Интернет-журнал «Лицей»

Быть главным – тяжёлая ноша…

Сегодня утром скончался народный артист России и Литвы, главный режиссёр Государственного молодёжного театра Карелии «Творческая мастерская» с 1988 по 2006 год Иван Петрович Петров.

Публикуем в сокращении материал Анны Фадеевой «Несколько слов о главном», опубликованный в газете «Лицее» к 75-летию режиссера («Лицей», № 4, 2001 год):

Быть главным – тяжёлая ноша, и она не каждому по плечу. Ивану Петрову такая судьба оказалась по силам. Более того – это его профессия.

В 60-е годы, после окончания режиссёрского факультета ГИТИСа, И. Петров семь лет работал в петрозаводском Русском драматическом театре. Это была первая встреча Петрова с Карелией. Театралы  со стажем до сих пор вспоминают о «Трёхгрошовой опере» Б. Брехта, о «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина, о «Последних» М. Горького или о спектакле «Ищу правую руку» Д. Псафаса.

В театрах Петрозаводска в те годы шла смена поколений. Вновь назначенный режиссёр Русской драмы Иван Петров стал решительно приглашать молодёжь, обновлял труппу. Именно тогда появились в театре и талантливо заявили о себе О. Белонучкин, Е. Бычкова, Н. Барсега и другие. Только что окончившие Ленинградский театральный институт В. Мойковский и Л. Зотова приехали в Петрозаводск, движимые желанием работать с Петровым.

Потом был двухлетний период работы главным режиссёром в Волгоградском театре драмы имени Горького с острыми, смелыми спектаклями по пьесам М. Карима «В ночь лунного затмения», А. Штейна «Между ливнями», Ю. Германа «Дело, которому ты служишь», Л. Жуховицкого «Возраст расплаты». Эти постановки вызвали в традиционно «нетеатральном» Волгограде взрыв зрительского интереса к театру, внимание центральной и местной прессы – и острейший конфликт с «инстанциями» города.

Затем – 18 лет работы в Вильнюсе, в Государственном русском драматическом театре Литвы. Целая жизнь. Почему Прибалтика?… Может, потому, что в Советском Союзе это означало большую свободу: в творчестве, в жизни, в выборе репертуара?

Вильнюсский русский драматический театр в этот период становится самым популярным коллективом у литовских и русских зрителей. Просматривая рецензии тех лет ведущих критиков И. Алексайте, Э. Янсонаса и других, всё время встречаешься с такими определениями петровских спектаклей, как «одно из наиболее ярких впечатлений прошлого театрального сезона», «Потрясающее умение работать с актёром», «завидный дар пластически раскрывать события пьесы», «строгий и одновременно внутренне страстный сценический рассказ, психологически сложные узлы человеческих взаимоотношений и одновременно безграничная вера режиссёра в актёров и в человека…»

Но для среднего и молодого поколения петрозаводчан Иван Петров – это прежде всего «Творческая мастерская». Театр, который был замешан на студийном энтузиазме, зародился в бурную перестроечную эпоху жажды перемен и обновления. Группа актёров-энтузиастов создания «ТМ» обратилась с просьбой возглавить новый театральный коллектив к Ивану Петрову, зная его как режиссёра по совместным работам прошлых лет.

К тому времени (1988 год) Иван Петров, народный артист Литвы, лауреат Госпремии, был уже сложившимся мастером, со своим театральным почерком, со своей эстетикой, главными составляющими которой являются верность лучшим традициям русской театральной «школы переживания», тонкий психологизм, умение пойти «вслед за автором» в сценическом воплощении пьесы.

Театр Ивана Петрова – это театр актёрский, ансамблевый, работающий на создание общей атмосферы спектакля. Петров передаёт свой режиссёрский замысел не через жесткую формальную сторону, а прежде всего через актёра. Именно поэтому в «ТМ» так много ярких актёрских индивидуальностей, любимцев петрозаводскоё публики: это Л. Живых, Г. Залогин, Е. Бычкова, О. Белонучкин, Л. Баулина, В. Чебурканов, В. Мойковский, Д. Максимов и другие.

Забота о будущем своего театра выразилась в реализации И. Петровым идеи создания актёрской студии при «ТМ» (1993-1996 гг.). Сейчас уже можно смело говорить о новом поколении «ТМ», об интересных, самобытных молодых актёрах и о перспективах, связанных с новыми актёрскими именами.

Педагогика – это вообще очень важная черта режиссуры И. Петрова. Именно это качество позволяет ему открывать новые актёрские имена — вспомним дебют Д. Максимова в «Этих свободных бабочках» и «Гарольде и Мод»; повернуть уже известного актёра к зрителю новыми, неожиданными гранями его дарования — роль Кулыгина в исполнении Г. Залогина в «Трёх сестрах», дуэт Л. Живых — Е. Бычковой в «Спокойной ночи, мама», Анфиса Л. Баулиной во «Вдовьем пароходе».

Ещё одной – и очень важной – составляющей режиссуры И.Петрова является этическая позиция его театра: вера в человека, в его лучшие и светлые начала; утверждение гуманистических принципов силами сценического искусства.

Спектакли Ивана Петрова всегда были стержнем афиши «ТМ». Это «Плаха» Ч. Айтматова, «Дядя Ваня» и «Три сестры» А.П.Чехова, «Доходное место» А.Н. Островского, «Прощай, Иуда» И. Иредыньского, «Эти свободные бабочки» Л. Герша, «Спокойной ночи, мама» М. Норман, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина…

«Творческая мастерская» складывалась как группа единомышленников; творческий эксперимент и поиск, инициатива были заявлены в самом названии театра. И тут проявилось особое качество И.Петрова – главного режиссёра: в разные годы существования «ТМ» он давал возможность проявлять свои режиссёрские способности актёрам своей труппы: Е.Ю. Бычковой, которая стала режиссёром-постановщиком целого ряда спектаклей театра, Л.Ф. Живых, О.А. Белонучкину, В.В. Чебурканову. Более того, театр всегда был открыт для сотрудничества с приглашёнными режиссёрами. У Петрова критерии таковы: главное, чтобы предлагаемое театру коллегой-режиссёром было, с одной стороны, талантливо, художественно убедительно, а с другой – побуждало зрителя на некую ожидающую, возвышающую работу души.

Причём, эстетика этих спектаклей может быть самой разнообразной и вовсе не походить на режиссёрский почерк самого Ивана Петрова. Так в репертуаре «ТМ» появились постановки А. Тупикова (Москва) и А. Невинского (Санкт-Петербург), спектакли яркие, зрелищные, подчёркнуто театральные по форме.

Творческое кредо И. Петрова-режиссёра – это верность психологическому театру, вдумчивая, кропотливая работа: актёра – над ролью и зрителя – над увиденным им на сцене. Казалось бы, вокруг сейчас столько яркого, клипового, развлекающего… Может ли театр Петрова противостоять натиску шоу и зрелища, выдерживает ли конкуренцию в борьбе за зрителя? На этот вопрос лучше всего ответили московские гастроли «ТМ», проходившие в конце сентября 2000 года. Об успехе «ТМ» много писали в прессе. Все столичные критики, подводившие итоги турне петрозаводчан, оказались едины в своих выводах: театр Ивана Петрова по-новому актуален, востребован и в сегодняшней усталости от многоцветья и суеты важен для зрителя. Как точно сформулировал Александр Иняхин в октябрьском номере «Страстного бульвара, 10»: «В спокойной, сосредоточенной на реальной жизни человеческого духа творческой работе, оказывается  новизны не меньше, чем в рискованных опытах и тропах…»

В 2006 году Иван Петров был вынужден расстаться с «Творческой мастерской». Уехал в Литву, но часто бывал в Петрозаводске. В том, что наш город имеет  славу театрального города, неоценима заслуга Ивана Петровича Петрова.

Светлая память Мастеру

 

 

 

Exit mobile version