{hsimage|З. Серебрякова. За завтраком ||||} Мой дом — моя крепость. Иногда вспоминаю эту английскую пословицу. Наш дом не закрыт, скорее напротив: мы очень любим встречать гостей, печь пироги. И вообще много чего любим. Но любовь и открытость одно, а как жить и обустроить свой быт — другое.
Два года назад мы перестали пользоваться микроволновой печкой. Для меня это было поступком.
А как же! Я лишила себя части комфорта! Произошло это так. Подруга приехала погостить в Россию. Мы сидели за столом, кормили детей.
— Ой, совсем каша остыла! — говорю я. — Давай подогреем, это же несколько секунд!
Подруга отказалась, мол, поест и холодной. От нее я узнала, что при разогревании в микроволновке структура пищи как минимум деформируется и превращается в доселе неизвестную субстанцию.
Оказалось, первые разработки микроволновой печки были сделаны в Германии, в университете Гумбольдта, когда искали возможность кормить солдат горячей пищей в любых условиях. Первые испытания микроволновки проходили в концлагерях и подтвердили ее вредность. Спустя какое-то время информация о разработке попала к американцам, и они производство чудо-печек поставили на поток. Было это в 1952 году. А потом производство стало множиться. В России эти бытовые приборы появились после развала СССР, до того были запрещены.
{hsimage|Никакой микроволновки! ||||} Сейчас, наверное, у 80% россиян на кухнях стоят микроволновки, в них кипятят воду, готовят разные вкусности, каши для детей варят. Так делали и мы два года назад. Расставаясь с печкой, ума не могла приложить, как справлюсь без нее.
Было тяжело. Но вкусные геркулесовую и пшенную кашу у нас варит папа. Без печки мы бы и не узнали о таком его таланте!
Когда требуется приготовить или подогреть еду, пользуемся пароваркой или сковородкой. Дети чаще стали есть не слишком горячую, а скорее теплую и даже прохладную пищу. В общем, быт наш изменился.
О вреде микроволновки можно прочесть здесь: http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=15:54826.
Еще у нас не работает телевизор. Он есть, занимает много места, но антенна к нему так и не подведена. Поначалу жизнь без телека была вынужденной после переезда в новую квартиру, где прежние хозяева что-то сделали с заветным шнуром. Мы и до этого особо не злоупотребляли ТВ, но лично я не могла обойтись без новостей. Дети смотрели «Спокойки». Только наш папа к ящику почти никогда не подходил. В первый месяц без телевизора я вдруг поняла, что меня по-настоящему ломает. Хочется смотреть, а нечего… Детям тоже очень хотелось куда-то уткнуться хоть на несколько минут. Но жизнь без телевизора вдруг оказалось совершенно иной. Когда привыкли, о мультиках дети стали вспоминать один-два раза в неделю, не чаще.
Спустя какое-то время я вспомнила о тексте, который когда-то показался мне скучным — «Не забудьте выключить телевизор». Марина Озерова, педагог-психолог, под именем aksik размышляла, насколько нужен телевизор детям. Нашлось 10 пунктов «против» и ни одного «за».
Конечно, каждый человек вычитывает то, что ему интересно. Я остановилась на двух моментах, которые меня как маму зацепили.
Первый касался того, что периодически мне хотелось хоть на какое-то время перепоручить моих детей кому-то. Но кто-то менялся на что-то. И тут я увидела некоторую тревожную тенденцию опять же для себя.
Позволю длинную и эмоциональную цитату из этого текста. Марина пишет:
«Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в — 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что — я должна его таскать, что ли? Сама?! Как это — мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет — я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну! Таким образом ничего не получится. Сначала необходимо понять, что ребенок — ВАШ, воспитываете его — ВЫ, не телевизор, не ясли, не садик, не (подставьте дальше)».
Мне важно было еще раз прочитать, что родителя ребенку на каком-то этапе ничто и никто не заменит. И воспитание — при всем нашем лояльном отношении к садикам, развивайкам и прочему — идет в первую очередь из семьи.
Очень часто мне говорят одну и ту же фразу: «Почему вы обделяете ребенка?». А дальше: не даете конфет (но я знаю, что конфеты вредны), не ходите с ними на шумные представления (но дети после них ведут себя плохо), и коронное — так мало смотрите телевизор и мультики!
Марина Озерова утверждает: при просмотре мультиков восприятие ребенка значительно упрощается, он перестает творить свой мир, копирует из тех образов, что подглядел в телевизоре. Страдает мозг. Не устанавливаются те нервные связи, которые могли бы установиться, в голове начинает жить некий шаблон.
Пассивное времяпрепровождение порождает механизм ухода в другую реальность. Наверное, это даже посерьезнее, чем весь вечер просидеть «ВКонтакте». Потому как подростки иначе меняют реальность — играют в агрессивные стрелялки, пробуют спиртное и наркотики. В общем, страшно и предположить, какую мину мы им подкладываем незамысловатым каждодневным развлечением.
Кстати, на тот момент, когда мы перестали смотреть «Спокойной ночи, малыши!», выбор мультиков становился все менее притязательным. Я не знаю, что смотрят дети сейчас, но тогда там были «Смешарики». Это очень примитивный мультик. «Лунтик» все же отличался какими-то более дружелюбными и интересными героями. Но, как правильно заметил один друг, в этом мультике выделялись два персонажа. Мы как-то не придали значения, что наши старшие дети начали копировать поведение двух невоспитанных гусениц, хотя я в восторге от этого не была. То есть за пример они взяли не Пчеленка, Милу, Лунтика, Кузю, а двух безобразников, которые оказались для них привлекательными.
Так что мы вовремя выключили голубой экран и перестали пользоваться микроволновкой. Вот такой вот регресс технического развития в одной семье.
Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла "Учусь быть мамой":
"Учусь быть мамой. Если ребенок не играет"
"Учусь быть мамой. Детская комната"
"Учусь быть мамой. Игра по правилам и без"
"Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии"
"Учусь быть мамой. Сделай сам!"
Учусь быть мамой. В ожидании ребенка
"Учусь быть мамой. Чтобы праздник состоялся"