Яна Жемойтелите, продолжающая свои экскурсии по Петрозаводску, отправилась на поиски улицы Троллейбусной
Троллейбус соединял районы и сердца, он был залогом того, что там, на другом конце маршрута, тебя кто-то ждет и чайник уже на плите…
На поиски улицы Троллейбусной нужно отправляться, естественно, на троллейбусе. Авось довезет. На карте Яндекса Троллейбусная находится где-то в районе Кургана, параллельно Комсомольскому проспекту, насколько я знаю, туда ходит «двойка», поэтому с самого утра я и отправилась на дальнюю остановку, почти на кольцо в районе нашего «Петрозаводскмаша».
В ожидании троллейбуса пришлось померзнуть. Автобусы шли мимо один за другим, замызганные и вообще довольно ветхого вида. В ожидании рогатого вспомнилась мне песня Окуджавы про синий троллейбус:
Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус
Сажусь на ходу,
Последний, случайный…
Некогда эту песню знали наизусть абсолютно все и даже подпевали, если она звучала по радио.
Троллейбус соединял районы и сердца, он был залогом того, что там, на другом конце маршрута, тебя кто-то ждет и чайник уже на плите… Сотовых телефонов еще не придумали, стационарные тоже были далеко не у всех, поэтому по малейшему поводу приходилось ехать в гости. Хотя почему приходилось? Люди ездили другу к другу просто так, без повода, только чтобы увидеться и поговорить. Причем троллейбусы захаживали далеко не во все районы, а забиться в автобус было еще не так-то просто.
Впрочем, и в троллейбусах случались давки, но ходили «рогатые» регулярно, не подводили. Первый троллейбус проезжал под окнами в шесть утра, а последний – в полночь. По ним сверяли время и жизнь…
В этот момент я окончательно замерзла на промозглом ветру и поняла, что в пункт назначения можно преспокойно добраться 21-м автобусным маршрутом. Ну, не получилось романтической прогулки на троллейбусе, и ничего страшного. 21-й от нас ходит полупустой, поэтому во время путешествия можно спокойно предаваться созерцанию окрестностей, мелькающих в замызганном окошке, и размышлять о том, что повседневность обычно противостоит истории, то есть обычно мы не замечаем вещей, которыми пользуемся в быту, не придаем им большого значения, но по прошествии лет вдруг оказывается, что эти вещи незаметно стали историей.
Такой же древней историей, похоже, стали ухоженные петрозаводские троллейбусы.
Однажды летом – мне тогда было лет 14, – на улицах появились троллейбусы с занавесочками на окнах, это было неожиданно и очень приятно. И я так ехала в этом троллейбусе и думала, что до коммунизма нам еще очень далеко, но ростки его проклевываются, жить с каждым днем становится все лучше и лучше. Об этом я, конечно, никому не рассказывала, но внутренне гордилась нашим городским транспортом. Центр города тогда был вычищен, зимой вместе с первыми троллейбусами на улицах появлялись дворники, которые ломами разбивали ледяную корку, стремясь добраться до асфальта. Да что говорить!..
Горожане обычно считают некоторые улицы своими домашними, а другие, расположенные не обязательно вдалеке, но за своего рода порогом, воспринимают как чужие. Так вот для меня «свой» город ограничивался именно троллейбусными маршрутами. Автобусами я пользовалась редко: вечно в них народу было полно, пассажиры лезли прямо по головам, было душно, пахло бензином, да и не было у меня тогда особой нужды ездить автобусом в отдаленные районы. Я знала, что некоторые живут где-то на Нойбранденбургской или в Пятом поселке, им можно было искренне посочувствовать по этому поводу, что там такое вообще происходило в этих районах, я представляла плохо.
Теперь зато езжу автобусом каждый день через весь Октябрьский в центр 25-м или 19-м – который раньше придет. Маршрутки приходят чумазые, внутри рваные сиденья, под ногами грязь, водители хамоватые, и все вместе это весьма унизительно, если проникнуть в суть происходящего. А суть в том, что если ты простой трудящийся и добираешься каждый день на работу-с работы общественным транспортом, то лучшего и не заслуживаешь. Сам виноват: не смог выбиться в люди, вот и езди на раздолбанном автобусе…
Наконец автобус доставил меня на Комсомольский проспект, и я вышла на остановке напротив Президентского кадетского училища. Теперь нужно было спуститься вниз до светофора и повернуть налево. Ориентиром служила красная надпись «Гепард» на мебельном салоне в глубине квартала.
Чуть ранее из курганского проезда и вытекала улица Троллейбусная, узкая и кривая, по которой вообще не ходит общественный транспорт, но где-то в дальних закоулках ее затерялось Троллейбусное управление и даже троллейбусное депо № 2. Может быть.
Однако картина открылась удручающая. Сплошные заборы, ангары с крупными надписями, призывающими чинить машины исключительно здесь. Типовых бараков не наблюдалось, но все равно было очень противно, особенно по распутице. Противотанковые бетонные заборы, за которыми скрывалось что-то вроде сторожевых башен напомнили картинки антисоветской пропаганды 70-х.
Наверное, жители капстран подобным образом представляли себе жизнь за железным занавесом, и в чем-то были, наверное, правы. Нарядные троллейбусы с занавесочками ездили только городскими проспектами, а изнанка советской действительности была именно такой: заборы, бурьян вдоль заборов, типовые гаражи, сараи, размытые дороги… Теперь все это еще и порядком разрушилось.
В общем, смотреть на улице Троллейбусной оказалось совершенно нечего, а до депо № 2 я так и не добралась – помешали заборы, бурелом и т.д.
За этим зряшным занятием не к месту вспомнилось, что Петрозаводск как город вырос не сам по себе, а стал порождением власти, которая волевым решением некогда превратила поселение в административный центр. Сейчас, похоже, несмотря на все видимые усилия по возрождению этого самого центра, город разваливается на глазах, потому что именно как центр он давно никому не нужен, но просто так взять и запретить его вроде бы неудобно. Все-таки столица.
Нет, строится действительно немало: вот и кадетское училище выросло катастрофически быстро, нарушив помпезным видом общий пейзаж спального района. И новые небоскребы поднимаются прямо на глазах, однако все это почему-то не внушает никаких надежд. А ведь когда Кукковка только начиналась, было иначе: внутри новых кварталов сохранялись островки леса, и как-то радостно было и весело…
Выбравшись из городских трущоб на широкую дорогу, то есть Комсомольский проспект, я наконец обратила внимание на табличку возле остановки у самого училища. Троллейбуса № 2 там не оказалось вообще, то есть он тоже стал историей, вытесненный с маршрута юркими автобусами. Как раз подрулил троллейбус № 5. Синий, но порядком замызганный и будто уже уставший к полудню. Народу в салоне почти не было, не считая стайки молодежи в наушниках, которые глядели отсутствующим взглядом прямо перед собой, целиком нырнув в наушники. Была еще какая-то ветхая старушка с огромной потрепанной сумкой, из которой торчал длинный батон.
А еще в самом конце салона стоял дядька в шляпе, которого я и прежде несколько раз замечала в троллейбусе, именно в троллейбусе! Нет, это точно был он, одетый, как и прежде, в длинный кожаный плащ с острыми лацканами и широкополую шляпу. Так еще одевались шпионы в зарубежных фильмах 80-х. Шикарно по тем временам, с иголочки. Но ведь сейчас обычный человек, пользующийся городским транспортом, не станет играть в шпиона. Даже если – предположим – он так увлечен винтажем, что одевается исключительно на барахолке, шляпа и плащ выглядели бы потрепанно, но тут же будто только их супермаркета! Мне никогда не удавалось разглядеть его лицо – его затеняли поля его обширной шляпы и поднятый воротник, да он, похоже, и не желал светиться.
Вообще, перемещения в пространстве наверняка каким-то образом тесно связаны с перемещением во времени. Что если этот дядька – заблудившийся в пространственно-временном континууме? Его заслали к нам из будущего с целью шпионажа где-то в начале 80-х, он перемещался в пространстве исключительно на троллейбусе № 2, чтобы не вызывать подозрений, хотя он их, естественно, вызывал, потому что в СССР в то время простые граждане одевались так уж щегольски только в кино, это «ихняя» разведка подвела шпиона, насмотрелись они там советских фильмов… А потом маршрут № 2 взяли и отменили. И вот теперь несчастный засланец бесцельно катается на троллейбусах целыми днями, руководство его попросту слило, а здесь он по большому счету никому не нужен.
И вот я тоже так думаю, что похожа на этого шпиона. Отправили меня сюда в будущее из моих 80-х, и теперь я мотаюсь в пространстве в бесконечном поиске чего-то. Может быть, прошедшего времени.