Семья и дети

Учусь быть мамой. Против прогресса?

{hsimage|З. Серебрякова. За завтраком ||||} Мой дом — моя крепость. Иногда вспоминаю эту английскую пословицу. Наш дом не закрыт, скорее напротив: мы очень любим встречать гостей, печь пироги. И вообще много чего любим. Но любовь и открытость одно, а как жить и обустроить свой быт — другое.

Два года назад мы перестали пользоваться микроволновой печкой. Для меня это было поступком.

А как же! Я лишила себя части комфорта! Произошло это так. Подруга приехала погостить в Россию. Мы сидели за столом, кормили детей. 

— Ой, совсем каша остыла! — говорю я. — Давай подогреем, это же несколько секунд!

Подруга отказалась, мол, поест и холодной. От нее я узнала, что при разогревании в микроволновке структура пищи  как минимум деформируется и превращается в доселе неизвестную субстанцию.

Оказалось, первые разработки микроволновой печки были сделаны в Германии, в университете Гумбольдта, когда искали возможность кормить солдат горячей пищей в любых условиях. Первые испытания микроволновки проходили в концлагерях и подтвердили ее вредность. Спустя какое-то время информация  о разработке попала к американцам, и они производство чудо-печек поставили  на поток. Было это в 1952 году. А потом производство стало множиться. В России эти бытовые приборы появились после развала СССР,   до того были запрещены.

{hsimage|Никакой микроволновки! ||||} Сейчас, наверное, у 80% россиян на кухнях стоят микроволновки, в них кипятят воду, готовят разные вкусности, каши для детей варят. Так делали и мы два года назад. Расставаясь с печкой, ума не могла приложить, как справлюсь без нее.

Было тяжело. Но вкусные геркулесовую и пшенную кашу у нас варит папа. Без печки мы бы и не узнали о таком его таланте!

Когда требуется приготовить или подогреть еду, пользуемся пароваркой или  сковородкой. Дети чаще стали есть не слишком горячую, а скорее теплую и даже прохладную пищу. В общем, быт наш изменился. 

О вреде микроволновки можно прочесть здесь:  http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=15:54826.

Еще у нас  не работает телевизор. Он есть, занимает много места, но антенна  к нему так и не подведена. Поначалу жизнь без телека была вынужденной после переезда в новую квартиру, где прежние хозяева что-то сделали с заветным шнуром.  Мы и до этого особо не злоупотребляли  ТВ, но лично я не могла обойтись без новостей. Дети смотрели «Спокойки». Только наш папа к ящику почти никогда не  подходил. В первый месяц без телевизора я вдруг поняла, что меня по-настоящему ломает. Хочется смотреть, а нечего… Детям тоже очень хотелось куда-то уткнуться хоть на несколько минут. Но жизнь без телевизора вдруг оказалось совершенно иной. Когда привыкли, о мультиках дети стали вспоминать один-два раза в неделю, не чаще.

Спустя какое-то время я вспомнила о тексте, который когда-то показался мне скучным — «Не забудьте выключить телевизор».  Марина Озерова, педагог-психолог, под именем aksik размышляла, насколько нужен телевизор детям. Нашлось 10 пунктов «против» и ни одного «за».

Конечно, каждый человек вычитывает то, что ему интересно. Я остановилась на двух моментах, которые меня  как маму зацепили.

Первый касался того, что периодически мне хотелось хоть на какое-то время перепоручить моих детей кому-то. Но кто-то менялся на что-то. И тут я увидела некоторую тревожную тенденцию опять же для себя.

Позволю длинную и эмоциональную цитату из этого текста. Марина пишет:

«Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в — 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что — я должна его таскать, что ли? Сама?! Как это — мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет — я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну! Таким образом ничего не получится. Сначала необходимо понять, что ребенок — ВАШ, воспитываете его — ВЫ, не телевизор, не ясли, не садик, не (подставьте дальше)».

Мне важно было еще раз прочитать, что родителя ребенку на каком-то этапе ничто и никто не заменит. И воспитание — при всем нашем лояльном отношении к садикам, развивайкам и прочему — идет в первую очередь из семьи.

Очень часто мне говорят одну и ту же фразу: «Почему вы обделяете ребенка?». А дальше: не даете конфет (но я знаю, что конфеты вредны), не ходите с ними на шумные представления (но дети после них ведут себя  плохо),  и коронное — так мало смотрите телевизор и мультики!

Марина Озерова утверждает: при просмотре мультиков восприятие ребенка значительно упрощается, он перестает творить свой мир, копирует из тех образов, что подглядел в телевизоре. Страдает мозг. Не устанавливаются те нервные связи, которые могли бы установиться, в голове начинает жить некий шаблон.

Пассивное времяпрепровождение порождает механизм ухода в другую реальность. Наверное, это даже посерьезнее, чем весь вечер просидеть «ВКонтакте». Потому как подростки иначе меняют реальность — играют в агрессивные стрелялки, пробуют спиртное и наркотики. В общем, страшно и предположить, какую мину мы им подкладываем незамысловатым каждодневным развлечением.

Кстати, на тот момент, когда мы перестали смотреть «Спокойной ночи, малыши!», выбор мультиков становился все менее притязательным. Я не знаю, что смотрят дети сейчас, но тогда там были «Смешарики». Это очень примитивный мультик. «Лунтик» все же отличался какими-то более дружелюбными и интересными героями. Но, как правильно заметил один друг, в этом мультике выделялись два персонажа. Мы как-то не придали значения, что наши старшие дети начали копировать поведение двух невоспитанных гусениц,  хотя я в восторге от этого не была. То есть за пример они взяли не Пчеленка, Милу, Лунтика, Кузю, а двух безобразников, которые оказались для них привлекательными.

Так что мы вовремя выключили голубой экран и перестали пользоваться микроволновкой. Вот такой вот регресс технического развития в одной семье.

 

Предыдущие публикации Марии Голубевой из цикла "Учусь быть мамой":

"Учусь быть мамой. Если ребенок не играет"

"Учусь быть мамой. Детская комната"

"Учусь быть мамой. Игра по правилам и без"

"Учусь быть мамой. Есть ли границы у фантазии"

"Учусь быть мамой. Сделай сам!"

Учусь быть мамой. В ожидании ребенка  

"Учусь быть мамой. Чтобы праздник состоялся"

 

 

  • Мария Голубева

    Про микроволновку одна моя знакомая предположила, что это происки конкурентов. Слух запущен для того, чтобы снизить объемы продаж этой бытовой техники. Может быть, это и так… Сейчас я не соглашусь вернуть эту чудо-печку в наш дом. Но, повторюсь, каждый решает для себя.

  • Ольга

    Не знаю, как насчет микроволновки (в этом вопросе еще до конца не определилась), но что касается телевизора для детей, то, по-моему, Мария права, и она молодец, что уделила внимание именно этой теме.

  • Инна Фрадкова

    Да, но ведь речь идет не о критических случаях, когда дети только и делают, что целыми днями просиживают у телевизоров. в малых дозах и яд лечит ;)

    А если серьезно, Мария, то на любое мнение всегда найдется контраргумент. Ученые часто между собой договориться не могут.
    вот быстро и навскидку найду Вам противоположное мнение на тему вреда телевизора. «Известный врач-офтальмолог Уильям Горацио Бейтс не только не считает телепередачи вредными для глаз, но и видит в них пользу. По его мнению, телепередачи полезны тем, что они способствуют перемещению или вибрации нервов сетчатки. Быстрое мелькание кадров препятствует пристальному смотрению, которое является одной из главных причин ухудшения зрения». думаю, на эту тему есть более глубокие исследования и разные, противоречивые мнения.

    с позиции эволюции телевидение ведь появилось секунду назад :) и еще, наверное, трудно до конца проанализировать влияние его на нас. как и с чтением. наверняка наш мозг не был приспособлен к этому занятию. кто-то скажет, что оно было отнюдь не полезным. но мозг решает эту задачу, то есть адаптируется. и мы сейчас, в 21-м веке, уже не можем представить человека, не умеющего читать…

    Только все это не означает, что я ратую «ЗА» телевизор и его пользу :) и действительно, наверное, правильнее до 3-х лет его вообще не показывать, а потом дозировано.
    Но все же дети сейчас растут в определенной среде. и большая часть этой среды — медиа технологии. когда создается искусственный дефицит чего-то, потом может быть обратная реакция — человек дорывается до запретного плода. возможно, не у всех так, все мы -индивидуальны, но я лично знаю таких детей, которые потом с жадностью, не оторвать, прилипали к экранам компьютеров или телевизоров у своих друзей, или в более сознательном возрасте вообще ухали в это с головой.

    и еще. почему только телевизор и микроволновка? если эти таким ригористическим путем, многое надо бы запретить и исключить из нашей жизни. А другие бытовые приборы? а мобильники? а качество пищи? а окружающая среда? по-моему, это должно обсуждаться раньше телевизоров…

    А вообще, мне кажется, мы не спорим. уже было сказано про золотую середину. найти ее желаю всем родителям…

  • Светлана Станиславовна

    Прочитала текст Марии и все к нему комментарии. На мой взгляд, выбор ребенок делает всегда сам. Вспомните ситуации, когда вы что-то предлагаете ребенку, а он Вашим выбором не интересуется, в данный момент его внимание сосредоточено на другом объекте. Попробуйте оторвать малыша от выбранного им объекта внимания…хм…. все помнят, что из этого получается…
    Просто маленький делает этот выбор в пространстве, заданном родителями. Но это совсем небольшой промежуток жизни человека. И надо успеть создать среду. Помните – «воспитывать надо пока лежит поперек лавки — потом поздно будет»….
    И это тоже правда…
    В создании такого жизненного пространства для малышика проявляются и предпочтения, и интересы, и знания, и убеждения прежде всего родителей. И ребенок слушает и слышит родителей, видит, что они ему предлагают и берет то, что ему дают родители. Ребенок готов принять то, что дают родители! Он им доверяет и в это время больше набирает опыт взаимодействия с миром.
    А еще правда и то, что, если это существует в общей среде, рано или поздно ребенок с этим познакомится и это узнает. Только восприятие этого будет разным – поглотит или не поглотит.
    Я сейчас вдруг вспомнила разговор с подругой из Германии. Ее девчонкам тогда было 15 и 17 лет. Я ее спросила, как они борются с ТВ в Германии, которое показывает такое количество ужасных программ. А мы не боремся, — был ответ, — у нас на телевизоре есть такая кнопочка, есть определенный пароль, уходя на работу, мы нажимаем; до нашего прихода с работы дети не могут включить телевизор. Я была сражена. Как?? И подростки слушаются?? Да. Это во многих семьях у нас так в Германии….

  • Мария Голубева

    В квалификации Марьяны Михайловны Безруких никто не сомневается) Это давний автор Учительской газеты, очень интересно она консультировала педагогов и родителей на страницах УГ.

    А вот что пишет Марина Озерова о телевизоре. После ее текста на ее странице дискуссия была куда более яростная. Позволю себе еще одну цитату:

    «да простят меня те читатели, которые с нетерпением ждут продолжения темы дневников и обобщения ответов на вопросы, я еще немножко отвлекусь по просьбам на ТВ-тему:
    «При этом (просмотре ТВ — М.О.) зрительный процесс происходит ненормальным образом, так как при обыкновенном рассматривании мускулы глаз совершают разнообразные и сложные движения, и как бы «обегают» наблюдаемый объект. Кроме того, ни один цвет и ни одна пропорция не совпадают с реальными, трехмерное проецируется на плоскость. Задействованы только два органа чувств: зрение и слух, все остальные пребывают в пассивности, что приводит к разобщению их функций…

    (Хочу добавить, что в детском возрасте зрительное восприятие очень сильно зависимо от ведущего -кинестетического и осязательного, при просмотре любых тв-изображений (фильмов, мультфильмов, передач) эти каналы бездействуют, значит, зрительное восприятие не может развиваться полноценно, соответственно, мозг не будет полноценно работать при поступлении информации «в переработку»).

    Обработка впечатлений, поступающих в мозг с экрана, происходит иначе, чем при нормальном, активном процессе зрения, когда глаза постоянно двигаются и воспринимают тончайшие оттенки цветов и реальные предметы одновременно с остальными органами чувств. Поток информации, идущий с экрана, очень сильно превышает способность ребенка к восприятию и самостоятельному осмыслению. Ребенок выхватывает то одно, то другое, и часто не может установить связь между картинкаим и услышанным текстом. Происходит стимулирование мозга к отрывочному мышлению…, а в целом к пассивному восприятию происходящего, так как собственное активное восприятие в данном случае невозможно…

    раннее и частое потребление подобной информации (медиасредства — М.О.) у здоровых детей ведет к заметным нарушениям, проявляющихся в виде нарушений внимания, способности слушать и понимать, способности устанавливать взаимосвязи.»

    (Авторы предлагают смотреть телевизор очень дозированно и обсуждать увиденное, но НЕ РАНЕЕ, чем с 12 лет).
    В.Гёбель, М.Глёклер «Ребенок от младенчества к совершеннолетию». Медико-педагогический справочник. Калуга, 2004. — книга совершенно замечательная, авторы — врачи, излагающие антропософский подход к воспитанию. Есть несколько «но» — например, полное отвержение совместного сна, но я думаю, что в таких вопросах твердые немецкие традиции превозмогли над «естественным воспитанием» :). Иногда убегают далеко в антропософскую философию, но в целом написано легко. Вообще очень много ценных мыслей и довольно толковое изложение особенностей развития».

    Лично мне добавить к этому нечего.
    Я все же считаю, что лет до трех можно обойтись без тв и мультиков. Не запрещать, не выключать. А просто не включать. Почему нет? И мне не кажется это крайностью.

  • Юлия Свинцова

    и ещё по поводу «картинок»
    между ними всё-таки есть разница, хоть и задействован один и тот же анализатор.

    картинки в книге можно долго рассматривать , обсуждать, и даже додумывать.
    Но это невозможно в мультике.Его если уж обсуждать, то только в целом.Потому что там — всё слишком быстро.Вот поэтому я писала о скорости и желательном её замедлении.

  • Юлия Свинцова

    Категорические подходы чаще всего во всём есть крайность и только разжигают интерес.

    Но я не только о том, ЧТО дают смотреть по компу или телевизору ребёнку, я против прогресса.Я против компа для детей лет до 6, возможно бы и дольше, но к школе уже нужна грамотность и этого не избежать, и вот тогда уже — ЧТО.

    Стремиться к стерильности, на мой взгляд, бесполезно. Мне нравится способ Марии — привить вначале лучшее, тогда худшее не задевает, например, американские таксебе мультики.

    И вообще, возможны в воспитательном процессе всякие неожиданности))

    Я очень много читала сыну,зато он, кстати, сам читать в первом классе совсем не любил — легче было слушать, чем трудиться. А вот соседской девочке мало читали дома, и она быстро научилась и рьяно за этот процесс взялась сама.Костя же стал книгочеем со второго класса, после того, как всё лето читал и перечитывал книжицу «Исповедь маленького негодника», совсем не детскую, но смешную. Читал, хохотал и после этого открыл самостоятельное чтение для себя. Книгу у него никто не отбирал — я против стерильности))
    Но и он не стал из-за этого любителем лёгкого чтива, я за ним уже давно не тяну.

  • Инна Фрадкова

    [quote name=»Мария Голубева»]Но я думаю, если выбирать из двух крайностей, то телевизор все же выключить, а что-то хорошее показывать по ДВД и без реклам и очень дозировано. Вот это для меня лично середина. Золотая.[/quote]

    Согласна, я тоже за золотую середину, а не за крайности. Я и написала выше, что дело не в телевизоре или компьютере, а в том, ЧТО родители дают маленькому ребенку по ним смотреть. Я — против категорического подхода — выключить! убрать! запретить!

    А что касается «готовых картинок». Позвольте процитирую из «Возрастной физиологии» М. Безруких (если кто сомневается в квалификации автора — «Марьяна Михайловна Безруких (род. 13 августа 1945 года) — советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО (с 2004 года), лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (с 1996 года)»:

    — В расширении возможностей познавательной сферы важная роль принадлежит системе зрительного восприятия… Если ребенку 1-го года жизни для опознания целостного образа требовался непосредственный контакт с предметом и интеграция информации, поступающей по разным сенсорным каналам (тактильный, звуковой, обонятельный), то в возрасте 1-3 года на основе уже сформированного эталона опознание может осуществляться только за счет одного из сенсорных входов, в основном зрительного».

    Так что готовые картинки не мешают развитию ребенка, как наглядное искусство вообще, к которому, кажется, мультипликация относится. И не противоречат рисованию, лепке, чтению книг, ролевым играм с детьми. Просто задействован другой канал восприятия…

  • Елена Ициксон

    Цитирую Инну Фрадкову: «А скажите, когда мама читает ребенку книгу — это ведь тоже пассивное времяпрепровождение и уход в другую реальность?»
    Когда мама читает книгу — это, во-первых, развивает воображение детей (нет готовых картинок, как в телеизображении), а, во-вторых, повествование идет от МАМЫ, кто бы ни был автором, интонации и некое актерство при чтении диалогов — тоже от МАМЫ, выбор литературы также полностью зависит от МАМЫ… Хочу сказать, что чтение вслух — это замечательное общение.
    Поделюсь одной хитростью, чтобы «удушить» телевизионную конкуренцию (куда маме тягаться с кинопроизводством!). Просматривала программу заранее и старалась детям прочитать ту или иную повесть или рассказ ДО показа их по телевизору. А потом все вместе сидели и смотрели. Частенько слышала от них: «А книжка интересней…»
    А мультики и «Споконой ночи» мои всегда смотрели с мамой или папой. Зачем? Дети говорили, что без нас СКУЧНО смотреть))))

  • Юлия Свинцова

    Наверное, не было о выборе, потому что большинство-то — «за прогресс»)

    Конечно, каждая мама и каждая семья что-то приемлет, а что-то нет.И выберет всё равно сама.И немногие расстанутся с телевизором или микроволновкой, но, может быть, немного задумаются.

    Детство, да и вообще жизнь, должно быть спокойным и оставлять место и время для размышления и созидания, а не только массового ускоренного поглощения.

    Мы не замечаем,как всё время торопимся и торопим наших детей.Быстрее идти, одеваться, собираться…
    Мой внучатый племянник Марк 8 лет обычно в школе собирается самый последний. Забирая его осенью по пятницам после второй смены, я сама себя остановила с привычным:»Давай скорее!» Махнула рукой, потому что спешить было ,в общем-то, некуда.И человек спокойно собрался, и потом мы шли пешочком через осеннюю Ямку и разговаривали обо всём.И ни у кого не было испорчено настроение, а была какая-то благая неспешность.

    Помню,у моего сына 16 лет назад, когда он учился в первом классе, вдруг возникли проблемы с письмом. Учителя требовали письма безотрывного, когда петельки у больших букв выписываются одним кренделем, а ему нравилось писать так, как учили нас и наших родителей.Он рассматривал старинные документы и дома писал ручкой с пёрышком,макая его в чернильницу.На вопрос, почему всё-таки нельзя писать «по-старому», учительница ответила:»Так медленнее». А я возразила, что и так мы нередко не успеваем даже подумать, так может и неплохо — чуть медленнее?

    Вот мне кажется, и об этом статья Марии — никуда мы от прогресса не уйдём и много у него плюсов, но всё-таки — чуть помедленнее, особенно там, где дело касается хрупкого детства.

  • Мария Голубева

    Инна, для меня интуитивно понятно Ваше мнение. Но я считаю, что в возрасте двух-трех лет для малыша нет проблемы выбора. Это проблема родителей. Если Вы считаете возможным просмотр развивающих мультиков по 10 минут в день для ребенка двух лет, то это Ваше решение. И я с уважением к нему отношусь.

    Но в данном вопросе я все же описываю свой опыт и знакомство со статьей достаточно успешного специалиста, кстати, тоже мамы. И она ориентируется не только на что-то умозрительное, но и на особенности физиологии ребенка. Я доверяю мнению этого психолога.

    Кстати, Марина Озерова не рекомендует много читать детям. Сначала меня это очень удивило. Но сейчас, когда в нашей семье подрастает третий малыш, я, скорее последую и этой рекомендации. С чтением по возрасту мы не торопимся, но несмотря на это малыш развивается очень хорошо.

    Важно дать ребенку осмыслить узнанное, увиденное. Один из способов — прорисовать это. Это вообще качественно иной подход, для малыша более понятный, чем обсуждение. Да и насколько много и долго малыш двух лет может что-то обсуждать?

    Мой пока не торопится складывать слова в предложения, но вечером очень активно со мной беседует на своем языке. Ему просто важно мое одобрение. Но днем, бывает, подбегает к коробке с карандашами или фломастерами, рисует что-то очень быстро на бумажке и бежит ко мне — показывать. И рисунки с каждым разом усложняются. Вот так это пока происходит у нас.

    А Норштейна мы смотрели. И обсуждали. И еще раз посмотрим со старшими детками четырех и шести лет. Но я думаю, если выбирать из двух крайностей, то телевизор все же выключить, а что-то хорошее показывать по ДВД и без реклам и очень дозировано. Вот это для меня лично середина. Золотая.

  • Инна Фрадкова

    Спасибо за заметку, Мария!
    По сути я с Вами во многом согласна. Единственное, мне кажется, плохи обе крайности — только черное или только белое. Плохо, когда ребенок без разбору и много смотрит телевизор или компьютер, но плохо и когда вообще не смотрит (современные дети родились не в каменном веке, и все дело не в прогрессе, а КАК плоды этого прогресса использовать). Плохо, когда мама стремится «заткнуть» ребенка куда-то или чем-то — будь то мультик, компьютерная игра или другое. Но плохо, когда мама вообще не дает возможности ребенку поиграть, побыть, посмотреть что-то одному, они все делают вместе.
    Ведь по телевизору (компьютеру) можно посмотреть и «Смешариков», и замечательные мультфильмы того же Норштейна. Можно ребенку дать гламурный журнал: «ах, какие яркие картинки», а можно и альбом шедевров живописи…
    Просто из статьи создается впечатление, что мультики — это однозначно плохо, за кадром звучит призыв: «родители, выключите телевизор!» А ведь можно посмотреть хороший мультфильм и обсудить его с ребенком потом, пофантазировать над его сюжетом, поиграть в его героев. можно, в конце концов самим попробовать нарисовать мультфильм…
    Я вот 2-х летнему сыну даю в день минут 10 посмотреть, к примеру, фильм из разряда развивающих на английском языке. И вот, поверьте, что у моего ребенка восприятие при этом НЕ упрощается, он НЕ перестает творить свой мир, НЕ копирует из тех образов, что подглядел в телевизоре». А еще мы смотрим с ним сюжеты о жизни животных, которых он не может увидеть и понаблюдать за их поведением в живую…
    А скажите, когда мама читает ребенку книгу — это ведь тоже пассивное времяпрепровождение и уход в другую реальность? а театральные спектакли?

    И, кстати, ребенок может начать копировать поведение не только мультипликационных, но и книжных героев.

    В общем, самое главное — чему мне кажется, не уделено должного внимания в статье — это проблема ВЫБОРА.

  • Марина Фадеева

    Змечательная заметка! И замечательный у вас папа!
    Ребенку 4 месяца, постоянно ругаю мужа за то, что позволяет «смотреть» телевизор ребенку. Конечно, ведь это так просто: малыш, глядя в экран, замирает, словно под гипнозом. Не нужно его развлекать, трясти погремушками, разговаривать, а сам спокойно валяешься на диване и делаешь вид, что занят с ребенком.. И так поступают многие знакомые папы — они делают большие удивленные глаза: «а что тут такого??»

  • Мария Голубева

    Про американские мультики отвечу так. Однажды мы с детьми пришли в гости. Им без моего согласия включили мультик американский, но с плохой озвучкой. Дети смотреть не стали… Мы вообще очень дотошно выбираем, что смотреть. Наверное, об этом стоит отдельно рассказать. Но для меня однозначно — родители должны четко знать, что смотрит ребенок и влиять на его выбор.

  • Мария Голубева

    Юлия, а я постоянно пытаюсь высмотреть и купить такое сокровище на барахолке. Но что-то никак не получается(((

    На время мы бы с благодарностью взяли!

  • Людмила Подольская

    Когда в 90-е годы начали показывать американские мультики, я поразилась, насколько они в сравнении с нашими примитивные, каким жутким языком изъясняются герои. Уж не говорю о том, что вес эти зверушки отпускали двусмысленные шутки с запахом кирзовых сапог. Вот и вырастили поколение на таких мультиках, теперь пожинаем плоды — ни говорить не могут, ни любить по-настоящему, одни развлечения на уме. Ну не у всех, у большей части.

  • Юлия Свинцова

    Очень хорошая и важная заметка!

    Как мне жаль малышей, уже в несколько месяцев сидящих на коленях у родителей, уткнувшихся в монитор, и вынужденных смотреть туда же…ребятишек в полтора-два года, уткнувшихся в dvd-плееры с мультиками, в компы…5-7 и старше леток, всё время в кого-то стреляющих, убивающих, уничтожающих…не приученных читать, не любящих мастерить поделки, лепить, вырезать.

    Ещё 18-20 лет назад соседи надо мной посмеивались — мы с сыном и его друзьями смотрели диафильмы в век скоростей и коробок с видеокассетами.

    А дети обожали! Договаривались об ответственной роли киномеханика, сами заправляли плёнку, сами читали, сами обсуждали происходящее, и всегда можно было вернуться к предыдущему кадру или не перелистывать его слишком быстро.

    Как мне жаль.Вначале детей, а потом их родителей, не могущих никак понять, почему они чужие друг другу. А потому что общего — дел, занятий, разговоров, игр, чтений — просто не было. Правильно написала автор — дети перепоручаются чему-то…((

    Мария, коллекцию диафильмов бережно храню — для внуков)))
    Но Вам на время — доверю!