Интернет-журнал «Лицей»

The Show Must Go On

www.topnews.ruНовости перестали быть информационной программой. Теперь это Шоу. И мы следим за этим Шоу с его реальной кровью и жертвами.

 

Признаться честно, я долго не могла сесть и написать этот текст. Мысли есть, клавиатура под рукой… Прокрастинация.

Решила начать с броского заголовка. А что? «Шоу должно продолжаться», по-моему, весьма смелая заявка на победу. Да еще и на английском, да еще из песни великого Фредди. Следуя традиции современных СМИ, после яркого заголовка можно и материал писать, не стараться. Но об этом судить не берусь. «Не доросла» еще.

О другом…

«В Донецке продолжаются артобстрелы, число жертв неизвестно», – именно так начался сегодня дневной выпуск новостей на «Первом». Да вот так сразу в лоб, без предупреждения и вступлений. Видимо, редакторы главного канала страны, тоже, как и я, решают запомниться, удивить броским началом. Удивлять каждый день одним и тем же, как известно, не получится, вот и стараются авторы новостных сюжетов и передач подобрать словечко поярче, да поэмоциональней, и чтобы впечатлился всякий от мала до велика. Только вот удивлять скоро дальше некуда будет. Горизонты моральных норм и этики давно уже не видно с мостиков новостных капитанов. Конечно, ведь плавание началось в далеком феврале, и корабль новостей уже давно в открытом океане информационной войны.

Да, официального объявления войны еще не было. Мы до сих пор слушаем сводки о «контртеррористических операциях» и о «беспорядках». Но оставим политику, речь ведь о журналистике.

Пусть войны еще официально нет, но вот про информационную уже все хорошо осведомлены. Начиналось все с мелких стычек: блокировка каналов, обвинение в недостоверности. Теперь же убивают журналистов, а недостоверность стала «грубой ложью» (по сообщениям «России 24»).

Вот она, информационная война. А здесь, как говорится, все средства хороши. Здесь даже качественные издания уже не пытаются притвориться качественными. На центральных каналах мы сегодня можем увидеть все приемы бульварной прессы.

Так в период со второго по десятое мая в выпусках программы «Время» зрителям «Первого» показывали одни и те же ужасные кадры кровопролитий в Одессе. Корреспонденты «России 24» смело перешли на сленг, и теперь вместо «недостоверная информация» мы слышим «это был чистой воды фейк». Вместо информационных агентств – ролики с Ютюба. Вместо комментариев специалистов – мнения и слухи. Двадцатиминутные новостные программы на 90% состоят из сюжетов о ситуации в Украине, и лишь 10% процентов занимает сюжетец о победе в чемпионате по хоккею или о посещении Путиным винодельни (цифры приблизительные, сугубо авторские). И правильно! В России ведь нет проблем, все наши новости – это выставка интерактивных скульптур в Москве, больше и посмотреть-то не на что. Это Украина плохо живет. А у нас все замечательно, нищие исчезли, а контракт с Китаем подписан. Так и живем.

Валерий Соловей в своей лекции об информационной войне сказал, что современное телевидение ровняется на девятилетних. Трудно не согласиться. Ведь когда ведущие и корреспонденты разговаривают с нами на языке улиц и социальных сетей, показывают одну и ту же картинку, думая, что зритель за неделю ее не усвоил, о каком интеллектуальном уровне потенциального зрителя можно говорить?

Все черты языка вражды налицо. Но зачем? Зачем воевать с собственным зрителем? Или же, что очевидней, война идет За зрителя?

Сегодня уже нет цели проинформировать, есть цель привлечь, шокировать, заставить смотреть и думать так, как выгодно это политикам. Новости перестали быть информационной программой. Теперь это Шоу. И мы следим за этим Шоу с его реальной кровью и жертвами. Народу нужны зрелища. Зашкаливающие рейтинги новостей тому свидетели.

Мой текст, как и сегодняшние новостные сюжеты, не блещет сдержанностью и объективностью. Но ведь я и не претендую на право воздействовать на миллионы. А как этим правом пользуются другие, мы можем увидеть в 12:00, 18:00 и 21:00 по московскому времени. К чему это все приведет и чем закончится нам вновь покажет «Время».

 

Exit mobile version