Интернет-журнал «Лицей»

«Дети, перестаньте!»

Мария Голубева
Умению быть терпеливым и воспринимать мир во всем его многообразии ребенок учится у взрослых

Тетям и дядям надо, чтобы непоседа сидел и молчал, а лучше, чтобы он вообще остался дома.

 

Сегодня я сделала всё, чтобы забыть-промолчать-не обратить внимания, выкинуть из головы. Мы сегодня были… Да какая, собственно, разница где? Это могло случиться в библиотеке, театре, музее, фитнес-центре, аквапарке. Потому как дело не в конкретном месте. Каждый раз, когда мы приходим с детьми туда, где нужно снимать верхнюю одежду, у нас возникают проблемы. Гардеробщицы почему-то всегда хотят уместить куртки троих детей и мою на одной вешалке. Или на двух. Если на двух, нам почти повезло. Если необходимо переодеть сменную обувь, то на меня посматривают как-то неодобрительно: это же три пакета с детскими сапожками!

Вот и на этот раз куртки младших детей повесили вместе с моей дубленкой. А пуховик старшего сына отдельно. Я облегченно выдохнула, потому как и рюкзаки нам позволили оставить в гардеробе.

Что было дальше? Ничего особенного. Сначала нам пришлось немного подождать. Ждать детям в компании взрослых  непросто. Знаете, где есть детские столы и стульчики и пара листов бумаги с карандашами? Такая роскошь иногда встречается в банках. Столы и стулья там приятного зеленого цвета. Еще есть несколько кафешек в городе, где детям можно посидеть отдельно от родителей и поиграть. Еще в крупных магазинах можно на какое-то время оставить малыша 3-7 лет с воспитателем. Всюду стулья для взрослых, диваны, где-то каменные полы, нет хотя бы простеньких низеньких скамеечек для сидения. Еще есть тети и дяди, которым надо, чтобы непоседа сидел и молчал, а лучше, чтобы он вообще остался дома.  Их можно понять, но как же тогда необходимость прививать с малых лет вкус к прекрасному, для чего водить в музеи, на концерты и выставки?

…Жду в школе старшего сына. На диванчике расположилась чья-то бабушка. Сидит одна, в меховой шапке, в пуховом платке, рядом пальтишко ее уложено, хотя здесь мог бы расположиться второй человек, а в десяти метрах есть гардероб. Сидит и хмурится. В фойе прибежали мальчишки, играют в салочки. Падая, покрикивая, крутясь как заведенные волчки. Минут десять бабушка хмурилась, а потом не выдержала. Я в этот момент читала, и ее крик застал меня врасплох: «Да перестаньте вы!»

Наверное, мальчишек стоило остановить. Каменный пол, уставшие взрослые рядом, слишком активная возня. Но с другой стороны, дети ведь играют. Они не за приставками сидят, а бегают, двигаются, соревнуются. Ну как без этого мальчикам? Где тогда бегать, если не в просторном фойе?

Так что случилось у нас в этот раз? Да ничего особенного. Очень строгая тетя хотела сделать детям замечание. Я заметила, что мой младший попытался тронуть любопытную для него вещь, но не достал. На помощь подоспела сестренка и пальчиком дотянулась. Оговорюсь, это была не “Сикстинская Мадонна”, и вообще не картина. Когда я увидела направляющуюся к нам “тетю”, сразу отреагировала: «Я уже сказала детям, что так делать не надо. Мы сейчас отойдем от этой интересной для них штуки».


В тот момент, когда женщине не дали сделать посильный вклад в воспитание моих непосед, я затылком почувствовала, что она отыграется. Так и случилось. Когда дочка захотела положить за щеку конфету, ей строгим тоном сказали, что здесь делать этого нельзя. У девочки моей округлились глаза, она убрала лакомство в карман.

Мелочь? Конечно. Ерунда? И ерунда тоже. Только когда с этим не сталкиваешься по несколько раз на дню. Почему-то взрослые хотят не только повоспитывать чужих детей, но заодно и дать урок маме, которая, это ж всякому понятно, просто распустила детей. А теперь спросите себя: почему конфета, тихо развернутая и положенная за щеку, может кому-то осложнить жизнь?

 

…Из мира прекрасного вернулись в гардероб. Мне вернули две детские куртки и взрослую. Представляете мое изумление? Зима, холод, сдали четыре — получили три… Четвертая потом нашлась между шубами. «Так бывает», — сказала мне гардеробщица. Как хорошо, что так бывает не всегда, подумала я.

 

Умению быть терпеливым, воспринимать мир во всем его многообразии ребенок учится у взрослых. Насколько важны советы и границы, которые пытаются установить случайные люди? Имеют ли они на это право? Что думают об этом другие современные мамы и папы?

Юлия, мама двоих детей, воспитатель детского сада: — Мне не нравится, когда чужие люди лезут в воспитание моего ребенка. Я сама хочу объяснять своим детям, что можно и нельзя! Как-то раз я позволила дочке залезть на высокую горку. Она с увлечением поднималась по ступенькам. Рядом с нами гуляла бабуля с внуком, который по примеру дочи полез на горку. Вот тогда я и наслушалась «комплиментов» о своей непутевости и плохом отношении к детям, а дочери еще и сказали, что горка — это плохо. Лично я никогда не делаю замечаний чужим детям. Хотя бы потому, что признаю: существует много разных подходов к воспитанию. 

 

Екатерина, Израиль:  — В Израиле детям позволено практически всё. В любом общественном месте, какое я могу вспомнить, с детьми приходить можно и для них всё продумано. Что до замечаний… Я не знаю, что должно случиться, чтобы к тебе полезли с замечаниями. Обычно родители так защищают своих детей (правы они или нет), что лучше не подходить, себе дороже. Естественно, что у этого две стороны медали. В религиозном обществе всё иначе, дети воспитываются строже, но поскольку эта сфера жизни для меня закрыта, я не знаю, как там на самом деле.

 

Марина, мама мальчика, Петрозаводск:  — Все зависит от конкретной ситуации, конкретного места, конкретного человека. Однажды к нам в гости пришли любимые наши друзья с детишками. Малыши, оторвавшись от родного дома, попав в другую, интересную для них обстановку, начали прыгать по кроватям, ходить ногами по подушкам, кидая их на пол. Наш дом сейчас состоит из одной большой комнаты-студии. Была бы отдельная детская — такую игру еще можно было бы допустить. Но когда одно помещение совмещает в себе спальню, зал, детскую и кухню, и две девочки как козы прыгают ногами по подушке, это уже заставляет задуматься: сделать замечание детям при их родителях (которые молчат) или нет? И я все-таки остановила эту игру. Папа девочек потом мне сказал: «Это правильно, что ты не боишься делать замечания, потому что они начинают думать, что в гостях им можно все».

Сергей, папа троих мальчиков, Финляндия:  — Дети и не подозревают, что могут раздражать кого-нибудь. При этом нахальных подростков я здесь вижу не больше, чем в России. Позавчера в магазине две темные девочки громко разговаривали, смеялись, обсуждая понравившиеся кроссовки. На пуфике рядом восседала достопочтенная дама в мехах. Терпения ее хватило минуты на две. «Оспади. а потише нельзя?!» — вскрикнула она на весь магазин. Русский язык в ближайшем ее окружении понимал только я. Ни на девочек, ни на странную даму никто не обращал внимания. Все вокруг были заняты приятным — подготовкой к Рождеству.

Этим летом мы были в Петрозаводске и заскочили в один из супермаркетов. Дети бросились к отделу зоотоваров, выбирать подарок нашей собаке, а мы с женой отправились за своими покупками. Уже через три минуты мальчики неожиданно вернулись. «Что, уже выбрали?» — удивился я. Как правило, это занимает раз в 15 больше времени. «Нет, нас выгнали! — ответил сын. — Сказали, нечего тут все трогать, приходите с родителями».


Татьяна Лунина, мама мальчика, руководитель «Мама Клуба», Петрозаводск: Детям у нас не рады почему-то. Меня всегда удивляет свободное поведение детей в Европе. Там взрослые очень терпимы к их играм и шуму. На редкость просто! В парижском метро я однажды наблюдала очень шумную толпу подростков лет 12-14. Они смеялись как сумасшедшие, по-дурацки себя вели, даже раздражающе отчасти, но взрослые не только замечания не сделали, они очень весело на них смотрели, без злости во взгляде и без намека, что ребята делают что-то не так.


Роберт Станкевич, Финляндия: В Финляндии, чтобы нарваться на какой-то комментарий — это в равной степени касается и детей, и взрослых — надо действительно сделать что-то из ряда вон выходящее, но и в этом случае предупреждение будет сделано максимально вежливо. Думаю, нет большой разницы между детьми здесь и там. Все они порой капризничают. Неоднократно видел такую сцену: ребенок буквально заходится в истерике и катается по полу (например, в магазине с призывом «купи-купи»), но родители на такие выходки не реагируют и спокойно тащат разбушевавшихся чад через кассу и далее к выходу. При этом никто не заявит: «Мамаша, ну-ка угомони крикуна!». Но обычно дети здесь ведут себя прилично. Насколько я понимаю, многие здешние родители подходят к воспитанию так: сюсюкать с ребенком нужно только в том случае, если у него действительно что-то не так, а в прочих ситуациях — поноет и успокоится. Мне это иногда кажется слишком уж жестким, но принцип работает, дети быстро осознают, что такое хорошо и плохо.


Анастасия, мама Евы, Испания: В Испании невозможно столкнуться с неуважительным отношением к ребенку. И уж тем более чтобы посторонний человек делал замечание. Детки здесь привыкли вести себя свободно, говорить вслух то, что им вздумается и делать в общем-то тоже. Кроме улыбки и умиления трудно встретить другое отношение к твоему чаду. Но это касается исключительно отношения к детям. В общественных заведениях и специальных отдельных местах для детей с этим  сложнее. По сравнению с другими странами Евросоюза, Испания пока отстает, но с Россией это не сравнить.

 

Татьяна Киндяк, мама двух дочек, в ожидании третьего ребенка, педагог, Петрозаводск:   Уже сейчас, проезжая в автобусе с младшим ребенком, я, беременная, сажаю малышку на отдельное место и не оплачиваю её проезд. Иногда слышу недовольство водителя, но морально я к этому готова. Мне уже неудобно ездить с животом и с почти пятилетней дочкой на коленях. Мамам я бы посоветовала иметь про запас короткие, но емкие фразы для недовольных, задыхающихся в платках и шапках дам пожилого возраста, не желающих облегчить себе жизнь, сняв ненужное. Их нужно жалеть и любить, причем искренне — другого нам не дано. Сколько раз у меня бывало, что вот такие персонажи наедут на тебя, а ты им ласково отвечаешь, и они уже не хотят дальше злиться, их поняли, выслушали. 

 

 

Exit mobile version