Главное, Дом актёра, Культура

Эпоха Петрова

Иван Петров

Сегодня, 29 марта, исполняется 90 лет со дня рождения Ивана Петровича Петрова —  выдающегося  театрального деятеля, самого титулованного и известного режиссера драматического театра Карелии, одного из тех, кто навсегда вписал свое имя в историю нашего края.


Иван Петрович Петров родился 29 марта 1926 года в селе Рыково-Слобода Рязанской области в крестьянской семье. В 1946 году окончил Московский авиационный техникум, затем два года проучился в Московском авиационном институте. Однако страсть к театру победила: в 1948 году Иван Петров поступает на актерский факультет в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС, Москва), на курс народного артиста России В. Готовцева и в 1952-м с успехом оканчивает обучение. С 1952 по 1960 годы Иван Петров — актер Ростовского-на-Дону театра им. М. Горького. Тогда же он начинает активно заниматься режиссурой. В феврале 1960 года Иван Петров был принят сразу на третий курс режиссерского факультета ГИТИСа, в мастерскую народного артиста СССР Андрея Гончарова.

Еще продолжая обучение, Иван Петров получает приглашение на работу в качестве режиссера в Музыкально-драматический театр КАССР (Петрозаводск), где вскоре, после окончания ГИТИСа, становится главным режиссером. Семь лет «эпохи Петрова» в стенах Музыкально-драматического театра — славная страница в истории коллектива.

В эти годы в театре происходила смена актерских поколений. По приглашению нового главного в Карелию приезжает целый ряд актеров, ставших настоящими звездами карельской сцены: Олег Белонучкин, Елена Бычкова, Наталья Барсега и другие. В афише театра появляются названия острых, ярких петровских премьер, каждая из которых становится настоящим театральным событием в городе: «Традиционный сбор» В. Розова, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (одна из первых постановок знаменитой пьесы в стране), «Последние» М. Горького, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина, «Ищу правую руку» Д. Псафаса и мн.др. Параллельно Иван Петров ставит несколько спектаклей на сцене другого театра Петрозаводска — Государственного Финского театра: «Баня» В.Маяковского, «Четыре капли» В. Розова и другие.

С 1968-го по 1970 год Иван Петров работает главным режиссером Волгоградского театра драмы им. М.Горького. Спектакли, поставленные Петровым в эти два сезона («В ночь лунного затмения» М. Карима, «Между ливнями» А. Штейна, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, «Возраст расплаты» Л. Жуховицкого), стали настоящим событием в традиционно нетеатральном городе, получили высокую оценку местной и центральной прессы, но и одновременно привели к острому конфликту режиссера с партийными инстанциями Волгограда, после чего И.П. Петров вынужден был уехать из города.

С 1970-го по 1988 год Иван Петров работает режиссером, а затем главным режиссером Государственного русского драматического театра Литовской ССР в Вильнюсе. Здесь впервые на советской сцене Петровым были поставлены «Святая святых» И. Друце, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина, почти параллельно с московскими и ленинградскими премьерами вышли спектакли Ивана Петрова «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Долги наши» Э. Володарского, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Жили-были» А. Казанцева, «Татуированная роза» Т. Уильямса, «Картотека» Т. Ружевича и мн.др. Весь период работы Ивана Петрова в Русском драматическом театре Литовской ССР отмечен его постоянной заботой о популяризации  средствами театрального искусства русской классики и лучших достижений современной и зарубежной драматургии.

В 1988 году Иван Петрович Петров возвращается в Петрозаводск. По приглашению группы актеров, ставших ядром будущей «Творческой мастерской», Иван Петров возглавляет дело становления нового театра. В Петрозаводск  Петров привозит свою инсценировку романа Ч. Айтматова «Плаха». С момента рождения этого спектакля – 16 ноября 1988 года – и идет отсчет истории существования самого молодого драматического театра в Карелии – «Творческой мастерской».

Почти  восемнадцать лет жизни «Творческой мастерской» Иван Петрович Петров находился у руля «ТМ». В трудные для всей культуры годы значительных социальных изменений в стране  Петров сумел вопреки разрушительным тенденциям создать новый, яркий, интересный репертуарный театр, верный традициям русского психологического искусства, имеющий свою художественную программу, свою афишу, ядром которой являются произведения большой драматургии. Возглавляемый им театр за это время возмужал, окреп, стал не только самым посещаемым и любимым зрителями, но и настоящим достоянием культурной жизни Карелии.

В 1996 году состоялся выпуск первой актерской студии при «Творческой мастерской», мастером которой был Иван .Петров. Сейчас ее выпускники – заслуженные артисты Карелии Виктория Фёдорова, Георгий Николаев, Наталья Мирошник, Ирина Старикович, актеры  Юрий Максимов, Ольга Саханова  ведущие актеры труппы наряду с замечательными мастерами старшего и молодого поколений «ТМ».

Спектакли Ивана Петрова все годы его работы в «Творческой мастерской» были стержнем афиши театра: «Плаха» Ч.Айтматова, «Прощай, Иуда» И. Иредыньского, «Гарольд и Мод» Карьера и Хиггинса, «Без вины виноватые» и «Доходное место» А.Н. Островского, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина, «Полковник Птица» Х. Бойчева, «№ 13» Рея Куни, чеховская трилогия (за которую Иван  Петров в 2004 году был удостоен Премии Главы правительства Республики Карелия) – «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и другие.

Главными творческими принципами Ивана Петрова всегда были верность психологическому театру, развитие лучших традиций русского репертуарного театра. В его постановках не было режиссерского педалирования, а только ювелирная работа с актером, высокопрофессиональное владение всеми выразительными средствами театра. Режиссер умел чувствовать современность, его постановки волновали зрительный зал, в классическом произведении он умел увидеть вечное и сегодняшнее.

Спектакли  Петрова всегда имели ярко выраженную этическую позицию. Вот как сам режиссер формулировал свое творческое кредо: «Театр «Творческая мастерская», защищая реалистические ценности искусства, сочетает в себе преемственность и новаторство, не принимая разрушительной агрессии псевдоавангарда. Театр стремится к раскрытию духовной сущности человека, ведет со зрителем предельно искренний, без аффектации, разговор о смысле жизни, о человеке и его нравственных ценностях. Не боясь раскрытия жесткости и жестокости окружающего мира, театр хочет остаться островом надежды, восполнить своим творчеством дефицит добра и любви к человеку…».

В 2012 году Ивана Петровича Петрова не стало. Он прожил большую, яркую, содержательную жизнь, оставив по себе заметный след в сердцах  коллег, учеников, соратников, поклонников и  всех его благодарных зрителей.

Иван Петров
Иван Петров
Иван Петров и Людмила Баулина на репетиции
Иван Петров и Людмила Баулина на репетиции
Сцена из спектакля "Плаха"
Сцена из спектакля «Плаха»
Сцена из спектакля "Плаха"
Сцена из спектакля «Плаха»
Сцена из спектакля "Вишневый сад" в "ТМ"
Сцена из спектакля «Вишневый сад» в «ТМ»

 

Сцена из спектакля "Вишневый сад" в "ТМ"
Сцена из спектакля «Вишневый сад» в «ТМ»
Сцена из спектакля "Вдовий пароход" в "ТМ"
Сцена из спектакля «Вдовий пароход» в «ТМ»
Сцена из спектакля "Вдовий пароход" в "ТМ"
Сцена из спектакля «Вдовий пароход» в «ТМ»

 

Об авторе. Мария Крауклит — заведующая литературной частью Театра драмы РК «Творческая мастерская».

 

 

  • Владимир Лененко

    Замечательный, очень доброжелательный и, что я очень ценю, истинно интеллигентный человек. Я имел счастье совсем-совсем немного быть с ним знакомым и общаться, где-то около получаса, но этого вполне хватило, чтобы понять, насколько повезло «Творческой мастерской», а потом, более подробно познакомившись с репертуаром (но далеко не всем) «ТМ», почему этот театр именно такой. И с теплотой помнить об этой встрече и следить, хоть и издалека, за судьбой театра.
    А дело было так (все-таки придется объясниться). В один из моих приездов в Петрозаводск (а я всегда останавливался у Хорошей, это почти что мой родной дом) в гости зашла Людмила Филипповна Живых (она тоже была давно знакома с этим домом). Мы сидели, разговаривали, она с интересом, не торопясь (у нее в этот день спектакля не было) о чем-то расспрашивала… И вот когда Наташа Мирошник засобиралась в театр (а она в тот вечер играла в «№13»), Людмила Филипповна сама предложила — «Не хотите ли вы посмотреть на Наташу, она там великолепна!». Конечно нас (да, я забыл сказать, что в тот приезд я был вместе с женой) могла пригласить и Наташа (что она потом неоднократно делала), но, видимо, Людмила Филипповна с одной стороны решила взять инициативу на себя, а с другой — сделать нам приятное, чуть поднять градус нашего похода в театр. Она тут же подняла телефонную трубку, с кем-то переговорила (я думаю, с Геннадием Залогиным) и сказала: «Идите, вас встретят. Только не перед самым началом, а прямо сейчас». Мы пришли, нас провели в кабинет Залогина, поскольку там нас встретил именно он — весьма импозантный и симпатичный человек, который сразу создал атмосферу, как будто мы давно знакомы, без всякого апломба. А через несколько минут зашел человек, которого я сразу принял за своего, поскольку у нас совершенно одинакового фасона усы и бородка, только тогда мои были чуть потемнее, а сейчас точно такие же, белые. Нас представили, это был Иван Петров. Я думаю, он зашел не случайно, поскольку никуда не торопился, начал расспрашивать, кто мы такие и откуда, смотрели ли «№13» во МХАТ’е? Я сразу сказал, что нет, поскольку тогда этот спектакль был в Москве на пике популярности и попасть туда было практически невозможно. Он, кажется, обрадовался и продолжил беседу… В общем, неважно даже, о чем мы говорили, важна была теплая, дружеская и непринужденная атмосфера. А потом мы пошли в зал и Наташа там была, действительно, великолепна. Еще я сразу приметил Олега Липовецкого (привет ему, вот мы и повстречались на «страницах» «Лицея»). И вообще весь спектакль, что называется, БЛИСТАЛ…
    Потом я видел на этой сцене и Людмилу Живых и Геннадия Залогина, и это было великолепно, но именно тот первый поход (знаете, в биологии есть термин ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ или ИМПРИНТИНГ) сделал «ТМ» (хотя я там не очень часто бываю, но все же…) моим любимым, может даже больше московских, театром, а эту тройку — Петров, Живых, Залогин — его олицетворением и доброй памятью! Спасибо судьбе, что я встретил их, знал их, видел на сцене их самих и их творения. И, конечно, спасибо Юрию Львовичу Хорошу (и Лёне), с которых все началось…

    • Ксения

      Такие воспоминания оживляют. И возвращают тепло времени.

  • Oleg Lipovetskiy

    Долгой и честной памяти Ивану Петровичу — нашему учителю и большому мастеру. Жаль, что он ушел из театра, который создавал не по своему желанию. Жаль, что уехал из Карелии, потому что ушел из театра. Он не представлял своей жизни без театра и мог бы ещё много сделать для культуры Карелии.