Интернет-журнал «Лицей»

Любите ли вы Петрозаводск так, как не люблю его я?

Как-то вычитала, что жить в России можно, пока не поживешь за границей. Хорошо запомнила эти слова, потому что считаю: жить в Петрозаводске сейчас можно лишь в том случае, если не бывал больше нигде.

Он мне напоминает мисс-чего-то – своей безликостью, стандартом. А еще знаменитую Дуньку из когда-то популярной пьесы, которая рвалась в Европу, но застряла нынче где-то на границе с пластиковыми баулами, набитыми китайским и турецким барахлом, и с бутылкой пива в одной руке и сигаретой в другой.

Во время пресс-тура в Финляндию несколько лет назад для нас организовали встречу с чиновником городской администрации, отвечающего за развитие спорта в Хельсинки. Он принес с собой десятки схем, графиков, говорил подробно и, поначалу казалось, очень занудно. Поэтому наши журналисты старались оживить его лекцию вопросами. Например, когда финские хоккеисты станут чемпионами мира? Чиновник вежливо отвечал, что этими вопросами занимаются другие, он же может высказать только личное мнение, а вот о том, как любой житель столицы Финляндии имеет возможность заниматься тем видом спорта, каким ему бы хотелось, он знает все. И не просто знает, а заботится об этом: это его обязанность. В зависимости от этого, от того, как он организует жизнь каждого жителя города, оценивается его работа.

Когда коллеги брали у меня интервью после окончания пресс-тура, я вспомнила не только этого чиновника и его лекцию, но и другой факт. Владельцы собак Хельсинки мыли собак в прибрежных водах залива, что наносило урон экологии. Гнать всех в шею, штрафовать? Нашли другой выход: открыли рядом лавочку, в которой продавали специальные моющие средства для животных и таким образом позаботились об экологии, о владельцах собак и самих животных. И везде нам встречалась масса таких городских мелочей. Да, совсем не случайно, Хельсинки признан одним из самых комфортных городов мира.

{hsimage|Люди в стрессе, а стройка все равно идет ||||} К чему это все? В минувшую субботу мне довелось присутствовать на встрече в общественной приемной В. Путина в Петрозаводске, куда обратились с жалобой петрозаводчане, проживающие в районе строительства торгово-культурного центра.

Вот уже несколько месяцев с 9 утра до 8 вечера жильцы этих домов живут в постоянном стрессе: мало того, что с ритмичностью 22 и более ударов в минуту ухает многотонный пресс, так еще дрожат полы, стены, мебель, по потолкам ползут трещины. Люди писали жалобы, выходили на пикеты. В последнее время они буквально кричали, не только в переносном, но и в прямом смысле о том, что их жизнь находится под угрозой, никто не гарантирует, что не только сейчас, но и после сооружения фундамента торгового центра, не рухнут их дома (и это не преувеличение. Такое произошло в Ярославле). И что? Власть заняла позицию: ничего не вижу, ничего не слышу, а если и скажу, то следующее: все делается по закону, по желанию горожан (!) и по утвержденному градостроительному плану. Как будто эти несколько тысяч человек не горожане и их лишили данного Конституцией страны права на жизнь и ее безопасность!

Люди с горечью и законным недоумением говорили на встрече, что у них давно создалось впечатление о раздвоении нашего города: в одном, виртуальном, находятся чиновники правительства, мэрия, инвесторы, в другом, реальном, все остальные, и они соединены (или разъединены) давно разведенными мостами. Моя знакомая, живущая в доме №15 по проспекту Ленина, 15, просто в ужасе: она испытывает этот самый стресс почти 24 часа в сутки, ибо в зоне вибрации находится не только дом, в котором она живет, но и соседний, в котором место ее работы.

Однако с завершением строительства двух торговых центров беды и ужасы горожан не кончатся, а в этом районе живут не олигархи – рабочие, учителя, строители, врачи. В одном из центров, что на перекрестке проспекта Ленина и улицы Дзержинского, будут газовая котельная и автостоянка (с улицы Красной). С уверенностью на 99,9 процента можно сказать, что автостоянка будет платной, а это значит, что к тем бесплатным автостоянкам, в которые уже давно превратились дворы окружающих домов, добавится еще одна – вокруг Дворца творчества детей и юношества. Я уже не говорю об экологии микрорайона, где практически на нет сведены зеленые насаждения. Более того, стоянка машин для центра на перекрестке проспекта Ленина и улицы Кирова, как сказали на встрече, планируется на улице Еремеева, где Левашовский бульвар, детская больница, садик, школа…Тот самый Левашовский бульвар, который создали наши прадеды, который уцелел во время войны.

Ради чего это делается? Чтобы в городе появилось еще с десяток лавок да еще один-другой кабак? Или бильярдный зал? Одна из петрозаводчанок поинтересовалась у городских чиновников: чтобы тратить деньги на развлечения, их надо сначала заработать! И где же? За прилавками с одноразовым китайским барахлом, за которыми будут торговать десятка полтора вчерашних пэтэушниц? Или встав вышибалой у дверей кабака?

Но если судить по градостроительному плану, Петрозаводск прежде всего нуждается именно в торговых центрах, именно они помогут решить проблему создания рабочих мест (!) и именно для того, чтобы отовариваться в них, будут приезжать к нам туристы. Может быть, поэтому для меня сегодня слово «инвестор» стало ругательным, враждебным — и каждому из петрозаводчан, и в целом городу.

Мы теряем лицо и в угоду кому и чему? Как объяснить тот факт, что у нас закрывают театры, школы в «благородных» целях оптимизации средств, наших детей уже выжили из дворов, где обосновались машины, бомжи, мусорки и крысы, а сейчас еще предлагают им уйти в подземелье – в подземном торговом центре, как радостно объявили на встрече, будут детские игровые комнаты!

В нашем дворе, который когда-то вместе с родителями мы, дети, благоустраивали и озеленяли, сегодня пусто: как напоминание о былой роскоши – каменная ваза в центре территории, в которой кто-то из старожилов упорно каждую весну сажает цветы. Года два назад кто-то из жильцов построил песочницу для малышей, а рядом установил скамеечку. Но малыши радовались недолго: очень скоро место захватили менеджеры из близлежащих торговых заведений, приспособив ее под… большую пепельницу. По нескольку раз в день не только парни, но и продвинутые девицы усаживались вокруг с сигаретами, вечерами их место занимали гости еще и с бутылками. А ведь эти девушки через год-два самим станут мамами! И что, они приведут своих детей в эти самые пепельницы?

Да что там пепельница! Жительница одного из домов по улице Андропова принесла на встречу несколько снимков, которые сделала из своего окна. Жильцы этого дома делят один двор с правительством, который петрозаводские любители пива и других более крепких напитков приспособили под большой, простите, общественный туалет под открытым небом. Единственно, что может утешить жильцов, что страдают они вместе с правительственными чиновниками.

Да и то: толпы молодых маргиналов, бродящих по городу с пивными бутылками, стали уже достопримечательностью Петрозаводска. А куда им деваться, если приспичит? Дело житейское. Тем более что знают: связываться с ними никто не будет. Даже милиция, извините, теперь полиция.

А городская власть озабочена сегодня, похоже, одним: внедрением в городскую жизнь аграрного и модного нынче принципа развития города – «Больше урожайности с квадратного метра!». И в погоне за этой «урожайностью» до конкретных ли людей, их забот, проблем?

Так как, любите вы Петрозаводск так, как не люблю его я?

 

Фото Натальи Мешковой

Exit mobile version