являюсь заместителем декана по воспитательной работе, мне приходится много общаться со студентами и во внеучебное время. Приятно отметить эрудированность, заинтересованность и творческий подход наших студентов. В стенах университета они преображаются, становятся  квалифицированными специалистами, обладающими не только теоретическими, но и практическими знаниями и умениями, а потому востребованы на рынке труда и быстро растут по карьерной лестнице.
Каждый из выпущенных в ПетрГУ специалистов по социальной работе всеми силами старается обеспечить социальное благополучие вверенных ему граждан. Я искренне радуюсь за всех выпускников нашей кафедры.
 
В силу повседневных забот, суеты мы часто не замечаем, что происходит вокруг, не видим детей, нуждающихся в нашем внимании, посильной помощи. А социальные работники своей деятельностью напоминают нам о необходимости участия в судьбе каждого ребенка.
Exit mobile version