Какое место в мировом рейтинге городов занял бы Петрозаводск?
{hsimage|Осло — город номер один в рейтинге "РР" ||||} Журнал «Русский репортер» составил в прошлом году рейтинг наиболее чистых и комфортных городов мира. Москва в нем оказалась третьей… с конца, что и следовало ожидать. Но мне были более интересны мотивы, по которым определяли победителей. Они дают прекрасную информацию для размышления и повод взглянуть на город, в котором мы живем, и власть, которая навязывает условия этой жизни. Итак…
Первое место в рейтинге занял Осло. Что стоит за победой? Цитирую:
«Основной транспорт для жителей города – общественный. Парковать машину в городе слишком дорого, поэтому подавляющее большинство горожан ездят на автобусах, которые здесь заправляют метанолом. Применение экологического топлива – необходимое условие для предпринимателей, желающих запустить новый автобусный маршрут.
Осло находится на северной оконечности Осло-фьорда, на берегу которого когда-то были и промышленные предприятия, и порты, но со временем он превратился в полосу парков… С другой стороны к городу подступает лес, в котором никому ничего нельзя строить. Разрешение на строительство РЯДОМ с лесом получают только застройщики, готовые компенсировать ущерб, нанесенный природе, а также прошедшие длительную процедуру сбора документов, согласований и заседаний. Проще строить в другом месте. Тем более, что в решении подобных вопросов принимается во внимание мнение каждого горожанина: НИ ОДНА СТРОЙКА В ГОРОДЕ НЕ НАЧНЕТСЯ, ЕСЛИ ХОТЬ ОДИН ЖИТЕЛЬ ВЫСКАЖЕТ ПРОТЕСТ…»
Любимый всеми нами Хельсинки (третье место в рейтинге) – индустриальный город, здесь множество промышленных предприятий и кипучая деловая жизнь. Но… машин в городе на удивление мало. "По статистике на тысячу жителей приходится всего 390 автомобилей – один из самых низких показателей в Европе (и это далеко не в бедной стране, откуда автометаллолом вывозят в Россию) …80 процентов жителей Хельсинки в час пик пользуются общественным транспортом, оставляя машины дома". А строительство новых, даже престижных микрорайонов, ведется одновременно с открытием туда новых маршрутов общественного транспорта.
«Стокгольм (четвертое место в рейтинге) состоит из трех равных частей: одну треть составляет вода – залив и озеро Меларен, переходящие друг в друга, еще одна часть – парки, а собственно дома и асфальт занимают лишь треть территории города…
Жители Большого Стокгольма не ездят на работу в центр. Скорее, наоборот: офисы и производства расположены на окраинах и в городах-спутниках. Здесь же живет основная часть активного населения: жилье в центре слишком дорогое, а росту строительства не способствуют строгие градостроительные нормы, которые НЕ ПОЗВОЛЯЮТ СНОСИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗДАНИЯ».
Цюрих (шестое место в рейтинге) «ломает представления современного человека о городе, как о привычном скоплении домов, людей и машин. Жители Цюриха не ездят в выходные куда-нибудь подышать свежим воздухом: запах цветов для них привычнее запаха бензина. На маленьких участочках горожане выращивают все, что душе угодно, например, виноградные лозы – почти в центре города. Но если все-таки нужен лес, то дойти до него можно максимум за 10 минут из любой точки города».
В канадском Торонто (восьмое место в рейтинге) нашли другой способ создания комфортных условий для жителей мегаполиса – там скверы и зеленые лужайки разбивают … на крышах домов. И это считается престижным. На самые зеленые» крыши даже водят туристов и рассказывают, что эти меры не только делают город более зеленным, экологически чистым, но здания с такой крышей в два раза эффективнее сохраняют тепло.
А теперь позволим себе вольность и представим, какое бы место в этом рейтинге занял наш Петрозаводск, как бы он выглядел на фоне современных европейских городов. Тот Петрозаводск, о котором рассказывает в своем материале архитектор Елена Евгеньевна Ициксон. Город, в котором с готовностью пустят под нож, точнее, под пилу любой сквер, снесут (или сожгут) любое историческое здание, чтобы освободить место под очередной торгово-развлекательный центр. Город, в котором чуть более 250 тысяч жителей и километровые автомобильные пробки на улицах.
Штамп «Нью-Йорк – это город каменных джунглей и небоскребов» внедряли в наше сознание с советских времен. И вот недавно, к своему удивлению, узнала, что в Нью-Йорке существуют очень строгие ограничения на вертикальные габариты зданий и расстояния между высотками. Американцы могут позавидовать инвесторам, обосновавшимся в Петрозаводске, им-то предоставлена полная свобода: например, через суд (!) они сумели добиться сокращения санитарной зоны между зданиями с 50 до 20 метров и втиснуть огромный торговый комплекс с газовой котельной и автостоянкой в старую застройку центра города (я имею в виду проспект Ленина). А еще говорят, что в Америке правит капитал…
«Сельскохозяйственный» подход к развитию и застройке Петрозаводска – «Больше «урожайности» с квадратного метра!» — позволяет лишь кому-то набить карманы, но не решает ни одну проблему города. В результате такие небольшие города, как Петрозаводск, приобретают все минусы мегаполисов – плохую экологию, уродливую застройку, потерю своего облика — не приобретая хотя бы одного из его плюсов: более широкие возможности получить работу по специальности, перспективы карьерного роста, более высокий уровень заработной платы, возможность дать детям хорошее образование, наконец, предоставляя большие культурные возможности. К сожалению, в России, в первую очередь в провинции, это пока осознают только специалисты-экологи, архитекторы, социологи. Они-то и бьют тревогу. Некоторые идут в детские сады, считая, что именно там нужно начинать «архитектурное образование».
Одним словом, если раньше утверждали, что бытие определяет сознание, то сегодня можно добавить: «А город определяет не только сознание, но и жизнь его обитателей».
Известный московский архитектор Зоя Харитонова уверена, что вандализм рождается там, где исчезает настоящая красота. И еще она утверждает, что всегда сумеет отличить в московской уличной толпе жителей спальных стандартных районов столицы. Причем, отнюдь не по одежде.
Безусловно, человеку XXI века, особенно молодому, вряд ли будет уютно в городе даже начала ХХ века. Однако, Европа, да и Америка, уже успешно решают проблемы сохранения исторического наследия, вписывая его в современный облик городов, и создания комфортных условий проживания в них. Пока робко, но начали это делать и некоторые (пока немногочисленные) города России. Молодые, активные сторонники обилия торгово-развлекательных центров в Петрозаводске предлагают «несогласным» переселиться поближе к природе, в деревню. Но ведь и они живут в «деревне», только железо-бетонной.