К 95-летию со дня рождения Ивана Петровича Петрова
«Театр — это кафедра, с которой можно сказать много добра. Это не значит, что необходим этакий указующий перст — еще ни один человек не исправился после спектакля. Важно пробудить в человеке надежду, сделать так, чтобы он поверил в жизнь…».
Публикация Национального архива Карелии.
29 марта театральная общественность республики отмечает 95 лет со дня рождения Ивана Петровича Петрова, известного режиссера, народного артиста Литовской ССР и Российской Федерации, художественного руководителя и главного режиссера Государственного молодежного театра «Творческая мастерская».
Необходимо отметить, что с датой рождения Ивана Петровича все неоднозначно. По паспортным данным И.П. Петров родился в 1926 году с. Рыково-слобода Рязанской области в крестьянской семье, дата рождения значится: 29 марта 1926 года. В своих интервью И.П. Петров неоднократно указывал, что знал только год своего рождения и точную дату своего рождения 29 марта 1926 года при получении паспорта он назвал произвольно. По воспоминаниям его матери, он родился в ночь на Вербное воскресенье 1926 года.
После окончания школы И.П. Петров окончил в 1946 году Московский авиационный техникум, затем два года учился в Московском авиационном институте. Но в 1948-м Иван Петрович круто изменил свою жизнь, поступив на актерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) на курс народного артиста РСФСР В.В. Готовцева, который с успехом окончил в 1952 году.
С 1952-го по 1960 год И.П. Петров служил актером в Ростовском театре драмы им. М. Горького (Ростов-на-Дону). Тогда же он начал заниматься режиссурой. В феврале 1960 года И.П. Петров поступил на режиссерский факультет ГИТИСа и был принят сразу на III курс в мастерскую народного артиста СССР А.А. Гончарова.
В одном из своих интервью Иван Петрович отмечал: «В моей судьбе было три театра — три дома, три семьи, три жизни…». Имелись ввиду три основных в биографии режиссера театра, в которых ему довелось служить.
Первым таким театром стал Музыкально-драматический театр Карельской АССР, в который Иван Петрович был приглашен на работу еще студентом и в котором после окончания учебы он остался работать главным режиссером. С 1961-го по 1968 год И.П. Петровым были поставлены такие пьесы, как «Традиционный сбор» В. Розова, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Последние» М. Горького, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и другие. В эти же годы на сцене Государственного финского драматического театра И.П. Петров поставил спектакль «Баня» по пьесе В. Маяковского.
Недолгое время, с 1968-го по 1970-й, Иван Петрович работал в качестве режиссера в Волгоградском драматическом театре им. М. Горького. В этот период он поставил спектакли «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Между ливнями» А. Штейна, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, «Возраст расплаты» Л. Жуховицкого.
В 1971 году И.П. Петров начал работать в Государственном русском драматическом театре Литовской ССР в Вильнюсе, в котором в итоге прослужил 18 лет. Одним из первых на советской сцене И.П. Петров поставил в этом театре спектакли «Святая святых» И. Друцэ, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина. Почти одновременно со столичными театрами вышли спектакли «Долги наши» Э. Володарского, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Жили-были» А. Казанцева и другие.
В 1988 году по приглашению группы актеров будущего театра «Творческая мастерская» Иван Петрович вернулся в Карелию и в качестве художественного руководителя возглавил новый карельский театр — театр-студию «Творческая мастерская» при Союзе театральных деятелей РСФСР. В Карелию режиссер привез свою инсценировку романа Ч. Айтматова «Плаха», которая стала первым спектаклем молодого театра.
Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1988 года и считается днем рождения Государственного молодежного театра «Творческая мастерская».
За годы работы в театре Иван Петрович Петров поставил большое количество спектаклей классического и современного театрального репертуара — таких, как трилогия А.П. Чехова «Дядя Ваня, «Три сестры», «Вишневый сад», пьесы А.Н. Островского «Доходное место» и «Без вины виноватые», современных отечественных авторов «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина, зарубежных авторов «Эти свободные бабочки» по пьесе Л. Герша, «Гарольд и Мод» по пьесе К. Хиггинса и Ж. Карьера и другие.
Иван Петрович Петров, по мнению многих хорошо знавших его людей, был человеком, не мыслившим себя вне театра. Литовский журналист Э. Янсонас в одной из своих статей писал о главном режиссере Государственного русского драматического театра ЛССР: «… И. Петров умеет «раздваиваться» и «растраиваться», репетируя один спектакль, он думает о другом, а в подсознании уже зарождается третий. … Его волнует все, что касается театра, а того, что театра не касалось бы, И. Петров просто не может себе представить» .
Этого же мнения придерживалась актриса театра «Творческая мастерская» Л.А Побединская, подарившая на день рождения И.П. Петрову свои стихи:
«На свете Петровых немало,
Но есть уникальный Петров
Во что бы там, как бы не стало,
Он, братцы, трудиться готов.
Одной лишь мечтой о Работе
С утра и до ночи живет!
Он с мыслию этой ложится,
Он с мыслию этой встает.
Ему пять минут, так обидно
Потратить, чтоб чаю попить.
Жует бутерброды с повидлом,
Мечтает актеров убить,
За то, что порою болеют,
И курят, и водочку пьют…
Все сразу сыграть не умеют,
Эмоциям волю дают!
Но, право, к чему же тут споры:
Пусть он и бывает суров,
Но все ж умирает в актере —
Так, браво, Вам! Браво, Петров!»
В любом театре, в котором доводилось ему работать, Иван Петрович всегда старался создать коллектив единомышленников. Многие журналисты, театральные критики отмечали, что театр Петрова — это театр актерский, ансамблевый в лучших традициях классического русского театрального искусства.
В своих записях к спектаклю «Три сестры» Иван Петрович отмечал: «Классическая драматургия дает возможность найти новые грани в ней и не обязательно резкие, авангардистские подходы и решения…», «Поэзия, музыка, хорошая литература — это потребность души существовала всегда, а в трудные для людей времена — особенно».
Кстати, именно после просмотра спектакля театра «Творческая мастерская» чеховской пьесы «Три сестры» российский писатель, режиссер, театральный деятель А.М. Кравцов (Москва), написал режиссеру-постановщику И.П. Петрову восторженное письмо: «…Остаться безмолвным не могу, поскольку встретился с редкостным явлением органического родства с тем, что представляет ваш Театр. Родство это прежде всего в величайшем уважении к актеру как художнику, но не шахматной фигурке на поле режиссуры и сценографии. Родство — в ансамбле артистов, творящих на сцене художественную атмосферу, создающих произведение, а не вернисаж персональных творческих достижений. В мужественной доброте и высоком вкусе при том девятом вале чернухи и шоу, который плещется вокруг…». И далее: «Спросили бы меня, я бы, не краснея, назвал театр Петрозаводским Художественным, поскольку в нем воспитываются идеалы русского искусства, которые в свое время и свели вместе Станиславского и Немировича-Данченко».
Все вышеприведенные цитаты взяты из документов и материалов личного архива Ивана Петровича Петрова, которые он передал на государственное хранение в Национальный архив Республики Карелия незадолго до своей смерти.
В текущем году планируется прием на государственное хранение документов и материалов переданных документов. В архивный фонд включены материалы творческой деятельности И.П. Петрова, связанные с работой режиссера в различных театрах Советского Союза и России: в Государственном музыкально-драматическом театре Карельской АССР (1961 — 1968), Волгоградском драматическом театре им. М. Горького (1968 — 1970), в Государственном русском драматическом театре Литовской ССР (1970 — 1988), в Государственном молодежном театре «Творческая мастерская» (1988 — 2006) и его работой в качестве приглашенного режиссера в Мурманском областном драматическом театре и Государственном финском драматическом театре КАССР: афиши, программы спектаклей, поставленных И.П. Петровым, отзывы, рецензии театральных критиков, журналистов, зрителей на спектакли, фотографии репетиций, сцен из спектаклей, поставленных И.П. Петровым, письма, документы к биографии и служебной деятельности И.П. Петрова, статьи, заметки, стихи, разных авторов, посвященные жизни и творчеству И.П. Петрова, поздравительные адреса, письма-отклики коллег, зрителей, интервью, тексты выступлений И.П. Петрова о новых театральных постановках, планах, записные книжки с его записями о гастрольных поездках, текущих делах, материалы по вопросу реорганизации театров Карелии в начале 2000-х и другим вопросам, фотографии И.П. Петрова, индивидуальные, с супругой Дианой Андреевной, с коллегами, актерами, друзьями и многое другое.
Документы личного происхождения — это, безусловно, уникальное явление в культуре, это не только живой рассказ о людях и событиях, но и рассказ о различных путях творческих поисков, о сомнениях и победах. Иван Петрович Петров внес огромный вклад в российскую культуру, его имя всегда будет стоять в одном ряду с именами выдающихся театральных деятелей страны. По мнению Петрова-режиссера: «Театр — это кафедра, с которой можно сказать много добра. Это не значит, что необходим этакий указующий перст — еще ни один человек не исправился после спектакля. Важно пробудить в человеке надежду, сделать так, чтобы он поверил в жизнь…».
Театралы Петрозаводска до сих пор помнят спектакли, поставленные Иваном Петровичем Петровым, помнят и о той высокой планке в искусстве, которую он установил и которой его коллеги и ученики стараются соответствовать и поныне.
В год 95-летия со дня рождения И.П. Петрова документы его личного архива пополнят коллекцию фондов личного происхождения, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия и будут знакомить исследователей с историей карельского театрального искусства и биографией одного из самых талантливых и блистательных театральных режиссеров, когда-либо работавших в Карелии.
Главный архивист отдела комплектования Национального архива Республики Карелия М.Н. Ермолина